Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста




V

А Л

Г

I

22 37

100; 90 |

80 t

70 t

60 i

SO

I 40 •

30 i

К

о

Рис. 11.5. Усредненный профиль личности группы профессионально

непригодных к службе в органах прокуратуры работников, полученный

с помощью СМЙЛ

Кстати, на подобный неблагоприятный с профессиональной точки зрения профиль личности обращалось внимание и при отборе в органы внутренних дел1.

Таким образом, типы тестовых профилей с высокими значениями упомянутых выше шкал признаются прогностически неблагоприятными в условиях деятельности, предъявляющей повышенные требования к психике субъекта, его эмоциональной, нервно-психической устойчивос­ти, и требуют углубленного клинического обследования кандидата, по­ступающего на службу в правоохранительные органы.

При оценке тестовых профилей личности профессионально успеш­ных прокурорских работников, полученных с помощью СМИ Л, было выявлено несколько типов таких лиц. Один из распространенных типов профессионально успешных работников прокуратуры (примерно одна треть) составили лица, в тестовом профиле личности которых в качест­ве ведущей на первом (втором) месте находится шкала 2 с показателя­ми, близкими к 65—75 Т-баллов. Характерно, что среди малоэффектив­ных прокурорских работников почти не встретились лица, профиль ко­торых по СМИЛ имел бы шкалу 2 в качестве ведущей.

Усредненный профиль личности профессионально успешного про­курорского работника с ведущей шкалой 2 в пределах 65—75 Т-баллов характерен для сотрудников прокуратуры с глубоким осознанием ответ­ственности за порученное дело, обостренным переживанием из-за неус­пехов в работе, самокритичным отношением к своим недостаткам, обо­стренным чувством вины. Такие прокурорские работники отличаются

1 См.: Виноградов М.В., Буйлов Н.К., Варламов В.А. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц. поступающих на службу в органы внутрен­них дел. М, 1982. С. 62.

чувствительностью к средовым воздействиям, впечатлительностью, глу­биной переживаний, высоким уровнем осознания существующих про­блем, тревожностью, рефлексивностью, склонностью к глубокому ана­литическому осмыслению происходящих явлений, скрупулезному обду­мыванию принимаемых решений, гуманистической направленностью, сотрудничающим стилем межличностного поведения.

Повышенная тревожность, сенситивность, склонность к пережива­ниям и волнениям в условиях жесткого директивного стиля управле­ния, дефицита поддержки, одобрения могут вызвать у представителей данной группы депрессивные формы реагирования, сниженный фон на­строения и в силу этого отрицательно отражаться на их самочувствии. Однако, при ровном, доброжелательном к ним отношении процесс их профессиональной адаптации и роста протекает успешно. В этих усло­виях у них появляется больше уверенности в собственных силах, актив­ности, инициативы, сопротивляемости к стрессу. И они, как правило, становятся профессионально надежными сотрудниками с обостренным, повышенным чувством ответственности, что связано с ведущей шка­лой 2, не выходящей за пределы нормы.

Однако картина может резко меняться в негативную сторону при значительном повышении (более 75—80 Т-баллов) величины шкалы 2, особенно в сочетаниях с такими же высокими показателями шкал 4, 6 и 8 в качестве ведущих. По данным исследований, проведенных в орга­нах МВД, работники, в профиле личности которых наблюдался значи­тельный подъем по шкалам 2, 4, 6 и 8, намного чаще проявляли агрес­сивные формы реагирования, имевшие импульсивный характер. Они труднее адаптировались к социальным условиям, к своей профессио­нальной деятельности, отличались сниженной сопротивляемостью к стрессу и в силу этого признавались негодными к службе1.

Особого внимания среди работников прокуратуры заслуживают лица, в тестовом профиле которых ведущей является шкала 4. К оценке ее показателей следует подходить весьма осторожно и дифференциро­ванно в зависимости от высоты профиля и показателей других шкал. Так, высокие значения шкалы 4 (более 70 Т-баллов) при одновременном подъеме шкал 6, 8 и 9 и спаде шкал 1, 2, 5 и 0 чаще встречаются у лиц несдержанных, агрессивных, склонных к межличностным конфликтам, проявляющих упрямство, не желающих подчиняться, стремящихся всегда найти оправдание своим, в том числе и неблаговидным, поступ­кам. Несомненно, что подобные лица не смогут эффективно выполнять обязанности прокурорского работника и будут малоуспешными в любой правоохранительной деятельности.

Напротив, в нормативном профиле личности (не выходящем за пре­делы 70 Т-баллов) наличие шкалы 4 в качестве ведущей, особенно в со­четании со шкалами 2, 5, указывает на такие профессионально важные

1 См.: Виноградов М.В., Буйлов Н.К., Варламов В.А. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутрен­них дел.

качества личности, как активность, стремление к самоутверждению, самореализации, решимость, разумная склонность к риску, настойчи­вость в достижении поставленной цели, высокий уровень притязаний, ориентированность на достижение успехов в работе. В таких случаях правоохранительная деятельность (особенно следственно-прокурор­ская) предоставляет лицам с ведущей шкалой 4 (в пределах 70 Т-бал-лов) широкие возможности для реализации свойственной им социаль­ной и профессиональной активности.

В качестве примера, иллюстрирующего выявленную закономер­ность, уместно сослаться на результаты психологического обследова­ния следователей военной прокуратуры лейтенантов юстиции И. и Ч., в тестовом профиле которых шкала 4 (но с разными значениями и в раз­ных сочетаниях с другими шкалами) является ведущей (рис. 11.6).

100 •

90 i 80 |

60 f 50 Г 40 • 30 •

Л l

'/^

в- • -л- - • '-•----- * ~ _» — в. _ -* «._-• _»- • - • — i

LFK 1234567890

Рис. 11.6. Тестовые профили личности следователей И (сплошная линия) и Ч. (штриховая линия), полученные с помощью СМИЛ

Как видно из материалов личного дела И., школу, военно-юридический факультет он окончил с отличными оценками За время учебы на факультете был удостоен 28 поощрений (взысканий не имел), зарекомендовал себя тру­долюбивым, целеустремленным, добросовестным курсантом. По характеру общителен, требователен к себе, выдержан, принципиален. Умеет организо­вать свой труд. Пользуется авторитетом.

Попав в суровые климатические, а также сложные в профессиональном отношении условия, И. показал себя способным переносить длительные на­грузки За расследование опасных преступлений, умелое применение НТС криминалистики поощрен военным прокурором Северного флота. В служеб­ном отзыве военного прокурора гарнизона отмечается: «И. требователен к себе, настойчив, работоспособен, дисциплинирован. К себе относится само­критично, умеет признавать свои ошибки и стремится к их устранению. С личным временем не считается. Принципиален. Высказывает свое мнение и может его отстаивать. Коммуникабелен. Правильно строит взаимоотношения

с командованием воинских частей». На втором году работы следователем И. был зачислен в резерв на выдвижение.

Напротив, как видно из тестового профиля другого представителя воен­ной прокуратуры лейтенанта юстиции Ч., шкала 4 у него, несмотря на то, что также является ведущей, однако имеет более высокие показатели и находит­ся в сочетании со шкалой 9, имеющей еще большее значение, что усиливает определяемые шкалой 4 негативные качества (эмоциональная неустойчи­вость, импульсивность, эгоцентризм и т.п.).

Так же, как и его товарищу по учебе на военно-юридическом факультете, через год работы следователю Ч. была дана служебная аттестация, но совер­шенно иного характера. В частности, в ней отмечалось, что он «...не умеет самостоятельно мыслить и действовать. Поступающие материалы своевре­менно не изучает и выводов из них не делает. По этой причине ряд дел довел до критического состояния. Недостаточно организован, неоднократно остав­лял материалы дела без присмотра, в результате чего у него был похищен дипломат с уголовным делом... Нуждается в серьезной помощи и постоянном надзоре».

Возможно, что со временем Ч. и овладеет профессией следователя (при высоком уровне мотивации достижения), однако, несомненно, про­цесс его профессиональной адаптации будет проходить с гораздо боль­шими осложнениями, чем у И.

Среди других относительно распространенных эмоционально-лич­ностных типов прокурорских работников обращают на себя внимание лица, чьи психологические особенности во многом связаны со шка­лой 6. С точки зрения профессиональной адаптации ее вклад, как и шкалы 4, в структуру личности следует оценивать также неоднозначно в зависимости от ее величины и от сочетания с другими, особенно со шкалами 2, 4, 8 и 9.

В норме, при умеренном повышении шкалы 6 в качестве ведущей у обследованных работников прокуратуры наблюдались: целеустремлен­ность, упорство, настойчивость, организованность, аккуратность, ра­зумный педантизм в работе. В коммуникативных процессах такие лица более прямолинейны. В ходе профессиональной адаптации у них боль­шую роль играют лидерские качества, в наибольшей мере проявляется предрасположенность к управленческой деятельности.

В качестве иллюстрации указанной закономерности уместно при­вести результаты психодиагностического обследования А. — прокуро­ра одного из крупных городов, представленного к назначению на долж­ность заместителя прокурора республики (начальника следственного управления), успешно проработавшего более 20 лет на различных про-курорско-следственных должностях (рис. 11.7).

Как видно из личного дела, А. характеризуется как инициативный, эмо­ционально уравновешенный, эрудированный работник, отличающийся «чув­ством нового», наделенный организаторскими способностями, имеющий ряд поощрений за достигнутые успехи в работе. Характерно, что при тестирова­нии по методике Равена А. продемонстрировал один из самых высоких пока­зателей интеллектуального развития (IQ = 127) в группе профессионально успешных руководящих работников прокуратуры, находящихся в резерве на выдвижение.

Рис. 11.7. Тестовый профиль личности А. (по СМИЛ)

В связи с нашими наблюдениями относительно роли шкалы 6 в пси­хологическом профиле личности профессионально успешных прокурор­ских работников уместно привести данные, сообщаемые В.М. Звонико-вым с соавторами, исследовавшими с помощью СМИЛ летный состав, в частности испытателей, и обнаружившими у этой группы испытуемых также повышение шкалы 6 в сочетании с показателями по шкалам 2, 5 СМИЛ. Как отмечают авторы публикации, усредненный профиль испы­тателей с ведущей шкалой 6 по СМИЛ характеризует данную группу лиц «как людей настойчивых, активных, рациональных», которым при­сущи «высокая целенаправленность в действиях, преданность основной жизненной цели, идее, склонность к анализу своих поступков, рацио­нальный подход к решению проблем (сочетание показателей по шкалам 2. 5 и 6 СМИЛ), выраженное умение собирать и классифицировать ин­формацию, склонность к лидерству, высокая социальная обязатель­ность, контроль над эмоциями в сочетании с некоторым повышением уровня тревожности»1.

Причем повышение уровня тревожности, не выходящее за пределы нормы, совершенно обоснованно рассматривается ими в качестве пока­зателя «психологической готовности к действиям в экстремальных ус­ловиях», когда тревожность еще не становится фактором, дезорганизу­ющим деятельность.

Таким образом, эмоционально-динамический тип личности с веду­щей шкалой 6 в тестовом профиле, не превышающем значительно верх­ний предел нормы, особенно если данная шкала находится в сочетаниях со шкалами 2, 5, можно также признать одним из показателей благопри­ятного профессионального прогноза при отборе в правоохранительные органы, при выдвижении кандидатов из резерва на руководящую работу.

1 См.: Звоников В.М., Пономаренко В.А., Цуварев В.И. К вопросу о психологичес­ком отборе профессионалов // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 3. С. 96—97.

В заключение следует отметить, что сопоставительный анализ ре­зультатов тестирования, проведенного с помощью методик 16-ФЛО и СМИЛ, позволяет оценивать широкий спектр личностных характерис­тик, особенностей состояния и поведения испытуемых, определять спо­собности того или иного лица к правоохранительной деятельности.

Разумеется, что помимо описанных выше тестовых методик могут применяться и другие. Однако наша задача состояла лишь в том, чтобы показать в главном суть методологического подхода при оценке профес­сионально значимых способностей юриста на примере наиболее распро­страненных и общепризнанных личностных тестов.

Таким образом, после того как мы рассмотрели общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов, ее основные структурные элементы, раскрыли психограмму юриста (про-курорско-следственного работника), можно перейти к более подробному изложению психологических аспектов собственно самой правоохрани­тельной деятельности, чему и будут посвящены последующие главы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональ­ной деятельности юриста.

2. Какие основные структурные элементы (подструктуры) включает правоохрани­тельная деятельность?

3. Что представляет собой психограмма личности юриста?

4 Назовите основные факторы професиснально-психологической пригодности юриста к правоохранительной деятельности, раскройте их содержание?

5. Что такое способности человека? Дайте определение этому понятию.

6. Чем отличаются способности человека от его задатков?

7. Перечислите виды способностей и уровни их развития.

8. Как проводится оценка профессионально значимых способностей юриста?

9. Какие существуют критерии оценки профессионально значимых способностей юриста'

10. Каким образом должны оцениваться психологические качества личности юриста при отборе в правоохранительные органы?

Глава 12

Психология осмотра места происшествия. Место происшест­вия — источник информации о личности преступника. Особен­ности психической деятельности следователя на месте происше­ствия. Психология проведения обыска. Психологические особен­ности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыс­ка. Психология предъявления для опознания. Симультанное и сукцессивное узнавание. Психологические особенности проведе­ния следственного эксперимента (проверки показаний на месте).

Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступ­лений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, между людьми является составной частью профессиональной деятель­ности многих юристов (следователей, судей, адвокатов и т.д.).

В российском законодательстве (в уголовном и гражданском про­цессах) действует целый ряд правовых норм, регламентирующих поря­док исследования, изучения, познания тех или иных деликтов, установ­ления истины при разрешении различных конфликтов уголовного либо гражданско-правового характера. Так, в уголовно-процессуальном зако­не детально разработана процедура специально предусмотренных для этих целей следственных (судебных) действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели воз­можность устанавливать истину по делу. К таким действиям следует прежде всего отнести: осмотр места происшествия, местности, помеще­ний, предметов, в том числе трупа, документов, различных веществен­ных доказательств <ст. 178—180, 291, 293 УПК РСФСР), обыск и выем­ку (ст. 167—174 УПК РСФСР), предъявление для опознания (ст. 164— 165 УПК РСФСР), следственный эксперимент (ст. 183 УПК РСФСР), экспертизу (ст. 184. 187, 189, 194, 288, 290 УПК РСФСР), а также до­прос, в том числе на очной ставке, различных участников уголовного процесса'. Ряд аналогичных действий может проводить суд и при рас­смотрении гражданско-правовых споров, в частности осматривать вещест­венные доказательства, исследовать различного рода документы, при необ­ходимости назначать экспертизы (ст. 66, 72, 75, 78 ГПК РСФСР).

' Психологическим особенностям допроса, очной ставки специально посвящается следующая глава учебника, поскольку процесс познания истины в ходе их проведения в значительной мере обусловлен закономерностями общения.

Юристам, вовлеченным в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психо­логических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценива­ющих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий. Поэтому перейдем к рассмотрению психологических особенностей проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, имеющих наиболее ярко выраженный познава­тельный характер. Одним из них является осмотр места происшествия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.