Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание как условие деятельности




Тема 1.4. Познавательная деятельность человека.

Дополните

Дополните

Дополните.

Заполните схему. «Цепочка процессов деятельности».

Установите соответствие.

Практические занятия: не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составление схемы «Виды действий».

2.Составление психологического анализа привычек человека

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка схемы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

Тестовое задание

Вид активности Признаки
    1 Поведение.   2 Деятельность.   А) Наличие цели. Б) Необходимость разделения субъекта и объекта. В) Наличие сознательного контроля. Г) Содержит психический компонент или внутреннюю активность. Д) Форма взаимодействия животных с окружающей средой.

 


1. Целеполагание

2. Планирование

3. Мотивирование

4. Контроль осуществления

5. Подведение итогов

6. Выполнение

7. Исправление ошибок

 

Процесс перехода внешних действий во внутренний план ……………………..

Деятельность – это…………………………………………………………………….

Причина, побуждающая к поступку или деятельности …………………………

 

Основные понятия и термины по теме: познание, внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, объем внимания, распределение, переключение

План изучения темы:

1.Общая характеристика познавательных процессов. Основные формы познания. Внимание как условие деятельности.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4.Значение внимания в жизни человека.

Краткое изложение теоретических вопросов:

«Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Немов Р.С. «Виды внимания». Существует много способов классификации внимания. В учебнике Немова Р.С. вы найдете одну из классификаций.

1. По времени образования

Природное внимание – дано с самого рождения. Человек избирательно реагирует на те или иные внешние или внутренние стимулы. Начинает функ­ционировать довольно рано в онтогенезе (конец первого месяца жизни), совершенствуется по мере созревания мозга и практически не зависит от при­обретаемого человеком опыта, от обучения и воспитния. Социально-обусловленное внимание – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с жизнью человека в обществе, то есть к предметам и явлениям, представляющим собой человеческую культуру. Это внимание к книгам, к музыке, к другим произведениям искусства, к машинам, сделанным руками человека, к событиям, происходящим в обществе.

По способу управления и регулирования: Непосредственное внимание – называют такое внимание, которое привлекается и удерживается на некотором объекте самим этим объектом. Этот вид внимания человек имеет с момента своего рождения. Опосредствованное внимание – регулируется при помощи специальных средств: жесты – указать на что-то, слова, указательные знаки «выход, дорожные знаки».

По наличию волевого компонента

«Непроизвольное внимание – это внимание, которое включается, функционирует, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия сознания и воли человека. Пример:

Внимание человека может вызвать неожиданный звук, необычный предмет или явление, которое он случайно увидел, яркая вспышка света и многое другое. Этот вид внимания не находится под влиянием обучения и воспитания и так же, как природное внимание, является врожденным.

«Произвольное внимание – это внимание, которое, напротив, регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем., т.е. требует усилий, чтобы удержать внимание на чем-то.

Произвольное внимание отвлекается непроизвольным, а непроизвольное внимание, со своей стороны, препятствует возникновению произвольного внимания.

Послепроизвольное вниманиепри увлечении деятельностью, и возникающим в связи с этим интерес. Проявив поначалу произвольное внимание к чему-либо и заставив себя заниматься этим делом без выраженного интереса к нему, человек в конечном счете заинтересовывается тем, чем ему пришлось заниматься, и дальнейшие занятия на фоне возникшего интереса к соответствующему делу протекают уже без особых усилий. Напоминает непроизвольное внимание, но всегда возникает только спустя некоторое время после установления произвольного внимания к какому-либо делу или объекту.

По объекту

Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. Объект – чувственное впечатление. Интеллектуальное – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объект – мысль.

1. Выйдя из магазина, женщина оказалась около витрины магазина с модной одеждой. Что это за внимание? – Звучат варианты. Ответ: непроизвольное внимание.

2. Идя домой после учебы, вы подходите к вашему дому. Уже предвкушаете, что снимете узкую обувь, покушаете и просто ляжете на диван отдохнуть. Но по дороге домой встречаете старого приятеля. Здороваетесь, и понимаете, что он хочет поговорить. И уйти вроде не прилично. Обрывать человека не хочется. А вы голодны. Но слово за слово. Вы увлекаетесь беседой и уже забыли про тарелку супа и удобные тапочки. Что это за вид внимания? Ответ: послепроизвольное внимание.

 

3. Вы сидите занимаете, а мама просит вас отвлечься. И выслушать пять минут. Какой вид внимания вам потребуется, если вы увлечены деятельностью? Ответ: произвольное внимание

Помимо этого, оно обладает свойствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.