КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, структура, виды профессионального общения юриста
24 37 точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) является обязательным при проведении подобного рода следственных экспериментов. Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние избыточной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается. Следственный эксперимент на выявление объективной возможности существования какого-либо явления, определенной закономерности. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие явления, закономерности, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих тем, которые имели место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, что в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности. Следственный эксперимент на установление механизма происшедшего события, его динамических характеристик и других связанных с этим обстоятельств. Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В таких случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, способность быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов. Своеобразной разновидностью следственного эксперимента является проверка показаний на месте. Это могут быть: место совершения преступления, место, где были выброшены орудия преступления, иные предметы, имеющие значение для установления истины по делу, территория, по которой двигался тот или иной участник процесса и т.п. В психологическом отношении проверка показаний на месте является эффективным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников. Проверка показаний свидетеля, обвиняемого и других лиц позволяет сопоставить сообщаемую ими информацию с материальной обстановкой места происшествия, иных мест, связанных, например, с сокрытием
похищенного и т.д. Во время выхода на место происшествия в сознании субъекта нередко возникают ассоциативные связи, в результате чего он получает возможность вспомнить какие-то дополнительные детали, подробности тех или иных событий, интересующих следователя. С помощью проверки показаний на месте нередко удается изобличить лицо, дающее ложные показания, убедиться в несостоятельности его прежних утверждений. Особую опасность в ходе проверки показаний на месте может представлять внушающее воздействие следователя (особенно когда он располагает определенной информацией по делу) на лиц, показания которых проверяются, например во время выхода на место происшествия, на место сокрытия каких-либо доказательств. Чтобы исключить такое воздействие, в криминалистике разработаны тактические приемы осуществления проверки показаний применительно к той или иной следственной ситуации. Планируя проведение следственного эксперимента (проверки показаний на месте), следователь помимо решения многочисленных вопросов организационно-тактического характера должен предусмотреть проведение соответствующей психологической подготовки будущих участников, направленной на устранение причин, которые могут вызвать у них избыточную психическую напряженность, мешающую естественному поведению. В период подготовки следственного эксперимента участникам разъясняется, что в предстоящем следственном действии нет ничего необычного, что это будничная работа следователя, помогающая ему более объективно разобраться в обстоятельствах происшедшего события. Поэтому задача каждого участника эксперимента (проверки показаний на месте) состоит в том, чтобы по возможности воспроизвести все как было. В случае забывания каких-либо отдельных фактов лучше об этом сказать, чем стремиться заполнить пробелы какими-то домыслами. При этом следователю не нужно излишне подчеркивать важность предстоящего следственного действия, которое для его будущих участников должно выглядеть как естественное продолжение познания истины, начатое во время допроса. Если же проведение эксперимента может оказать психотравмирую-щее воздействие на свидетеля, особенно на потерпевшего, следует принять меры к тому, чтобы успокоить его, снять состояние нервно-психической напряженности. Предварительная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование у будущих участников стремления оказать помощь следователю в установлении истины по делу. Таким образом, мы рассмотрели психологические особенности проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, составляющих содержание познавательной подструктуры юридической деятельности. Естественно, что познавательную деятельность следователя, других участников судопроизводства существенно дополняют коммуникативные процессы, собственно общение, имеющие ярко выраженную процессуальную, равно как и непроцессуальную, форму 23* взаимодействия сторон. Причем роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль, чему и посвящается следующая глава учебника. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем проявляются психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия? 2. Что такое динамический стереотип, как он отражается на месте происшествия в поведении преступника? 3. С какой целью преступниками устраиваются инсценировки на месте совершения преступления, каковы их признаки? 4. Покажите роль психической установки на поисковую деятельность следователя во время осмотра места происшествия. 5. Как воздействует состояние когнитивного диссонанса на поведение следователя во время осмотра места происшествия, на его дальнейшую поисковую деятельность? 