КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Г. ГАДАМЕР. тельных способностей» Кант выделяет: а) «рассудок» (познающий законы природы), б) «разум» (познающий законы свободы)
ФИЛОСОФИЯ И ПОЭЗИЯ КОММЕНТАРИЙ тельных способностей» Кант выделяет: а) «рассудок» (познающий законы природы), б) «разум» (познающий законы свободы), в) «способность суждения», которая «осуществляет связь между обеими этими способностями» и «дает для этого... свои отличительные априорные принципы» (Кант И. Соч. в 6-ти т., т. 5. М., 1966, с. 107). Эстетическая способность суждения, таким образом, имеет косвенное отношение к познанию. 13 См.: Hartmann N. Ästhetik. Berlin, 1953, S. 55—59. 14 «Совершение истины» — см. примеч. 8 к статье «О круге понимания». Мышление, не свободное от чувственной наглядности (мышление в форме представления), Гегель считал недостаточной формой мышления. Адекватной формой мышления, по Гегелю, может быть лишь форма понятия. 16 Гераклит, фрг. В 122 (Дильс). 17 См.: Хайдеггер М. Вещь. — Историко-философский ежегодник'89. М., 1989, с. 269—285 (пер. В. В. Бибихина). Впервые: Geist und Zeichen. Festschrift für Arthur Henkel zu seinem 60. Geburtstag. Hrsg. von H.Anton u.a. Heidelberg, 1977. Перевод сделан по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 4. Tübingen, 1977, S. 241—248. Сверен В. С. Малаховым. 1 Из мысли Гердера о том, что логические структуры заложены в языковых структурах (см. примеч. 7 к статье. «Язык и понимание»), само собой вытекает, что и философствование и поэтическое творчество суть движение в стихии языка. Немецкие романтики (Ф. Шлегель, Ф. Новалис и другие) видели в поэзии прообраз универсальной творческой активности, в которой должны слиться воедино философия, религия и наука. 2 Платон. Государство 595 Ь; 607с. 3 Платон. Федр 275 е. 4 Эйдетическая редукция — первый этап «феноменологической редукции», задача которой состоит в блокировании «естественной установки» (обыденного сознания, не задающегося вопросом о статусе «объективной реальности» и о формах и способах ее данности сознанию). «чистая поэзия» (франц.). 6 См.: Хайдеггер М. Исток художественного творения.—В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв., с. 285—286. 7 «переход в другой род» (греч.). 8 Нус — «ум», «разум» (грен.). В «развитии интеллигенции до познания» Гегель выделяет три этапа: созерцание, представление, мышление. Мышление, в свою очередь, должно пройти три ступени: рассудок, суждение, разум. Рефлексия на ступени разума, которую Гегель иногда характеризует как noys, есть рефлексия мышления в себя. Именно на этой ступени возможно познание таких предметов, как свобода, дух, Бог. 9 «место», «местность» (греч.). ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА Впервые: Was ist Literatur? Beiträge von H. G. Gadamer, Helmut Kühn, Gerhard Funke. München — Freiburg, 1988, S. 18—45 (Phänomenologische Forschungen, Bd. 11). Перевод выполнен по этому изданию. На русском языке впервые — «Философские науки», 1989, № 2. Сверен В. С. Малаховым. 1 hypoceimenon — «субстанция», букв.: «подлежащее» (греч.), oysia — «сущность» (греч.). 2 См.: Block E. Das Prinzip Hoffnung, Bd. 1. Berlin, 1951. См.: Платон. Федр 275 a—b. 4 См.: Платон. Письма VII 343 d. 5 См.: Gadamer H. С. Platos ungeschriebene Dialektik. — Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 3, S. 27—49. Платон. Письма VII 341 с—d. Неявная полемика с французской семиотической школой в литературоведении (Р. Барт и другие), продолжая традиции которой Ж. Деррида утверждает примат «письма» над «речью». «устная поэзия» (англ.). Противоречие между «духом» и «буквой», то есть содержанием и формой его воплощения, составляло главную проблему средневековой экзегетики и раннепротестантской герменевтики. В оригинале — auslegen («истолковывать» и в то же время «раскладывать на части»). Имеется в виду труд Р. Ингардена «Литературное произведение искусства» (1931). См.: Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Tübingen, I960 См.: Fridrichs H. Я. Mapismus und Nationalsozialismus in ihrer Bewertung der Arbeit. 2. Aufl. Würzburg, 1960. [* См.: Ingarden R. Das literarische Kunstwerk, S. 270—360. См. статью «О круге понимания» в наст. изд. (с. 72—82). 1 См. примеч. 6 к статье «Философия и поэзия». Гадамер имеет в виду стихотворение Гельдерлина «Сократ и Алки-виад» (см.: Гельдерлин И. К. Ф. Соч. М., 1969, с. 95). Характерно, что этот русский перевод выполнен по старому изданию. Первые строки стихотворения Э. Мерике, положенного на музыку Г. Вольфом. 18 См.: Платон. Государство 603 b—с; 606 Ь.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |