Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертом-психологом




Ее компетенция. Основные вопросы, решаемые

Методологические основы судебно-психологическои экс­пертизы. Методологическую основу судебно-психологическои экспер­тизы составляют общепсихологические научные принципы: детерми­низма, развития психики человека в единстве его сознания и деятель-

1 Об использовании судебно-психологическои экспертизы при разрешении граждан­ско-правовых споров см.: Сахнова Т.В. Основы судебно-психологическои экспертизы по гражданским делам. М., 1997.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Неко­торые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

ности, системности, что предполагает изучение его психической дея­тельности как единого целого. Такой подход исключает изолированное исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление, свойство психики изучаются с учетом воздейст­вия на них, на сознание человека социальной среды.

Наряду с общепсихологическими принципами на формирование ме­тодологии судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы законности, объективности, всесторонности исследования доказательств, принципы справедливости, гуманизма.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каж­дом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых перед ней право­охранительными органами, предполагает широкий выбор различных ме­тодов исследования:

изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков пос­леднего (М.М. Коченов, О.Д. Ситковская);

знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

беседа с ним и другими участниками процесса;

экспериментальное психодиагностическое обследование испытуе­мого с применением различных тестовых методик.

Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании обще­го психического развития испытуемого, т.е. о формировании у него про­цессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы1.

С пониманием этого важного положения следует подходить пред­ставителям правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить рассуждения, основанные на здра­вом смысле специалиста в области житейской, но отнюдь не научной психологии, что, к сожалению, иногда встречается на практике при рас­смотрении уголовных и гражданских дел в судах.

Компетенция судебно-психологической экспертизы. В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содер­жанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридичес­кой, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компе­тенцию входит исследование различных проявлений психики, психи­ческих процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психоло­гических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потер-

Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24.

певших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздейст­вия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликт­ных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию экспертизы также входит изучение «психологичес­кого содержания некоторых юридических понятий, описывающих пове­дение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов).

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

□ установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, ин­теллектуального развития, наличия у них определенных психофизиоло­гических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсив­ность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремаль­ных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональ­ных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

□ диагностику состояний психической напряженности непатологи­ческого характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), по­служивших причиной совершения противоправных действий, неаде­кватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессио­нальными обязанностями, и т.д.;

□ исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной дея­тельности;

а выявление у несовершеннолетних правонарушителей с призна­ками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

□ установление способности психически здоровых свидетелей, по­терпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции су­дебно-психологической экспертизы относится то же самое — исследо­вание вопросов психологического характера, относящихся к индивиду­ально-психологическим особенностям личности участников граждан­ско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцеп­тивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при расследовании уголовных дел, в компетенцию судеб­но-психологической экспертизы по гражданским делам входит изуче­ние психического состояния некоторых участников процесса. Напри­мер, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействи-

тельности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или ру­ководить ими» (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате при­чиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравствен­ные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-пси-хологической экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с раз­витием психологической науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем пси­холого-правового характера.

В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологичес­кими состояниями (психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), «вопрос о выборе формы экспертизы должен однозначно решать­ся в пользу комплексной психолого-психиатрической экспертизы»1.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психи­ческие (познавательные) процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-психологической эксперти­зы правоохранительными органами, можно дать следующий перечень наиболее распространенных вопросов, выносимых на разрешение дан­ной экспертизы, сгруппировав их следующим образом.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой от­носительно психических процессов. Оценивая перцептивные способ­ности свидетеля (потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке.

Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психо­логические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъек­та к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вы­мышленными образами и т.д.

И наконец, в ходе исследования перцептивных способностей свиде­теля следует также оценивать и уровень владения им речью: насколько он может правильно воспроизвести прежде воспринятое.

Поэтому, принимая во внимание отмеченные выше закономерности перцептивной деятельности, можно рекомендовать постановку следую­щих вопросов перед экспертизой2:

1 Кудрявцев ИЛ. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. С. 54.

2 Здесь и далее большинство вопросов дается в редакции М.М. Коченова. См.: Ко-ченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980; Справочник сле­дователя. Практическая криминалистика: подготовка и назначение экспертиз: Практичес­кое пособие. М., 1992. Вып. 3. С. 176—183.

Каковы индивидуально-психологические особенности познаватель­ной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, вни­мания) свидетеля (потерпевшего)?

Имеются ли у свидетеля какие-либо индивидуально-психологичес­кие особенности, психические недостатки перцептивной деятельности, существенно снижающие его способность правильно воспринимать со­бытия (предметы) и давать о них правильные показания?

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности свидетеля, его психического состояния в момент совершения противо­правных действий обвиняемым, а также условий, в которых происходи­ло событие, мог ли свидетель правильно его воспринимать?

Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности мыш­ления свидетеля, его психическое состояние в момент восприятия собы­тия, мог ли он правильно понимать его содержание и характер?

