Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста




Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму пра­воприменительной деятельности (описание различных объективных ха­рактеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особеннос­тям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систе­му оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности яв­ляется то, что ее основные структурные элементы присущи и следст­венной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельнос­ти удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры не­сколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами про­фессиональной деятельности юриста являются:

познавательно-прогностическая (когнитивная),

коммуникативная (общения),

организационно-управленческая,

воспитательная.

Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструк­тура правоохранительной деятельности. Расследование преступле­ний, изучение причин совершения правонарушений, разработка реко­мендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляе­мого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объ­ектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настояще­го, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с про­шлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувст­венного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установ­ленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познава­тельной деятельности следователя не следует полностью абсолютизи­ровать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следо­ватель, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным выводам, а судья.

Составной частью познавательной подструктуры является прогно­зирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности (подструктуре).

Характерной чертой познания истины следователем, судом являет­ся закрепление в строго определенной процессуальной форме получае­мых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в про­цессе уголовного и гражданского судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная де­ятельность следователя «обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции»^. Эта удостоверительная функция по­знавательного процесса следователя, судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу, что, несомненно, придает до­казательственный характер всему процессу познания.

1 Дулов А.В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973. С. 43.

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в дея­тельности юристов и требующих от них определенных личностных ка­честв, являются:

строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);

ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого;

негативный характер объектов познания в виде результатов пре­ступной деятельности;

мысленное моделирование событий прошлого, последовательность процесса познания;

доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные факты;

дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезин­формации);

противодействие заинтересованных лиц процессу объективного ус­тановления истины;

принудительный характер применяемых методов познания с ис­пользованием властных полномочий;

эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоци­онально-психическую напряженность;

общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результатов.

Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когни­тивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности. К их числу отно­сятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умствен­ная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая па­мять, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной дея­тельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значи­тельной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное эпосредование общения и личности имеет важное методологическое зна-4ение при определении места и роли общения в любой, тем более в юри-цической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические осо­бенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений.

Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятель­ный, процессуальный характер как особый вид профессиональной дея-

тельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного след­ствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед су­дебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное обще­ние в качестве подструктуры юридической деятельности следует рас­сматривать не только как собственно обмен информацией (коммуника­тивная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сто­рона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влия­ющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факто­ров их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура правоохра­нительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельнос­ти юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от пра­вильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно воз­растает и нередко управленческий аспект становится одним из веду­щих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являю­щегося по своему должностному положению руководителем (заместите­лем, помощником руководителя), который помимо установления офици­альных и межличностных контактов с представителями различных госу­дарственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролиро­вать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддер­живать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению кон­фликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой де­ятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организаци­онного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организа­торские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, наход­чивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых реше­ний; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мо­тивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответ­ственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная подструктура правоохранительной дея­тельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников пра­воохранительных органов определяется прежде всего целями и задача­ми правосудия, их участием в проведении профилактических мероприя­тий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодатель­ства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого круго­зора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, сво­бодно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Безусловно, выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе. Так, например, при расследовании уголовных дел во время допроса свидетеля, обвиня­емого и познавательная, и коммуникативная подструктуры в деятель­ности следователя столь тесно взаимосвязаны, что практически невоз­можно вычленить их отдельные элементы. Однако такой методологи­ческий подход помогает более углубленно проанализировать професси­ональный труд юристов, разработать профессиограмму их деятельнос­ти, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремя­щихся стать юристами, создать надежную систему профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.