Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный путь А.Ф. Лазурского как «акселератор» пути жизненного




Изложение 2 вопроса связано с историей научного пути А.Ф. Лазурского (1874-1917) как «акселератора» пути его жизни и эквивалента российской (СПб) психологической школы. Символично в данной связи название первой статьи автора: «Влияние мышечных движений (ходьбы) на скорость мыслительных процессов» (на ем. яз), вышедшей в 1896 г. – Чем еще знаменателен этот год? Два плана анализа — общепсихологический и индивидуально-психологический и две цели — создать новую психологию (общепсихологическую концепцию высокого уровня обобщенности) и разработать в ней такую важную область, как психология индивидуальная, — являются определяющими для науч­ного творчества А. Ф. Лазурского. Концепции учителя и ученика, заявленные в начале XX века, развивались параллельно и относительно независимо друг от друга, но именно в школе В. М. Бехтерева возникло и в 1907-1917 годах оформилось направление А. Ф. Лазурского, влияние которого было наиболее существенным по отношению к общепсихологическим системам взглядов его учеников М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Родился в семье священника, окончил гимназию с золотой медалью, поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Первая теоретическая статья, в которой сформулированы «задачи индивидуальной психологии и методы их изучения: иметь возможность исследовать данного субъекта, так сказать, с головы до ног, то есть отметить степень его умственных способностей, его склонности, темперамент и т. д., затем уметь найти зависимость между отдельными чертами и связать их в цельный тип, — вот конечная цель науки психологии». Необходимо подробно выяснить, в каких именно сложных поступках и проявлениях особенно ярко обнаруживаются индивидуальные особенности ребенка... Когда это будет сделано, то можно будет вполне сознательно, желая выяснить ту или иную сторону индивидуальности ребенка, поставить его в известные, определенные условия, зная заранее, что в этих условиях следует ожидать таких-то проявлений». Впоследствии, не меняя сущности метода, А. Ф. Лазурский ввел для его обозначения термин «естественный эксперимент» и проанализировал его различные модификации. «По-моему, цель воспитания — полное, возможно более интенсивное развитие личности сообразно ее индивидуальным задаткам; но это развитие может произойти только в обществе и через общество; правильно поставленное социальное воспитание необходимо поведет к полному расцвету личности».В докладе о классификации личностей был представлен синтез методологического и индивидуально-психологического уровней анализа. В последнее десятилетие жизни А. Ф. Лазурского все более обостряется противоречие между ростом его авторитета в научном сообществе, в возникающих по инициативе научной общественности учебных заведениях и заметным ухудшением его положения на государственной службе. В Военно-медицинской академии в течение 1909 года он занимал должность врача для командировок при клиническом военном госпитале, занимающегося при Клинике душевных и нервных болезней; в январе 1910 года был переведен в сверхштатные врачи Клиники; в марте 1911 года последовал перевод на место сверхштатного ассистента без жалованья. В январе 1914 года А. Ф. Лазурский занял место штатного клинического ассистента по психиатрии в Женском медицинском институте. Весной 1914 года он сделал безуспешную попытку вернуться в Военно-медицинскую академию, приняв участие в конкурсе на кафедру психиатрии. О своей непростой ситуации А. Ф. Лазурский с грустной иронией писал: «...все более и более тяготею к медицине... однако не бросаю занятий и лекций по психологии и даже на праздниках усердно продолжал писать свою „Классификацию личностей" (толстая книга, еще не окончена, но думаю уже начать печатать в журнале). Такое раздвоение личности ведет к тому, что меня не признают своим ни философы-психологи, ни врачи-психиатры, что делать! Буду утешаться тем, что покойный Боткин называл также покойного Бородина „лучшим музыкантом из химиков и лучшим химиков из музыкантов"». А. Ф. Лазурский умер 13 марта 1917 года. В его архиве были найдены две незавершенные рукописи: «Психические функции и их отношения (новая психология)» и «Жизнь людей, народов и человечества» (с посвящением Л. Н. Толстому). Метафора жизненного пути А. Ф. Лазурского, её двуплановость, позволяет проследить логику развертывания его психологической концепции личности. Творчески переосмыслив структуру личности У. Джемса (материальное, физическое, психическое, духовное), Лазурский выделяет ту сторону личности, которая обнаруживается и обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность» – эндопсихика. Сюда войдет вся совокупность основных психических (resp. психофизиологических) функций или способностей: восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п.. Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности.. Вторую существенную сторону личности составляют проявления, которые можно назвать экзопсихическими. Содержание их определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие среды или объектов берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага – наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности. «Необходимо, впрочем, оговориться, что вопрос о делении психики личности на эндо– и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все решительно эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. В общем, конечно, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Характеристики уровня включают в себя признаки его повышения: Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.

Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Таким образом, значение концепции А.Ф. Лазурского в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов: В.Н. Мясищева, М.Я. Басова, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалёва, С.В. Кондратьевой и др..

3. Личность «во всём желание дойти до самой сути» (Б. Пастернак) в труда х Сергея Леонидовича Рубинштейна.

С. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский) университет. Высшее образование поехал получать в Германию. Сначала Сергей Леонидович Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые ученые, как Г. Коген и П. Наторп. В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).Основоположником Марбургской школы неокантианства считается Герман Коген (1842—1918). Ее наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854—1924). В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман и Р. Кронер, Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, Х.-Г. Х.-Г.Гадамер, Э. Бернштейн и Л. Брюнсвик. В России сторонниками Марбургской школы были М. М. Бахтин, А. И. Введенский, М. И. Каган, Г. Э. Ланц, И. И. Лапшин, Б. Л. Пастернак, С. Л. Рубинштейн. Выпускником Марбурга является Борис Пастернак.

В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность. Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович Рубинштейн был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике принцип единства сознания и деятельности.

C 1925 г. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки.. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

В 1930 г. переехал в Ленинград, где стал проф., зав. каф. психологии в ЛГПИ. В разн. гг. преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии по каф. физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в уч. степени д-ра пед. наук (без защиты дис.) и в уч. звании проф. Возглавлял секцию пед. психологии в Гос. ин-те науч. педагогики, до его слияния в 1934 с ЛГПИ. До окт. 1942 г. работал в ЛГПИ, был зам. дир. по науч. работе. Был депутатом Ленсовета.Профессор МГУ (с 1942 г.), организатор и первый заведующий кафедрой психологии, а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, организатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В течение ряда лет возглавлял Институт психологии при АПН РСФСР. В 1947 г. был обвинен в космополитизме и снят со всех руководящих постов, включая МГУ, оставаясь с июня 1949 ст. науч. сотр. Ин-та философии. Обвинения в космополитизме были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. заново сектор психологии в Ин-те философии. В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии. Вот перечень основных трудов Рубинштейна:

1. Принцип творческой самодеятельности (1922)

2. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933)

3. Основы общей психологии (idem) (1940; 1946; 1989)

4. Бытие и сознание (1957) 5. О мышлении и путях его познания (1958)

5. Принципы и пути развития психологии (1959)

6. Человек и мир [1](2003)

ВЫВОД. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.