6. Сформулируйте основные психологические приемы и методы, повышающие эффективность и качество осмотра места происшествия следователем. 7. Какие психологические особенности личности обыскиваемого проявляются в выборе им способов сокрытия искомого? 8. В чем состоит объективная и субъективная недоступность искомых предметов, какое влияние она оказывает на характер поисковой деятельности следователя? 9. К каким уловкам психологического характера прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск? 10. Какие используются тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица? 11. Раскройте психологическое содержание процесса опознания, дайте определение этому процессу. 12. Какие виды узнавания (опознания) вам известны, в чем их сходство и различие? 13. Назовите основные этапы опознавательного процесса, кратко охарактеризуйте их. 14. Какие факторы влияют на восприятие объекта свидетелем, на сохранение им в своей памяти воспринятого образа? 15. Каким образом оцениваются следователем (судом) результаты предъявления для опознания? 16. Назовите наиболее распространенные виды следственного эксперимента, дайте им краткую психологическую характеристику. 17. Какие психологические факторы учитываются следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента? Глава 13 ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА) Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. Составные части процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Социально-психологические закономерности профессионального общения. Социальные роли. Коммуникативная компетентность юриста. Социальный статус. Вербальное и невербальное поведение. Речь: ее понятие, виды и функции. Речевой этикет. Зоны общения. Процессы идентификации, эмпа-тии, рефлексии, каузальной атрибуции. Трансакционный анализ процесса общения. Коммуникативные барьеры, их роль в развитии конфликтов. Ситуации профессионального общения. Установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимания с участниками процесса. Общение — тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам. В более узком смысле, в контексте рассматриваемых проблем, общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее»1. Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить не только как о ее структурном компоненте (подструктуре), но в ряде случаев и как об особом, самостоятельном виде профессиональной деятельности, например, когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т.п. И наконец, говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан (ст. ПО УПК РСФСР, ст. 129, 156 ГПК РСФСР); допрос в ходе предварительного следствия (ст. 123, 150, 158, 159, 161 УПК РСФСР); допрос в суде при рассмотрении уголовных дел (ст. 280, 283, 285, 287, 289 УПК РСФСР), допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве (ст. 162, 166, 168—171, 173, 180 ГПК РСФСР); судебные прения сто- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 79. " рон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым (ст. 295—297 УПК РСФСР); судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров (ст. 185—187 ГПК РСФСР). Особый вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам (ст. 302—307 УПК РСФСР), в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам (ст. 189, 193—195 ГПК РСФСР). Таким образом, начало, ход и развитие указанных коммуникативных форм в уголовном и гражданском процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, обязательные условия, при которых такое профессиональное общение может осуществляться (гласность, непосредственность, устность, непрерывность — ст. 18, 240 УПК РСФСР, ст. 9, 146 ГПК РСФСР), никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п. Помимо указанных выше можно назвать и другие следственные, судебные процедуры коммуникативного характера, включающие в себя отдельные акты общения, которые подробно не описаны в законе, например привлечение специалистов, экспертов, понятых к участию в процессе. В подобных случаях законодатель детально не регламентирует порядок общения, что иной раз создает неблагоприятные коммуникативные ситуации, когда лицо, которому, например, предлагается исполнить обязанности понятого, под каким-либо предлогом уклоняется от выполнения этой роли, т.е. односторонне исключает себя из сферы процессуального общения со следователем. Поэтому от юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая его индивидуально-психологические особенности, в важности предлагаемой ему процессуальной роли, пробудить у него интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение. Юрист как субъект общественных отношений, всевозможных межличностных контактов активно участвует в различных видах делового (профессионального) общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений. Общение со многими из них в определенной мере опосредованно влияет на принятие решений организационного, процессуального характера и в целом на всю его деятельность. Поэтому, говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста. В социальной психологии в структуре общения выделяются три его непременные составные части: коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми; перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания; интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения1. Поэтому перейдем к более подробному рассмотрению этих сторон общения, его наиболее общих социально-психологических закономерностей.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |