Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста




Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества право­охранительной деятельности предполагает всестороннее изучение ин­дивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установле­ние четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологи­ческим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации че­ловеческого фактора.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспече­ние правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, при­нимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государ­ственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность на­чинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности

юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответ­ствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.

О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направ­ляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессио­нально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболева­ний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим слу­жебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинаю­щих, но и среди профессионально зрелых работников.

Например, почти каждый третий опрошенный следователь, прора­ботавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворитель­ное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% — на повышен­ную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на бо­лезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 чел.).

По данным опроса работников территориальных органов прокура­туры с большим стажем работы, находившихся на учебе в институтах повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга (78 чел.), про­веденного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления за­конности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 74% из них ис­пытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность). Многие (65%) переживают состояние тревоги, ощущение малозначи­тельности своего труда, ненадежности социального положения. Все это, безусловно, не может не влиять негативным образом на эффектив­ность и качество их труда'.

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформу­лировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значи­мых психологических качеств.

Рассмотрим эти факторы на примере прокурорско-следственных ра­ботников.

1 См.: Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отбо­ре кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психоло­гии. 1994. № 3. С. 95; см. они же: Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. М., 1994.

I фактор — высокий уровень социальной (профессиональ­ной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных ус­ловиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассмат­ривать в качестве одного из главных факторов профессиональной при­годности работников правоохранительных органов.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

высокий уровень правосознания;

честность, гражданское мужество, совестливость;

принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями пра­вопорядка;

обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплини­рованность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являют­ся полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинирован­ность, склонность к алкоголизму.

II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устой­чивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмо­циями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на долж­ном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, спо­собность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжен­ность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невроти­ческие симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопа­тические свойства характера.

III фактор — высокий уровень интеллектуального разви­тия, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, со­образительность;

аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные по­знавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая

память — качества, несовместимые с эффективностью профессиональ­ного труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собесед­ника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведе­ния, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзывать­ся на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средст­вами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от об­стоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, согла­шений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремаль­ных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные про­цессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (ау­тизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, пережива­ниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчи­вость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональ­ной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе про­фессионального общения.

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

самостоятельность;

чувство ответственности за свои действия и поступки;

организованность, собранность, аккуратность в работе.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

коммуникативная компетентность,

нервно-психическая устойчивость,

адекватная самооценка,

высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возмож­ности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, не­сбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоцио­нальная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная само­оценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отноше­ние к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эф­фективность труда юриста во многом зависит также и от мотивацион-ной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально зна­чимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоева­нии профессионального престижа, авторитета и уважения среди со­трудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему прихо­дится защищать.

Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, раз­личные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психоло­гических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место. В качестве примера приво­дится профессиограмма правоохранительной деятельности прокурор-ско-следственных работников (см. таблицу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.