Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология предъявления для опознания




1. Среди различных следственных действий познавательного харак­тера в психологическом отношении особое место занимает предъявле­ние для опознания, которое наряду с собственно опознанием содержит в себе еще и отдельные элементы осмотра, допроса и даже в какой-то мере эксперимента. И все же, несмотря на такой комплексный харак­тер, опознавательный процесс, т.е. психическая деятельность человека, в основе которой лежат связанные между собой перцептивные и мнеми-ческие процессы, составляет главное содержание данного следственно­го действия.

1 См.: Ратинов А.Р. Указ. соч. С. 235, 239.

Предъявление для опознания довольно широко применяется при расследовании преступлений против личности, в том числе имущест­венного характера. Оно проводится почти по каждому второму-третье­му уголовному делу.

В общей психологии под опознанием понимается процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Последнее называетсяродовьш (категориальным) узнаванием, посколь­ку с его помощью устанавливается сходство (или различие) предъявленного объекта с определенным классом подобных ему объектов.

Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти чело­века, опознающего предъявляемый ему объект в группе других одно­родных объектов.

Сохранение в памяти образа в значительной степени определяется возможностями перцептивных органов (зрения, слуха и т.д.), которые участвовали в восприятии объекта. Некоторые образы, например голос человека, могут быть сформированы с помощью только одного анализа­тора, в данном случае органа слуха.

2. Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.

Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап, предшествующий собственно предъявлению для опознания, со­ставляет весьма важный в психологическом отношении процесс воспри­ятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т.д.) значимых (ре­левантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, про­цесс перцептивного изучения объекта и на этой основе — процесс формирования его образа.

Под признаком воспринимаемого объекта понимается доступное восприятию свойство, которое используется в опознавательных целях. Признак объекта может содержать один или несколько опознаватель­ных ориентиров, которые воспринимаются каждый в отдельности либо как единое целое, не поддающееся подробному описанию на вербальном уровне.

Например, свидетель, затрудняющийся указать конкретные призна­ки разыскиваемого лица в виде каких-то четких опознавательных ори­ентиров, тем не менее утверждает, что он может его опознать по внеш­ности, характерной для лиц определенного этнического типа. Такое ус­воение образа без подробного описания его признаков не говорит еще о том, что свидетель не сможет опознать разыскиваемое лицо (аналогич­ное может иметь место и при предъявлении для опознания предметов). При этом следует иметь в виду, что на усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъек-

тивные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и ре­зультаты предъявления для опознания:

□ физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался); •

□ продолжительность и частота восприятия объекта;

а состояние, порог чувствительности перцептивных органов, осо­бенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;

□ психофизиологическое состояние опознающего, в частности со­стояние повышенной психической напряженности, аффекта, обуслов­ленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильст­венным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболиза­ции образа нападавшего;

□ уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влия­ющие на перцептивные процессы, активность внимания.

Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали проведенные исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в тече­ние первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилуч­шие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и оказываются особенно высокими на 6—7-й день. Затем результатив­ность опознания снижается.

Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и призна­ков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т.д. Опознающий предвари­тельно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал со­ответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по кото­рым он может опознать его (ст. 164 УПК РСФСР).

Данное положение, хотя и должно выполняться, не всегда достига­ет своей цели, поскольку свидетели нередко не в состоянии описать приметы и особенности, так как в их памяти запечатлелся цельный образ предмета, а не его отдельные признаки в виде опознавательных ориентиров, о которых говорилось выше. Известны многочисленные случаи, когда свидетели в ответ на вопрос о приметах не могут их четко назвать, не теряя, однако, уверенности опознать интересующий следо­вателя объект. Неспособность описать признаки предмета отнюдь не исключает возможности безошибочного опознания его, так же как и описание его признаков далеко не всегда гарантирует успех в опозна­нии. Однако предшествующий опознанию допрос о признаках объекта, который предполагается предъявить свидетелю, позволяет следователю более критически отнестись к решению о предъявлении для опознания, особенно в тех случаях, когда необходимо опознать человека, заподо­зренного в совершенном преступлении.

Тактические приемы такого допроса подробно описаны в кримина­листической литературе. Дополнительно к ним можно рекомендовать следователю, чтобы он помимо выяснения вопросов, относящихся к признакам объекта, внимательно оценил объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на восприятие объекта, интеллектуаль­ные, мнемические способности свидетеля.

Во время общения со свидетелем в ходе допроса важно пробудить у него познавательный интерес к предстоящему следственному действию, желание оказать помощь органам предварительного следствия в уста­новлении истины по делу.

Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завер­шается выбором (узнаванием) одного из них. Процессуальный порядок, условия предъявления для опознания различных объектов перечислены в законе (ст. 165 УПК РСФСР).

В психологическом отношении ситуация предъявления для опозна­ния любых объектов (особенно людей) при расследовании преступле­ний является довольно сложной, поскольку на опознающего воздейст­вует большое количество разнообразных внешних факторов. Кроме того, всеми участниками этого следственного действия, и в первую оче­редь самим опознающим, осознается, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые, нравственные последствия, и это налагает на него особую ответственность, вызывает состояние повы­шенной психической напряженности.

В ходе мысленного сличения сохранившегося в сознании образа с предъявленными объектами-стимулами происходит взаимодействие между следами памяти и поступающими перцептивными сигналами от предъявленных объектов. Причем такое сличение далеко не обязатель­но совершается как развернутое сознательное действие с оценкой и фиксацией воспринимаемых признаков. Чаще всего происходит одномо­ментное узнавание. Это объясняется тем, что многомерные стимулы в виде опознавательных ориентиров опознающим в отдельности не осоз­наются. Более того, они слиты и представлены в сознании как один (одномерный) образ-стимул конкретного человека или какого-либо предмета. Вот почему в некоторых случаях свидетели нередко затруд­няются называть приметы и особенности опознаваемого объекта.

В подобных случаях происходит одномоментное узнавание объекта, во время которого познающий попросту не в состоянии заметить после­довательность фиксации опознавательных признаков-ориентиров. Это подтверждают следующие данные. Например, средняя величина порога узнавания человеческого лица находится в пределах каких-то 0,05— 0,8 с, а порог узнавания лица по фотографии равен 0,03 с1. Такое, по существу, моментальное, или, как еще говорят, одномоментное узнава­ние в психологии получило название симультанного узнавания.

1 См.: Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. С. 43.

Иным по своему психологическому характеру является сукцессив-ное узнавание, при котором опознающий, прежде чем принять решение о тождестве предъявленного объекта, мысленно совершает своеобраз­ный перебор имеющихся в его памяти опознавательных признаков-ори­ентиров (иногда их называют опорными признаками), сопоставляя их с признаками, которыми наделены предъявленные ему объекты. То есть в данном случае в перцептивной деятельности человека активную роль играют процессы мышления, с помощью которых в воспринимаемом объекте выделяются наиболее информативные места (опорные призна­ки). Этот процесс проявляется в движениях глаз. Одни движения — прослеживающие — представляют собой сглаженные, плавные движе­ния; другие — саккадические — проявляются в виде едва заметных скачков, перемежающихся кратковременными фиксациями на отдель­ных опорных точках.

Установлено, что при рассматривании человеческого лица больше всего внимание сосредотачивается на глазах, губах и на носу. Такова, например, известная экспериментально сделанная запись движений глаз человека, рассматривающего фотографию скульптурного портрета Нефертити (рис. 12.4)'.

Рис. 12.4. Траектория движения глаза при рассматривании фотографии скульптурного портрета Нефертити в течение 1 мин

Таким образом, проведенными опытами было установлено, что дви­жения глаз оказываются необходимым условием для успешного реше­ния зрительных задач опознавательного характера.

Практика показывает, что если симультанное узнавание занимает сотые доли секунды, то на сукцессивное затрачивается гораздо больше времени, хотя эффективность его может быть намного ниже. Даже

1 Подробнее см.: Ярбус А.Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.

внешне, наблюдая за поведением опознающего, за микродвижением зрачков его глаз, можно отличить симультанное опознание от сукцес-сивного. При симультанном узнавании микродвижения зрачков глаз практически незаметны, чего нельзя сказать о сукцессивном узнавании.

Следует также иметь в виду, что нередко симультанное и сукцес­сивное узнавание имеют место в одном опознавательном акте, как бы дополняя друг друга. Симультанное узнавание сменяется сукцессив-ным, выполняющим своеобразную контролирующую функцию в опозна­вательном процессе.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может опознаваться не более трех объектов1. Этим во многом объясняются периодически по­вторяющиеся неудачи в расследовании, когда некоторые следователи, игнорируя данные психологии, и даже вопреки требованиям закона пы­таются в целях мнимой экономии времени предъявлять для опознания свидетелям, потерпевшим большие группы людей, предметов, что кате­горически запрещается делать.

На данной стадии после мысленного сличения предъявленного объ­екта с имеющимся в сознании образом достигается перцептивный ре­зультат в виде совпадения (несовпадения) предъявленного стимула и сохранившегося в памяти образа, т.е. происходит идентификация (уста­новление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее вос­принимался.

Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением опознавательного процесса. По­скольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает какими-то достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в контексте со всеми факторами, относящимися к опознава­тельному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступа­ющего в роли опознающего, во время его допроса, непосредственно в ходе самого процесса опознания. Анализируются также поведение и ха­рактер реагирования опознанного лица.

Все это оценивается в совокупности с другими доказательствами по Делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутст­вие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных является серьезным ос-

С 91

1 См.: Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.

нованием для возникновения сомнений относительно достоверности по­лученных результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.