КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности как методологическая проблема психологии второй половины 20 века
Тема 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 1. Влияние психологических воззрений 2-ой пол. XIX в. (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) на изучение личности в работах отечественных психологов. 2. Структура личности как методологическая проблема психологии во 2-ой пол. XX в. 3.Направленность как ведущий компонент в структуре личности (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев). 4.Иерархическая структура диспозиций личности по В.А. Ядову. Список литературы к теме 2 1. Адлер А. О нервическом характере. Спб., 1997. 388 с. 2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001. 400 с. 3. Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991. 4. Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. 446 с. 5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. 6. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 606 с. 7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 8. Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М.: Мысль, 1998. 9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с. 10. Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 226-265. 11. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 13. Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364. 14. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Спб., 1996. 216 с. 15. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО Совершенство - "Port-Royal", 1997. 16. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 320 с. 17. Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998. 295 с.
Ситуация, в которой развивалась психологическая наука после Октября, была противоречивой и сложной. С одной' стороны, в отечественной физиологии существовали достижения и традиций, на основе которых можно было начать разрабатывать новое психологическое учение. С другой стороны, была еще сильна и полностью, по крайней мере в среде профессиональных психологов, сохраняла свои позиции субъективная идеалистическая психология (Г. И. Челпанов). С третьей стороны, в мировой психологии уже начинал давать о себе знать кризис. Наконец, с четвертой стороны, в страну начали проникать и становились известными вновь зарождающиеся направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Эти три направления мировой психологии, возникшие в годы кризиса, были представлены и в отечественной науке. Влияние бихевиоризма, например, отчетливо просматривалось в реактологии К. Н. Корнилова, в науке о поведении М. Я. Басова. Идеи гештальтпсихологии нашли отражение в трудах группы психологов, возглавлявшейся Л. С. Выготским. Некоторые из них, например А. Р. Лурия, пытались разрабатывать и идеи психоанализа. Однако увлечение новыми направлениями в мировой науке продолжалось недолго. Довольно скоро советская психология встала на вполне самостоятельный путь развития, обнаружив тенденции, которые полностью раскрылись уже к концу 20-х годов и особенно отчетливо — уже после окончания второй мировой войны. Эти тенденции были следующими: 1. Ориентация на диалектико-материалистическое философское учение как на методологическую основу построения новой науки. 2. Стремление к построению психологических теорий, объясняющих происхождение и развитие различных психических явлений с учетом достижений передовой отечественной физиологии высшей нервной деятельности, теории происхождения жизни и видов в биологии. Ученик Бехтерева, В.Н. Мясищев интегрирующим началом в структуре личности положил «направленность» как ее отношение с окружающим миром. Исходя из учения В. Штерна о «Richtungdisposiсionen», он рассматривал направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих её деятельность относительно независимо от различных ситуаций. Направленность характеризуется интересами личности, ее склонностями, суждениями, идеалами, в которых, по сути, выражается мировоззрение человека. Мясищев одним из первых пытался дать классификацию трудных детей. Исходя из их личностных особенностей, под которыми он понимал не только индивидуальные черты, но и тип воспитания в семье. Мясищев. Совместно с Бельским провел классификацию типов семей и определил виды коррекционной работы с детьми и родителями. Поэтому Мясищев считается родоначальником изучения трудных детей в педагогическом процессе. Поэтому всякая попытка построения концепции личности без этого состава обречена на выпадение конкретного психологического содержания, при этом личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т.п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется. Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. С.Л. Рубинштей в своём анализе гегелевской "Феноменологии духа" ссылается на К.Маркса, который в числе основных её недостатков отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма – И.Канта, И.Фихте и Г.Гегеля – должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" (" Я+Я" – Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии – изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности жизненными обстоятельствами и решениями. С другой стороны, проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой жизненного пути личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("сенестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания и деятельности, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения такого единства, в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в "соотношениях организма с самим собой", выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П.Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими в процессе жизнедеятельности. Не сознание рождается из самосознания, из "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "я" само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути. 2. Жизненный путь личности в рассмотрении Б.Г. Ананьева сопровождается структурностью, уже представленной нами в изложинии первой темы курса “Психология личности”. С представлением в этой структуре наиболее характерные моменты и начнём последнюю в этом курсе лекцию. Для начала вспомним определение личности, данное Б.Г. Ананьевым. Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта и активного преобразователя мира. Макроструктурная, онтологическая схема человека включает в себя: Индивид (возраст, конституция, нейродинамика, пол); субъект (мышление, аффекты, воля, апперцепция); личность (темперамент, характер, способности, направленность); индивидуальность (индивидуальная история, инд. Особенности, опыт, продуктивность). Какое из перечисленных образований является исходящим, а какое – конечным, по определению Ананьева? Б. Г. Ананьев отмечал,что внутренний план и жизненные программы поведения человека определяются не только и не столько социальными статусами и ролями, сколько позицией самого человека. Ученый указывал, что именно активное участие самой личности в изменении статуса и социальных функций характеризует человека как субъекта всей своей жизни. В отечественной психологической литературе мы находим достаточное количество исследований, представляющих человека как активную социальную личность.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |