КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
V А Л Г I 22 37 100; 90 | 80 t 70 t 60 i SO — I 40 • 30 i К о Рис. 11.5. Усредненный профиль личности группы профессионально непригодных к службе в органах прокуратуры работников, полученный с помощью СМЙЛ Кстати, на подобный неблагоприятный с профессиональной точки зрения профиль личности обращалось внимание и при отборе в органы внутренних дел1. Таким образом, типы тестовых профилей с высокими значениями упомянутых выше шкал признаются прогностически неблагоприятными в условиях деятельности, предъявляющей повышенные требования к психике субъекта, его эмоциональной, нервно-психической устойчивости, и требуют углубленного клинического обследования кандидата, поступающего на службу в правоохранительные органы. При оценке тестовых профилей личности профессионально успешных прокурорских работников, полученных с помощью СМИ Л, было выявлено несколько типов таких лиц. Один из распространенных типов профессионально успешных работников прокуратуры (примерно одна треть) составили лица, в тестовом профиле личности которых в качестве ведущей на первом (втором) месте находится шкала 2 с показателями, близкими к 65—75 Т-баллов. Характерно, что среди малоэффективных прокурорских работников почти не встретились лица, профиль которых по СМИЛ имел бы шкалу 2 в качестве ведущей. Усредненный профиль личности профессионально успешного прокурорского работника с ведущей шкалой 2 в пределах 65—75 Т-баллов характерен для сотрудников прокуратуры с глубоким осознанием ответственности за порученное дело, обостренным переживанием из-за неуспехов в работе, самокритичным отношением к своим недостаткам, обостренным чувством вины. Такие прокурорские работники отличаются 1 См.: Виноградов М.В., Буйлов Н.К., Варламов В.А. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц. поступающих на службу в органы внутренних дел. М, 1982. С. 62. чувствительностью к средовым воздействиям, впечатлительностью, глубиной переживаний, высоким уровнем осознания существующих проблем, тревожностью, рефлексивностью, склонностью к глубокому аналитическому осмыслению происходящих явлений, скрупулезному обдумыванию принимаемых решений, гуманистической направленностью, сотрудничающим стилем межличностного поведения. Повышенная тревожность, сенситивность, склонность к переживаниям и волнениям в условиях жесткого директивного стиля управления, дефицита поддержки, одобрения могут вызвать у представителей данной группы депрессивные формы реагирования, сниженный фон настроения и в силу этого отрицательно отражаться на их самочувствии. Однако, при ровном, доброжелательном к ним отношении процесс их профессиональной адаптации и роста протекает успешно. В этих условиях у них появляется больше уверенности в собственных силах, активности, инициативы, сопротивляемости к стрессу. И они, как правило, становятся профессионально надежными сотрудниками с обостренным, повышенным чувством ответственности, что связано с ведущей шкалой 2, не выходящей за пределы нормы. Однако картина может резко меняться в негативную сторону при значительном повышении (более 75—80 Т-баллов) величины шкалы 2, особенно в сочетаниях с такими же высокими показателями шкал 4, 6 и 8 в качестве ведущих. По данным исследований, проведенных в органах МВД, работники, в профиле личности которых наблюдался значительный подъем по шкалам 2, 4, 6 и 8, намного чаще проявляли агрессивные формы реагирования, имевшие импульсивный характер. Они труднее адаптировались к социальным условиям, к своей профессиональной деятельности, отличались сниженной сопротивляемостью к стрессу и в силу этого признавались негодными к службе1. Особого внимания среди работников прокуратуры заслуживают лица, в тестовом профиле которых ведущей является шкала 4. К оценке ее показателей следует подходить весьма осторожно и дифференцированно в зависимости от высоты профиля и показателей других шкал. Так, высокие значения шкалы 4 (более 70 Т-баллов) при одновременном подъеме шкал 6, 8 и 9 и спаде шкал 1, 2, 5 и 0 чаще встречаются у лиц несдержанных, агрессивных, склонных к межличностным конфликтам, проявляющих упрямство, не желающих подчиняться, стремящихся всегда найти оправдание своим, в том числе и неблаговидным, поступкам. Несомненно, что подобные лица не смогут эффективно выполнять обязанности прокурорского работника и будут малоуспешными в любой правоохранительной деятельности. Напротив, в нормативном профиле личности (не выходящем за пределы 70 Т-баллов) наличие шкалы 4 в качестве ведущей, особенно в сочетании со шкалами 2, 5, указывает на такие профессионально важные 1 См.: Виноградов М.В., Буйлов Н.К., Варламов В.А. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. качества личности, как активность, стремление к самоутверждению, самореализации, решимость, разумная склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной цели, высокий уровень притязаний, ориентированность на достижение успехов в работе. В таких случаях правоохранительная деятельность (особенно следственно-прокурорская) предоставляет лицам с ведущей шкалой 4 (в пределах 70 Т-бал-лов) широкие возможности для реализации свойственной им социальной и профессиональной активности. В качестве примера, иллюстрирующего выявленную закономерность, уместно сослаться на результаты психологического обследования следователей военной прокуратуры лейтенантов юстиции И. и Ч., в тестовом профиле которых шкала 4 (но с разными значениями и в разных сочетаниях с другими шкалами) является ведущей (рис. 11.6). 100 • 90 i 80 | 60 f 50 Г 40 • 30 • Л l '/^ в- • -л- - • '-•----- * ~ _» — в. _ -* «._-• _»- • - • — i LFK 1234567890 Рис. 11.6. Тестовые профили личности следователей И (сплошная линия) и Ч. (штриховая линия), полученные с помощью СМИЛ Как видно из материалов личного дела И., школу, военно-юридический факультет он окончил с отличными оценками За время учебы на факультете был удостоен 28 поощрений (взысканий не имел), зарекомендовал себя трудолюбивым, целеустремленным, добросовестным курсантом. По характеру общителен, требователен к себе, выдержан, принципиален. Умеет организовать свой труд. Пользуется авторитетом. Попав в суровые климатические, а также сложные в профессиональном отношении условия, И. показал себя способным переносить длительные нагрузки За расследование опасных преступлений, умелое применение НТС криминалистики поощрен военным прокурором Северного флота. В служебном отзыве военного прокурора гарнизона отмечается: «И. требователен к себе, настойчив, работоспособен, дисциплинирован. К себе относится самокритично, умеет признавать свои ошибки и стремится к их устранению. С личным временем не считается. Принципиален. Высказывает свое мнение и может его отстаивать. Коммуникабелен. Правильно строит взаимоотношения с командованием воинских частей». На втором году работы следователем И. был зачислен в резерв на выдвижение. Напротив, как видно из тестового профиля другого представителя военной прокуратуры лейтенанта юстиции Ч., шкала 4 у него, несмотря на то, что также является ведущей, однако имеет более высокие показатели и находится в сочетании со шкалой 9, имеющей еще большее значение, что усиливает определяемые шкалой 4 негативные качества (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, эгоцентризм и т.п.). Так же, как и его товарищу по учебе на военно-юридическом факультете, через год работы следователю Ч. была дана служебная аттестация, но совершенно иного характера. В частности, в ней отмечалось, что он «...не умеет самостоятельно мыслить и действовать. Поступающие материалы своевременно не изучает и выводов из них не делает. По этой причине ряд дел довел до критического состояния. Недостаточно организован, неоднократно оставлял материалы дела без присмотра, в результате чего у него был похищен дипломат с уголовным делом... Нуждается в серьезной помощи и постоянном надзоре». Возможно, что со временем Ч. и овладеет профессией следователя (при высоком уровне мотивации достижения), однако, несомненно, процесс его профессиональной адаптации будет проходить с гораздо большими осложнениями, чем у И. Среди других относительно распространенных эмоционально-личностных типов прокурорских работников обращают на себя внимание лица, чьи психологические особенности во многом связаны со шкалой 6. С точки зрения профессиональной адаптации ее вклад, как и шкалы 4, в структуру личности следует оценивать также неоднозначно в зависимости от ее величины и от сочетания с другими, особенно со шкалами 2, 4, 8 и 9. В норме, при умеренном повышении шкалы 6 в качестве ведущей у обследованных работников прокуратуры наблюдались: целеустремленность, упорство, настойчивость, организованность, аккуратность, разумный педантизм в работе. В коммуникативных процессах такие лица более прямолинейны. В ходе профессиональной адаптации у них большую роль играют лидерские качества, в наибольшей мере проявляется предрасположенность к управленческой деятельности. В качестве иллюстрации указанной закономерности уместно привести результаты психодиагностического обследования А. — прокурора одного из крупных городов, представленного к назначению на должность заместителя прокурора республики (начальника следственного управления), успешно проработавшего более 20 лет на различных про-курорско-следственных должностях (рис. 11.7). Как видно из личного дела, А. характеризуется как инициативный, эмоционально уравновешенный, эрудированный работник, отличающийся «чувством нового», наделенный организаторскими способностями, имеющий ряд поощрений за достигнутые успехи в работе. Характерно, что при тестировании по методике Равена А. продемонстрировал один из самых высоких показателей интеллектуального развития (IQ = 127) в группе профессионально успешных руководящих работников прокуратуры, находящихся в резерве на выдвижение. Рис. 11.7. Тестовый профиль личности А. (по СМИЛ) В связи с нашими наблюдениями относительно роли шкалы 6 в психологическом профиле личности профессионально успешных прокурорских работников уместно привести данные, сообщаемые В.М. Звонико-вым с соавторами, исследовавшими с помощью СМИЛ летный состав, в частности испытателей, и обнаружившими у этой группы испытуемых также повышение шкалы 6 в сочетании с показателями по шкалам 2, 5 СМИЛ. Как отмечают авторы публикации, усредненный профиль испытателей с ведущей шкалой 6 по СМИЛ характеризует данную группу лиц «как людей настойчивых, активных, рациональных», которым присущи «высокая целенаправленность в действиях, преданность основной жизненной цели, идее, склонность к анализу своих поступков, рациональный подход к решению проблем (сочетание показателей по шкалам 2. 5 и 6 СМИЛ), выраженное умение собирать и классифицировать информацию, склонность к лидерству, высокая социальная обязательность, контроль над эмоциями в сочетании с некоторым повышением уровня тревожности»1. Причем повышение уровня тревожности, не выходящее за пределы нормы, совершенно обоснованно рассматривается ими в качестве показателя «психологической готовности к действиям в экстремальных условиях», когда тревожность еще не становится фактором, дезорганизующим деятельность. Таким образом, эмоционально-динамический тип личности с ведущей шкалой 6 в тестовом профиле, не превышающем значительно верхний предел нормы, особенно если данная шкала находится в сочетаниях со шкалами 2, 5, можно также признать одним из показателей благоприятного профессионального прогноза при отборе в правоохранительные органы, при выдвижении кандидатов из резерва на руководящую работу. 1 См.: Звоников В.М., Пономаренко В.А., Цуварев В.И. К вопросу о психологическом отборе профессионалов // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 3. С. 96—97. В заключение следует отметить, что сопоставительный анализ результатов тестирования, проведенного с помощью методик 16-ФЛО и СМИЛ, позволяет оценивать широкий спектр личностных характеристик, особенностей состояния и поведения испытуемых, определять способности того или иного лица к правоохранительной деятельности. Разумеется, что помимо описанных выше тестовых методик могут применяться и другие. Однако наша задача состояла лишь в том, чтобы показать в главном суть методологического подхода при оценке профессионально значимых способностей юриста на примере наиболее распространенных и общепризнанных личностных тестов. Таким образом, после того как мы рассмотрели общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов, ее основные структурные элементы, раскрыли психограмму юриста (про-курорско-следственного работника), можно перейти к более подробному изложению психологических аспектов собственно самой правоохранительной деятельности, чему и будут посвящены последующие главы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста. 2. Какие основные структурные элементы (подструктуры) включает правоохранительная деятельность? 3. Что представляет собой психограмма личности юриста? 4 Назовите основные факторы професиснально-психологической пригодности юриста к правоохранительной деятельности, раскройте их содержание? 5. Что такое способности человека? Дайте определение этому понятию. 6. Чем отличаются способности человека от его задатков? 7. Перечислите виды способностей и уровни их развития. 8. Как проводится оценка профессионально значимых способностей юриста? 9. Какие существуют критерии оценки профессионально значимых способностей юриста' 10. Каким образом должны оцениваться психологические качества личности юриста при отборе в правоохранительные органы? Глава 12 Психология осмотра места происшествия. Место происшествия — источник информации о личности преступника. Особенности психической деятельности следователя на месте происшествия. Психология проведения обыска. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска. Психология предъявления для опознания. Симультанное и сукцессивное узнавание. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте). Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, между людьми является составной частью профессиональной деятельности многих юристов (следователей, судей, адвокатов и т.д.). В российском законодательстве (в уголовном и гражданском процессах) действует целый ряд правовых норм, регламентирующих порядок исследования, изучения, познания тех или иных деликтов, установления истины при разрешении различных конфликтов уголовного либо гражданско-правового характера. Так, в уголовно-процессуальном законе детально разработана процедура специально предусмотренных для этих целей следственных (судебных) действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели возможность устанавливать истину по делу. К таким действиям следует прежде всего отнести: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов, в том числе трупа, документов, различных вещественных доказательств <ст. 178—180, 291, 293 УПК РСФСР), обыск и выемку (ст. 167—174 УПК РСФСР), предъявление для опознания (ст. 164— 165 УПК РСФСР), следственный эксперимент (ст. 183 УПК РСФСР), экспертизу (ст. 184. 187, 189, 194, 288, 290 УПК РСФСР), а также допрос, в том числе на очной ставке, различных участников уголовного процесса'. Ряд аналогичных действий может проводить суд и при рассмотрении гражданско-правовых споров, в частности осматривать вещественные доказательства, исследовать различного рода документы, при необходимости назначать экспертизы (ст. 66, 72, 75, 78 ГПК РСФСР). ' Психологическим особенностям допроса, очной ставки специально посвящается следующая глава учебника, поскольку процесс познания истины в ходе их проведения в значительной мере обусловлен закономерностями общения. Юристам, вовлеченным в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий. Поэтому перейдем к рассмотрению психологических особенностей проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, имеющих наиболее ярко выраженный познавательный характер. Одним из них является осмотр места происшествия.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |