Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читая художественную литературу и сказки, человек психологически образовывается?




Пятый вопрос. Личность как предобразованное недовольство собой, по Я.Л. Коломинскому.

Часто недовольство человека чем-либо приводит к неким свершениям, изменениям. Так, увидев в свое время учебник для старшеклассников «Человек: анатомия, физиология, гигиена», Я.Л. Коломинский возмутился: «Это разве весь человек?» – и написал свой учебник «Человек: психология», который дважды издавался в Москве, причем «сумашедшим» тиражем в 300 000 экз, и один раз – в Минске (на белорусском языке).

Еще одна значимая книга «Человек среди людей». После ее выхода в 1970-м, автор, по его словам,можно сказать, проснулся знаменитым. Она издавалась на 15 языках. В этих и еще 38 книгах Я.Л. Коломинский приходит к мысли, что в фольклор и художественную литературу вместилась вся психология. Этому во многом и посвящена одна из последних его книг «Психология: поэзия и проза преподавания».

– Конечно. Он становится стихийным психологом. Я часто начинаю лекции со стихов. Предлагаю студентам послушать, например, «Людей неинтересных в мире нет…» Евгения Евтушенко. Потом обсуждаем тему уникальности каждой личности. Когда говорю о методах психологии, могу цитировать Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг». Ставь естественный эксперимент – бери друга с собой в горы!

Правило трех С. Яков Коломинский – основоположник возрастной и педагогической социальной психологии. Долгие годы занимался проблемой влияния групп и коллективов на развитие личности. В последнее время его интересует психологическая культурология.

– Есть много выражений со словом «культура» – сельскохозяйственная, производственная, но психологической нет. А психологическая культура – это уровень знаний человека о самом себе, – поясняет профессор. – На храме Аполлона в Дельфах так и написано: «Познай самого себя». Однажды один из моих студентов заметил: «Ну познаешь самого себя, а что дальше?» Процесс познания бесконечен.

Психологическая культура имеет несколько уровней. Например, концептуально-теоретический – произведения выдающихся ученых-психологов, таких как Леонтьев, Выготский, Фрейд. Есть житейская психологическая культура, которую человек впитывает с молоком матери. Вот плачет малышка, мама ей говорит: «Ну что ты слезы льешь?» – А та в ответ: «Я не тебе плачу, а бабушке…» Ребенку и пяти лет нет, а он уже знает, каким методом на кого воздействовать.

Каждый возраст обладает своей психологической культурой. У дошкольников ведущая деятельность – ролевая игра, у младших школьников – учение, у подростков – интимно-личностное общение. В юношеские годы появляются профессиональные интересы и первая романтическая любовь.

Психологическая культура – не только знания, но и умение человека работать над собой. Это я называю психологической деятельностью и даже придумал клуб «Трех С» – самопроверка, самопознание, самовоспитание.

Стань Шахерезадой. Современному человеку важно уметь налаживать общение. Яков Львович уверен, что это и есть путь к счастью и успеху.

– Есть несколько типов общения, – рассказывает профессор. – Первый: если ты относишься к человеку с симпатией, то и общаешься с ним по-доброму. В таком случае даже про пьющего человека вы скажете: «С ним иногда случается. Это его с пути истинного приятели сводят». Если же имеет место негативное отношение, то вы просто обзовете его алкоголиком. Второй тип: хорошо относишься, но не умеешь это показать. Как в песенке: «Я тебя, дуру, лопатой в шутку огрел по спине. Крикнула: «Черт конопатый!» – и улыбнулася мне». Такое нередко случается среди ребят в школе. Или, например, учитель думает, что если не будет с детьми строг, то они ему на голову сядут…

Третий: плохо относишься к кому-то и не скрываешь этого. И четвертый: относишься плохо, но делаешь вид, что хорошо. Это описано в «Евгении Онегине» Пушкина, когда молодой человек демонстрировал хорошее отношение к дяде, а сам думал: «…когда же черт возьмет тебя».

Научные понятия я часто облекаю в художественную форму. Например, чтобы объяснить явление субъективной информативности личности, вспоминаю феномен Шахерезады: разговор между двумя людьми длится до тех пор, пока каждый из собеседников обладает информацией, интересующей другого.

Люди остаются вместе до тех пор, пока им есть о чем говорить. «Мы с Адой прожили 56 счастливых лет, – вспоминает Яков Львович, – потому что интересовались делами и успехами друг друга. Книга «От человека к человеку. Беседы о социальной психологии личности» вышла благодаря стараниям жены: Ада долгие годы собирала мои статьи и публикации обо мне. Более того, увлеклась психологией, сдала кандидатский минимум, думала защититься. А я интересовался ее работой. Вначале она была учителем, потом диктором. Каждый раз с волнением ждал, когда прозвучит: «Гаворыць Мiнск».

– Мы постоянно оцениваем людей, а они – нас. Как научиться не реагировать на оскорбительные оценки? Искусство оценивать других связано в первую очередь с их самооценкой. Если ты даешь человеку оценку, которая совпадает с его личностной, он будет доволен. Если оценка занижена, начнет нервничать. А если завышена, то может испытать горечь. Психологи проводили эксперимент: за выполненную работу давали детям конфеты. Один мальчик не справился с работой, но конфету ему все же вручили. Он развернул ее, положил в рот и заметил: «Какая горькая конфета». Это эффект незаслуженной похвалы.

Есть золотое правило оценивания: оценивай лишь конкретный поступок, а не личность в целом. Слова «ты всегда…» надо исключить из своего лексикона.

Мудрый не допускает себя до конфликта. Лучше отойти. Как говорится в народе: «Не чапай ліха, няхай сядзіць ціха». Научу простому способу самозащиты. Нужно мысленно представить перед собой защитный экран и сказать: «Чики-траки стеночка» или «Я в домике».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.