Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в сфере правоохранительной деятельности




Т

Г

31 37

воздействием. Для нейтрализации негативного влияния психической установки необходимо, чтобы она была достаточно гибкой и подвиж­ной. Но это уже во многом зависит от самого человека, от его интеллек­та, других качеств личности, которые, если он сам не раскроет в себе, никто за него это не сделает.

Серьезное влияние на появление ошибочных судебных решений по­мимо психической установки, оказывают также различные психические состояния, которые может испытывать судья, как и любой человек. Среди этих состояний Т.Г. Морщакова в первую очередь обращает вни­мание на состояние сомнения в момент принятия судьей решения по делу, утомления, психической напряженности (стресса), существенно ослабляющих его познавательную активность, проявление профессио­нально значимых способностей, опыта.

Состояние сомнения, которое нередко связано с состоянием тре­вожности (см.: § 2 гл. 5), как правило, является результатом неуверен­ности судьи при оценке доказательств по делу. Если такое состояние, сопровождающее его интеллектуальную деятельность, не устранено, оно должно послужить основанием для решения тех или иных вопросов в пользу подсудимого.

Возникающие сомнения, колебания при рассмотрении дел различ­ной сложности нередко обостряют, заметно усиливают состояние тре­вожности, которое у некоторых лиц может приобретать еще большую силу воздействия на их психику, сознание, снижая волевую активность человека, приводя его к неоправданной, крайне выраженной нереши­тельности в своих выводах и суждениях при принятии решений. Осо­бенно заметно это бывает у лиц психастенического типа с избыточно высоким уровнем тревожности, с ярко выраженными чертами тревож­но-мнительного характера, что может рассматриваться в качестве одной из причин, объясняющих недостаточную профессиональную ус­пешность некоторых юристов, появление у них различного рода психо­соматических расстройств и заболеваний, связанных с их профессио­нальной деятельностью.

Поэтому судье необходимо постоянно сохранять на должном уров­не самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроением, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людьми, участниками процесса, с коллегами по работе. Ничто, в том числе и его личностные качества не должны вызывать у граждан сомнений в его объективности, справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие психологические факторы влияют на процесс оценки доказательств, позна­ния истины в суде?

2. Дайте психологическую характеристику коммуникативным процессам, имеющим место в ходе судебного разбирательства дел.

1 См.: ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей а Российской Фе­дерации».

 

3. Какими психологическими особенностями характеризуется допрос в суде?

4. Что такое ретроактивное торможение, как оно может влиять на показания свиде­телей в суде?

5. Какой с психологической точки зрения должна быть обстановка в зале суда в ходе судебного разбирательства дел?

6. Какие требования предъявляются к речи участников судебных прений?

7. Перечислите известные вам приемы психологического воздействия судебного ора­тора на внимание присутствующих в зале судебного заседания

8. Какие психологические факторы могут оказывать влияние на процесс принятия решений составом суда?

9. Каким образом «эффект психической установки» может воздействовать на приня­тие решений судьей при рассмотрении уголовных дел?

Приложение

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»:

Раздел I Введение в юридическую психологию

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси­хологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридичес­кой психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эф­фективности и качества труда работников правоохранительных органов, юриди­ческих служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Междисциплинар­ные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогичес­кой, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и крими­нологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Раздел II Личность в сфере правоохранительной деятельности

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая осно­ва, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изуче­ния личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правопримени­тельной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовно­го, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

 

1 Программа рекомендована Советом по проведению Учебно-методического объединения университетов РФ в качестве типовой. В настоящий текст внесены некоторые несущественные поправки, не нарушающие ее общей структуры и основного содержания. См.: Программы спецкурсов юридических дисциплин. Ч. III. Уголовно-правовой цикл / Под ред. К.Ф. Гуценко, Н.Ф. Кузнецовой, П.Ф. Лунгу и др. М.: Юридический колледж МГУ, 1996. С. 217—230.

Тема 3. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ,

УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ощущение — элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чув­ствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. После­довательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность воспри­ятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Осо­бенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участника­ми уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, эколо­гических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, про­исшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.

Понятие и виды, памяти. Общая характеристика различных видов памя­ти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроиз­вольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реми­нисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катас­троф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на па­мять. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизве­дения.

Мышление — высшая форма психического отражения человеком объек­тивного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в право­охранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и много­образие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активи­зации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включе­ние в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки».

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятель­ности, влияющие на качество внимания ее участников

Тема 4. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

Эмоции, чувства — специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действитель­ности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состо­яний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности,

переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, по­страдавшими в результате преступных посягательств.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональ­ную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин аг­рессивного поведения, насильственных преступлений против личности, обще­ственного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение, психику людей.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникнове­ния. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевно­го волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного воз­буждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумули-рованный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аф­фекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступле­ния против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Поня­тие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь стра­даний с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Психические (эмоциональные) состояния — составная часть человеческо­го фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психическо­го состояния юристом.

Тема 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристи­ке психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной сис­темы — основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свой­ствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческого фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изуче­ние и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального свое­образия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуа­ции характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным

формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Тема 6. СУДЕБНО-ПСИХЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экс­пертизы (СПЭ). Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психи­атрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении граж­данско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ сле­дователем, судом, защитой.

Раздел III Криминальная психология

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Противоправные (преступные) проявления — разновидность антиоб­щественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосто­рожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного дей­ствия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие моти-вационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего ре­зультата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так назы­ваемой профессиональной вменяемости.

Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Личность правонарушителя как специальный объект психологическо­го исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосо­знание. Психологические особенности личности преступника. Различные под­ходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профес­сионализм. Понятие профессионального преступника.

Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.

Использование информации психологического характера о личности пра­вонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголов­ных дел в суде.

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)

Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятель­ности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классифика­ция групп. Соотношение понятий группы и коллектива.

Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привы­чек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных со-

циальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное созна­ние членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массо­вых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных и иных бедствий.

Психологическая характеристика малой группы, ее структура и при­знаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, фор­мальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплочен­ность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая со­вместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимо­отношений в группе (коллективе). Понятие психологического «климата» в груп­пе (коллективе).

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирова­ний (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступ­ная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; органи­зованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) орга­низованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).

Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие форми­рованию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические мето­ды нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.

Раздел IV Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 10. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Социально-психологическая характеристика правоохранительной де­ятельности — разновидности государственной службы. Структурно-психоло­гический анализ правоохранительной деятельности.

Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитив­ная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психоло­гические особенности решения юристом организационно-управленческих во­просов. Теория и практика современного менеджмента применительно к пра­воприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Тема П. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА

Психологическая структура личности, профессионально значимые ка­чества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответ­ствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) со­трудников правоохранительных органов.

Конвенциальность, развитое правосознание. Высокий уровень социали­зации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравствен­ных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый ин­теллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособ-

ность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выде­лять главное. Развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавли­вать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свобод­ное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Актив­ность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение про­гнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организо­ванность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень ра­ботоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других не­благоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стени-ческий тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохрани­тельные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессио­нальной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Кон­цепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психо­логические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в пра­воохранительные органы.

Тема 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста. Расследование преступлений — разновидность всеобщего процесса познания истины. Своеобразие форм и методов познания при расследовании преступлений.

Психология осмотра места происшествия. Место происшествия — ис­точник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели пове­дения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным сле­дам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступ­ника на месте происшествия, методы их распознания.

Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшест­вия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество след­ственного осмотра.

Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельнос­ти следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следовате­ля и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его лич­ности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влия­ющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная не­доступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемо­го. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.

Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия чело­века и психологические закономерности его отождествления. Симультанное и

сукцессивное узнавание. Статические и динамические признаки внешности. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.

Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Моделирование объективных факторов, событий, явле­ний. Проверка психологических особенностей, свойств личности, способнос­тей, навыков, умений. Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса.

Тема 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)

Общие социально-психологические особенности профессионального об­щения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессиональ­ного общения.

Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Пси­хологическая характеристика речи участников общения. Явления персевера­ции, вербальной ригидности. Нарушения речи, их психодиагностическое значе­ние.

Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипи-зации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании про­дуктивного диалога.

Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуаль­ного) общения.

Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА

Общие социально-психологические особенности ведения допроса.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие психологического контак­та при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и об­работки информации. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Приемы допроса в бесконфликтной си­туации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашивае­мого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особен­ности допроса несовершеннолетних.

Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психичес­кого состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний по­терпевшего.

Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межлич­ностных конфликтов. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допраши­ваемого. Управление конфликтной ситуацией следователем. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняе­мого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей лич­ности допрашиваемого в ходе допроса.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психоди­агностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведе-

ния. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидете­ля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц. Психология допроса на очной ставке.

Тема 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Психологический анализ организационно-управленческой подструкту­ры деятельности юриста. Психология руководителя органа юстиции. Этика и стиль современного управления. Человеческий фактор в системе управления, его роль в оптимизации управленческого воздействия руководителя на своих подчиненных. Требования, предъявляемые к личности руководителя. Создание психологически благоприятной управленческой среды в коллективе сотрудни­ков правоохранительных органов.

Психологические особенности принятия решений в сфере правоохрани­тельной деятельности. Виды решений. Факторы, влияющие на процесс при­нятия управленческих решений. Прогнозирование последствий принимаемых решений. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности. Проблема риска в деятельности юриста.

Тема 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установле­ния истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки до­казательств, установления истины составом суда.

Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотре­нии уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного до­проса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.

Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект пси­хической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.

Тематический план по курсу юридической психологии1

Программа курса Общее Количество часов по видам
  количест-   занятий
  во часов Лекции Практи- Зачет
      ческие (экзамен)
      занятия  
         
Раздел I        
Введение в юридическую психоло-        
гию        
Тема 1. Предмет юридической психологии        
Раздел II        
Личность в сфере правоохранитель-        
ной деятельности        
Тема 2. Психология личности в право-        
охранительной деятельности        
Тема 3. Психические (познавательные)        
процессы, учет их закономерностей юрис-        
том в профессиональной деятельности        
Тема 4. Эмоции, чувства, психические        
состояния. Их психолого-правовая        
оценка        
Тема 5. Индивидуально-психологические        
особенности личности. Использование        
знаний о них юристом в практической де-        
ятельности        
Тема 6. Судебно-психологическая экс-        
пертиза в уголовном и гражданском про-        
цессе        
Раздел III        
Криминальная психология        
Тема 7. Психология преступного поведе-        
ния (психология преступления)        
Тема 8. Психология личности преступни-        
ка        
Тема 9. Психология группового преступ-        
ного поведения (психология преступной        
группы)        
Раздел IV        
Психология профессиональной дея-        
тельности юриста        
Тема 10. Общая социально-психологичес-        
кая характеристика профессиональной        
деятельности юриста        
Тема 11. Психология личности юриста        
    Л оодолжение таблицы  
           
Тема 12. Познавательная подструктура          
профессиональной деятельности юриста          
Тема 13. Общение в профессиональной          
деятельности юриста (коммуникативная          
подструктура)          
Тема 14. Психология допроса          
Тема 15. Организационно-управленчес-          
кая подструктура профессиональной дея-          
тельности юриста          
Тема 16. Психологические особенности          
судопроизводства          
Зачет(экзамен)          
Всего:          
                   

1 Настоящий тематический план составлен из расчета 70 часов учебного времени. При необходимости его можно перестроить за счет сокращения количества занятий, если на изучение юридический психологии отводится 50 или даже 30 часов учебного времени.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора...................................................................5

Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава I. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§ 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии........................8

§ 2. Краткий исторический обзор развития юридической психологии...............15

§ 3. Методологические проблемы юридической психологии....................... 24

Раздел второй

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Понятие личности в психологической и правовой науке.......................34

§ 2. Структура и содержание личности.........................................44

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста..........58

§ 2. Краткое введение в область психологической диагностики....................61

§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности......64

Глава 4. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной

деятельности юриста.....................................................90

§ 2. Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса......... 110

§ 3. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста..................119

§ 4. Внимание в профессиональной деятельности юриста........................129

1 Глава 5. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

§ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях.........134

§ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном

и гражданском процессах................................................138

§ 3. Способы преодоления отрицательных психических состояний в

профессиональной деятельности юриста...................................174

Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной

деятельности...........................................................180

§ 2. Характер, его свойства и черты...........................................191

§ 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов

уголовного и гражданского процессов.....................................214

ч1глава 7. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ

§ 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее

назначения............................................................225

§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы,

ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.........231

§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы

следователем (судом)................................................... 241

Раздел третий КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

§ 1. Общая психологическая характеристика деятельности.......................248

§ 2. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины.. 254

(. Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

§ 1. Понятие, структура личности преступника.................................264

§ 2. Типология личности преступника.........................................279

(/Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ v (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)

§ 1. Понятие, психологическая характеристика группы..........................286

§ 2. Психолого-правовая Сценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.........................................290

Раздел четвертый ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Глава П. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО ЛИЧНОСТИ

§ 1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности

юриста................................................................306

§ 2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.. 311

§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества

(психограмма) личности юриста..........................................315

§ 4. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим

качествам личности.....................................................324

Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА..................................................344

§ 1. Психология осмотра места происшествия..................................345

§ 2. Психология проведения обыска...........................................358

§ 3. Психология предъявления для опознания..................................362

§ 4. Психологические особенности проведения следственного эксперимента

(проверки показаний на месте)...........................................368

Глава 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)

§ 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста...............373

§ 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального

общения...............................................................375

§ 3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального)

общения юриста........................................................398

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА

§ 1. Общие социально-психологические условия ведения допроса.................407

§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации...........412

§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации..............416

§ 4. Психология допроса на очной ставке......................................428

§ 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.................432

Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

§ 1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой

подструктуры в деятельности юриста......................................439

§ 2. Психологические особенности принятия решений юристом...................446

Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной

деятельности...................................,.......................459

§ 2. Коммуникативная подструктура деятельности суда..........................462

§ 3. Психологические особенности принятия решений судьей.....ч...............470

ПРИЛОЖЕНИЕ. Учебная программа по курсу «Юридическая психология»..........476




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.