Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминальная




16 37

□ эмоциональные реакции в связи с неприятными происшествиями в коллективе, семье; степень сопереживания, эмоционального реагиро­вания, чуткость, доброта, отзывчивость, садистские наклонности и пр.;

о отношение к себе, самооценка (адекватная, завышенная, зани­женная); уровень притязаний и его соотношение с реальными способ­ностями и возможностями; отношение к своим телесным ощущениям, здоровью, лечению; жизненные планы, отношение к своему будущему; насколько испытуемый аккуратен в быту, у себя дома, на рабочем месте;

а отношение к различным видам деятельности; успехи в учебе, где и как учился; способности к усвоению нового материала, склонности к учебным дисциплинам;

а поведение испытуемого, совершал ли он правонарушения, их ха­рактер, мотивы совершения правонарушений; наблюдались ли у него аг­рессивные формы поведения; в одиночку или в группе сверстников со­вершал противоправные действия; физическая активность; проявлялась ли лживость в отношениях со старшими, сверстниками; смел или тру­слив; насколько способен к самостоятельному принятию решений; сте­пень настойчивости в достижении поставленных целей;

□ как характеризуется его поведение в целом; не отличается ли оно манерностью, демонстративностью; не замечались ли за ним суицидные попытки или высказывания подобного рода; не свидетельствуют ли его поступки о проявлениях упрямства, немотивированного негативизма;

п увлечения, любимые занятия;

□ употребляет ли алкогольные напитки, наркотики, как их переносит;

□ сексуальные отношения; когда начал половую жизнь; наблюда­лись ли какие-либо отклонения в поведении сексуального характера;

□ обычное настроение (приподнятое, ровное, депрессивное и т.д.), его устойчивость; характер эмоций; динамика эмоциональных состоя­ний, их продолжительность, глубина.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. При исследовании аффектогенной ситуации рекомендуется выяснять:

□ характер поступков окружающих, их высказывания, затрагиваю­щие самооценку обвиняемого, травмирующие его психику;

а обстоятельства, угрожающие физическому состоянию человека;

□ характер неожиданно возникшего раздражителя, непосредствен­но предшествовавшего противоправным действиям (внезапное нападе­ние, грубое оскорбление и т.п.); в некоторых случаях — характер дли­тельно травмирующей обстановки (стойкие неприязненные отношения с потерпевшим, длительные систематические унижения и издевательст­ва со стороны последнего);

□ фактор субъективной значимости, эмоциональной окрашенности обстановки совершения преступления, субъективного восприятия си­туации в качестве безвыходной, трудно разрешимой; была ли необходи­мость быстрого принятия решения в сложной, конфликтной ситуации.

При изучении стрессогенной конфликтной ситуации выясняют­ся внешние факторы, воздействовавшие на субъекта. Ими могут быть: условия среды обитания (радиация, газовые примеси, шум, вибрация), а также раздражители, связанные с социальными условиями (неблаго­приятный социальный микроклимат в семье, коллективе, частые кон­фликты с родными, близкими, сослуживцами, грубость, оскорбления с их стороны и т.п.).

В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные при­знаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность об­становки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувст­во внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрица­тельный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

По делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, особое внимание обращается на степень сложности, необычности си­туации, различных объективных обстоятельств, затруднивших деятель­ность оператора.

Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим об­разованием, работающие в области психологии (имеющие ученую сте­пень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специ­алиста необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содер­жанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его про­фессиональные, научные возможности.

Назначение судебно-психологической экспертизы. Эксперти­за должна назначаться и проводиться своевременно, как только возник­ли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В постановлении следователя, определении суда о назначении су­дебно-психологической экспертизы в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности и т.п., которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т.п.) психологии, рас­сматриваются в качестве повода для назначения экспертизы.

Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства за­щиты о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после озна­комления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.

16*

В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпев­ший, свидетель) и материалы уголовного дела с постановлением о на­значении экспертизы.