Каков уровень развития у свидетеля мышления, памяти, речи? До­статочен ли он для правильного воспроизведения обстоятельств дела?

Формулируя вопросы перед экспертом-психологом, ни в коем слу­чае не следует забывать, что судебно-психологическая экспертиза ре­шает вопросы сугубо психологического характера и ничего общего не имеет с проверкой правдивости свидетельских показаний, с их право­вой оценкой, что является неотъемлемой функцией органов предвари­тельного следствия, суда.

Если рассматривается уголовное дело об изнасиловании, вопросы могут быть поставлены с учетом специфики расследования подобного рода преступлений:

Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологи­ческие особенности личности, которые могли существенно воспрепят­ствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею про­тивоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому?

С учетом индивидуально-психологических особенностей, возраста потерпевшей, ее умственного развития, перцептивных способностей, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она пра­вильно понимать подлинный характер и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и пове­дения обвиняемого?

В ходе расследования изнасилования подобные вопросы, касаю­щиеся перцептивных, познавательных процессов, могут быть поставле­ны и в отношении обвиняемого (особенно молодого возраста). Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способ­ствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоци­рующую роль. В результате этого обе стороны могли неправильно вос­принимать, интерпретировать и оценивать поведение друг друга. В по­добных случаях рекомендуется проведение так называемой «двусторон­ней» экспертизы с использованием одинакового набора методик иссле­дования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Коныше-ва, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская).

Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-пси­хологической экспертизы «имеет существенную особенность: способ­ность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степе­ни за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психи­ческих явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п.»1. По­этому объектами экспертизы являются не только перцептивные процес­сы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказа­лись потерпевшая и обвиняемый.

При расследовании происшествий, связанных с управлением раз­личными техническими устройствами, могут быть поставлены вопросы:

Соответствует ли требованиям профессиональной деятельности об­виняемого ситуация, в которой он оказался, уровень развития его мыш­ления, внимания, перцептивных способностей?

Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затруднили или сде­лали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональ­ных навыков в сложившейся экстремальной обстановке?

При рассмотрении гражданско-правовых споров в суде о признании недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, для доказывания данного факта иногда бывает целесообразно от эксперта-психолога получить ответ на следующий вопрос: имеются ли у гражданина, заключившего сделку, какие-либо особенности, недостатки мыслительной деятельности, нару­шения перцептивных процессов, повлиявшие на правильное восприятие и оценку им условий договора, которые бы способствовали его заблуж­дению относительно последствий заключенной им сделки? {^"Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой о пси­хических, эмоциональных состояниях. Наиболее распространенными вопросами, которые ставятся перед экспертами-психологами для иссле­дования различных эмоциональных, психических состояний, являются:

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения проти­воправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить сво­ими действиями и контролировать их?

Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния)?

При необходимости установить иные состояния нервно-психичес­кой напряженности, эмоционального стресса у обвиняемого, потерпев-

 

Коченов ММ. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 32.

шего, гражданского истца, влияние этих состоянии на их поведение перед экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы:

Находился ли испытуемый в период, предшествовавший соверше­нию действий (указать каких), в состоянии повышенного нервно-психи­ческого напряжения, эмоциональной неустойчивости?

Существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором находился испытуемый в период, предшествовавший соверше­нию действий (указать каких), и психическим состоянием испытуемого в момент совершения этих действий?

Если испытуемый в момент совершения инкриминируемых дейст­вий находился в состоянии повышенного нервно-психического, эмоцио­нального напряжения, в какой мере оно повлияло на его способность понимать содержание ситуации, осознавать значение своих действий и контролировать их?

При доказывании факта невиновного причинения вреда подозрева­емым перед экспертом-психологом может быть поставлен вопрос: с уче­том эмоционального состояния, индивидуально-психологических (пси­хофизиологических) особенностей личности подозреваемого, мог ли он точно соотнести свои оборонительные действия с экстремальными ус­ловиями ситуации, в которой оказался?

Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях лич­ности непатологического характера (неврозы, неврастения и т.п.), в ходе проведения судебно-психологической экспертизы исследуется влияние этих психических аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмо­ционального реагирования субъекта в конфликтных ситуациях.

Аналогичные вопросы могут интересовать суд и при рассмотрении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими» (ст. 177 ГК РФ).

При расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в ходе проверки версии о том, не на­ходилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, со­ставляющей содержание уголовного дела?

Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать по­ниманию характера и значения совершаемых с нею действий или оказа­нию сопротивления обвиняемому?

С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и ока­зывать сопротивление?

Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы сле­дователем (судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном решении вопроса о том, находилась ли потерпев­шая в беспомощном состоянии или не находилась. Основная задача су-

дебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них пра­вовые вопросы.

Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая в результате сильных потрясений, связанных с наси­лием, покончила жизнь самоубийством, а подозреваемый, зная об этом, отрицает факт насилия, утверждая, что самоубийство никакого отноше­ния не имеет к «добровольно» совершенному половому акту.

В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с по­мощью эксперта-психолога характерологических особенностей потер­певшей, а также ее психического состояния после насилия и перед самоубийством: определение того, насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой мере оно явилось результа­том насильственных действий подозреваемого.

При определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее возраста, воспитания, ценностных ориентации, акт на­силия нередко вызывает состояние глубокой депрессии, заторможен­ности психических процессов. Острые эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение ценностных ориента­ции, жизненно важных планов и надежд, определенная суженность со­знания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса достигло своего наивысшего разрушительного уровня.

Выявление причинных связей между актом насилия и совершен­ным самоубийством потерпевшей путем установления у нее с помощью эксперта-психолога состояния психической напряженности, обуслов­ленного актом насилия, является важной задачей, стоящей перед следо­вателем (судом). В подобных ситуациях факт самоубийства потерпев­шей в силу ее необычного психического состояния, возникшего в ре­зультате насилия, косвенно может подтверждать это насилие (разуме­ется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных случаях перед экспертом-психологом бывает целесообразно поставить следующие вопросы:

С учетом индивидуально-психологических, возрастных особеннос­тей потерпевшей находилась ли она после изнасилования в состоянии, предрасполагающем к самоубийству?

Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано?

Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных поступков.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой от­носительно индивидуально-психологических (характерологичес­ких) особенностей, свойств личности. В качестве примерных вопро-

сов, которые могут быть поставлены перед экспертом-психологом, можно назвать следующие:

□ Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого?

а Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психо­логические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмо­ционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

□ Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические осо­бенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и адекватно воспринятому воспроизво­дить увиденное (услышанное)?

При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, наруше­ниях правил техники безопасности и других тяжких по своим последст­виям происшествиях, когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными обязанностями, перед экспертом-психологом, спе­циалистом в области инженерной психологии могут быть поставлены следующие вопросы:

а Каким образом индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшест­вия могли оказать влияние на оценку им сложившейся ситуации, при­нятие решения и его реализацию?

а Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответ­ствует ли она требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?

□ При возникающих сомнениях относительно невиновного причи­нения вреда, когда субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но не сумел их предотвратить, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-пси­хологических навыков требованиям экстремальных условий, в которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?

В тех случаях, когда в совершении преступления принимали учас­тие несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои действия и руководить ими на разрешение судебно-пси­хологической экспертизы могут выноситься следующие вопросы:

□ Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой ситуации?

□ Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в пол­ной мере осознавать значение своих действий и руководить ими?

а Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в груп­повом преступлении и по материалам дела видно, что на него могла ока­зать сильное влияние группа, перед экспертом-психологом целесообраз-

но поставить вопрос: учитывая возрастные, индивидуально-психологи­ческие особенности личности правонарушителя, какое влияние на его поведение могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?

В настоящее время в связи с кардинальными изменениями обще­ственно-экономических отношений в стране происходит активный процесс обновления законодательства. В ряде правовых актов появ­ляются новые понятия и термины, требующие при разрешении кон­кретных спорных вопросов в суде установления не только правовых признаков тех или иных явлений, но и раскрытия с научных позиций их психологического содержания. К таким понятиям, требующим до­казывания в процессе судопроизводства относятся, например: «вре­менное особое психическое состояние», «длительная психотравми-рующая ситуация», «психофизиологические качества», «нервно-пси­хические перегрузки», «психическое принуждение», «обоснованный риск» и т.д.; «нравственные страдания, связанные с индивидуальны­ми особенностями лица», «заблуждение» и т.д.; «психические недо­статки», «правильное восприятие», «психическое состояние» свиде­теля, потерпевшего и т.д.

Для психологической диагностики этих и других подобных им поня­тий применительно к конкретным обстоятельствам того или иного уго­ловного или гражданского дела также может потребоваться помощь специалистов-психологов. В подобных случаях вопросы перед эксперта­ми формулируются применительно к тому или иному исследуемому психологическому явлению. Например:

□ Каковы психологические критерии оценки понятия «длительная психотравмирующая ситуация»? Являлась ли с психологической точки зрения ситуация (указываются конкретные обстоятельства), в которой оказался обвиняемый, для него психотравмирующей? Какое влияние она оказала на его сознание, поведение, способность контролировать

свои действия?

□ Учитывая индивидуально-психологические особенности лич­ности обвиняемого, являлись ли для него обстоятельства, составляю­щие содержание уголовного дела (указываются конкретно), экстре­мальными?

□ Каковы психологические мотивы, составляющие содержание мо-тивационной сферы личности обвиняемого, побудившие его совершить противоправные действия?

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной ком­петенции судебно-психологической экспертизы могут меняться в зави­симости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Главное, фор­мулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть пси­хологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.