Использование заключения судебно-психологической экс­пертизы. Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений, интересующих органы правосудия. Эта оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квали­фикации исследованных фактических данных, либо в аргументирован­ных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим пра­воохранительные органы событиям1.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оценива­ется научный уровень заключения, аргументированность содержащих­ся в нем выводов, в каком объеме экспертами использованы предостав­ленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими ра­бота, какие методы исследования применялись.

В своем заключении эксперты-психологи должны не только ука­зать, какие исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.

В уголовном процессе заключение судебно-психологической экс­пертизы используется следователем (судом) в следующих случаях.

При изучении механизма совершенного преступления. Содержа­щаяся в заключении информация о личности испытуемого помогает по­нять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные причины, способствовавшие совершению противоправных действий.

При доказывании и квалификации содеянного. Заключение су­дебно-психологической экспертизы является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу. Например, ус­тановленный в помощью эксперта-психолога доказательственный факт о психологических особенностях и эмоциональном состоянии обвиняе­мого в момент совершения противоправных действий может являться одной из многочисленных посылок для выводов о субъективной стороне преступления, о форме вины, мотивах преступления, т.е. для правиль­ной квалификации содеянного, а иногда и служить доказательством, подтверждающим отсутствие состава преступления по уголовным делам о превышении необходимой обороны, по делам об авариях, ката­строфах на транспорте, производстве.

Кроме того, судебно-психологическая экспертиза может быть ис­пользована как способ установления фактов, имеющих значение для более качественного проведения других экспертных исследований. На­пример, результаты, полученные в ходе проведения судебно-психоло­гической экспертизы о времени двигательной реакции и особенностях восприятия водителя могут использоваться в ряду других исходных

 

Коченов ММ. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24.

 

данных при проведении автотехническои экспертизы при решении во­проса о наличии (отсутствии) у водителя технической возможности предотвратить наступление вредных последствий в конкретных дорож­ных условиях.

При необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных послед­ствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экс­тремальным условиям, в которых оно оказалось.

Для установления обстоятельств, смягчающих наказание, на­пример, при совершении преступления под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряженности, при обнаруже­нии у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости.

В целях применения справедливых мер уголовно-правового ха­рактера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности (см. ч. 1 ст. 6 УК РФ).

В тактических целях: для установления психологического кон­такта во время допроса, проведения других следственных действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

В заключениях судебно-психологической экспертизы содержится обширная информация об особенностях лиц, склонных к конфликтным отношениям, трудно адаптирующихся к социальным условиям. Полу­ченные сведения широко используются в профилактической, разъясни­тельной, воспитательной работе с различными категориями граждан.

В гражданском судопроизводстве возможности судебно-психологи­ческой экспертизы пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разреше­нии споров о признании сделок недействительными, о компенсации мо­рального вреда, о праве на воспитание детей и т.п.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важ­ным средством получения доказательств — фактических данных о пси­хологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсуди­мого), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью судеб­но-психологической экспертизы создаются необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание винов­ному, данных, характеризующих его личность, а также для установле­ния психологических причин и условий, способствовавших соверше­нию преступлений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является предметом судебно-психологической экспертизы?

2. В чем состоит отличие оснований от поводов назначения судебно-психологической экспертизы?

3. Назовите наиболее распространенные методы, используемые экспертом-психоло­гом при проведении экспертизы.

4. Чем определяется компетенция судебно-психологической экспертизы, научная компетенция эксперта?

5. Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан?

6. Какие вопросы могут исследоваться экспертом-психологом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?

7. Может ли эксперт-психолог высказывать свое мнение о правдивости свидетель­ских показаний? Обоснуйте вашу точку зрения.

8. Из чего складывается подготовка судебно-психологической экспертизы?

9. Каким требованиям должны отвечать постановление следователя, определение суда, ходатайство адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу?

10. В каких целях используется заключение судебно-психологической экспертизы?

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.