Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нестратегические барьеры




Типология отраслевых барьеров

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка можно разделить на две большие группы: нестратегические и стратегические (рис. 18).

Рис. 18. Группы отраслевых барьеров

Нестратегическими называются барьеры, создаваемые объективными характеристиками отраслевого рынка, технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д., т.е. факторами объективного характера, слабо поддающиеся воздействию со стороны фирмы.

Стратегическими называются барьеры, создаваемые стратегией фирм, их политикой на рынке(стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патенты, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т.д.).

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода с рынка относятся следующие виды:

1. Технологические:

а) положительный эффект масштаба;

б) минимально эффективный выпуск.

2. Экономические:

а) емкость рынка:

- высокая насыщенность благами;

- низкая платежеспособность;

- иностранная конкуренция.

б) наличие инфраструктуры на рынке;

в) уровень капитальных затрат:

- капитальные затраты;

- затраты освоения;

- НИОКР;

- длительность освоения.

г) преимущества в уровне затрат.

3. Институциональные:

а) административные:

- лицензирование;

- сертифицирование;

- квотирование.

б) гражданские:

- криминальные.

Наибольший интерес представляет исследование следующих нестратегических барьеров:

1) положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;

2) диверсификация деятельности фирмы;

3) эластичность и темпы роста спроса;

4) иностранная конкуренция;

5) институциональные барьеры.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

1) Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск

Когда фирма начинает доминировать на рынке, ее рыночная власть существенно возрастает. Значительный масштаб хозяйственной деятельности позволяет доминанту иметь более низкие издержки на единицу продукции по сравнению с конкурентами.

Последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-либо времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но, начиная с определенного момента все большие размеры предприятия, могут привести к росту средних общих издержек.

Положительная отдача от масштаба служит причиной возникновения естественных монополий в двух случаях: когда производственная функция затрат демонстрирует положительную отдачу от масштаба при любом объеме выпуска (рис. 19) и когда спрос недостаточно велик по сравнению с объемом выпуска, при котором экономия от масштаба меняется на постоянную или убывающую (рис. 20).

Рис. 19. Естественная монополия: экономия от масштаба при любом объеме. Минимально эффективный выпуск при L-образной кривой затрат     Рис. 20. Естественная монополия: экономия от масштаба при ценах спроса, превышающих затраты. Минимально эффективный выпуск для U-образной кривой средних затрат длительного периода

Если средние издержки убывают с ростом объемов выпуска продукции, то фирма работает с положительной отдачей от масштабов производства или имеет экономию от масштабов производства.

Барьеры для входа, вызванные положительной экономией от масштаба, связаны с понятием минимального эффективного выпуска (MES – minimum efficient size) – это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба меняется на постоянную (убывающую), и фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних затрат.

МЭВ – наименьший объем выпуска, при котором фирма способна работать при минимуме средних издержек. Показатель МЭВ измеряется в долях рыночного объема.

Показатель минимально эффективного выпуска служит важной характеристикой рыночной структуры. Минимально эффективный размер определяется технологией производства товара. В эмпирических исследованиях минимально эффективный размер можно условно отождествлять с производственной мощностью предприятия (или с существенной долей производственной мощности, например 90%). В этом случае важнейшим показателем, свидетельствующим о характере экономии от масштаба, является коэффициент использования производственной мощности. Низкое значение этого показателя свидетельствует о том, что фирма не полностью использует возможности, заложенные в проектной технологии предприятия, что проявляется, как правило, в возрастающей экономии от масштаба. Если коэффициент использования производственной мощности низок, высока вероятность ценовой конкуренции между фирмами-продавцами. Наоборот, при высоком значении коэффициента использования производственной мощности можно сделать вывод о постоянной или убывающей (во всяком случае, не возрастающей) экономии от масштаба.

По мере роста размеров предприятия ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства:

- повышение уровня специализации труда – каждый работник выполняет одно задание, которое наилучшим образом подходит его квалификации;

- специализация управленческого персонала – выполнение только управленческой работы, дополнительно привлекаются соответствующие специалисты;

- эффективное использование капитала;

- производство побочных продуктов.

Все эти технологические факторы будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тому производителю, который окажется способным расширить масштабы своих операций. Таким образом, можно предположить, что увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов на 10% приведет к пропорциональному росту объему производства примерно на 20%, необходимым результатом будет снижение средних издержек.

Отрицательный эффект масштаба. Однако со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Причины возникновения отрицательного эффекта масштаба:

- избыточная нагрузка на производственные мощности предприятия;

- определенные управленческие трудности, возникающие при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность крупной фирмы.

По мере роста размеров фирмы становится труднее собрать, понять и переработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных управленческих решений в масштабах крупного предприятия. Ответственность приходится делегировать менеджерам среднего и низового звена. В результате страдает эффективность, и растут средние издержки производства. Таким образом, увеличение количества всех ресурсов на 10% приведет к пропорциональному росту объема производства на 5%, следовательно, издержки увеличиваются.

Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, будет равно отношению объема рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимально эффективному размеру (при условии, что производственная функция и структура затрат всех фирм в отрасли идентичны):

,

где Qd – объем рыночного спроса при цене, равной минимуму долгосрочных средних затрат; q* минимально эффективный размер фирмы.

Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с затратами, большими минимального значения долгосрочных средних затрат, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних затрат, в результате чего некоторые фирмы будут нести убытки и будут вынуждены прекратить производство.

2) Диверсификация деятельности фирмы

Диверсификация предполагает деятельность фирмы на рынках разных товаров, не являющихся близкими заменителями. Примером диверсифицированного производства может служить компания по производству бытовой техники, выпускающая одновременно запчасти к автомобилям.

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли может отпугивать потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения на новые рынки, так как уменьшает риск банкротства и степень зависимости от экономической среды: при неблагоприятных условиях на одном рынке фирма может компенсировать потери прибылью на другом, на котором в данный момент сложилась более благоприятная конъюнктура. Таким образом, диверсификация производства может служить и барьером для входа в отрасль, и фактором снижения барьеров для выхода из отрасли.

3) Эластичность и темпы роста спроса

Характеристики спроса также формируют рыночные структуры и могут создавать барьеры для входа в отрасль. Они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены.

Уровень концентрации находится в обратной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, т. е. чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль и тем ниже будет уровень концентрации, а, следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными затратами, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с затратами в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно и ограничивать вход в отрасль, и получать экономическую прибыль.

4) Иностранная конкуренция

Высота барьеров для входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов – чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры для входа в отрасль для зарубежного конкурента. Этот вид барьеров находится в ведении государства, а не фирм, а его высота выбирается из соображений общественного благосостояния.

В условиях несовершенной конкуренции импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского излишка, с другой – к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы. Существует возможность, что увеличение благосостояния вследствие повышения импортного тарифа (за счет роста прибыли отечественного производителя) перевесит сокращение потребительского излишка вследствие роста цены. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, с точки зрения благосостояния в национальной экономике общество в целом может быть заинтересовано в ненулевых барьерах на пути иностранной конкуренции. Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в специальном разделе, посвященном внешней торговле и государственной внешнеторговой политике в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке.

5) Институциональные барьеры для входа на рынок

Институциональные барьеры для входа на рынок и выхода с рынка могут быть существенными для предотвращения входа на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам для входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам для выхода из отрасли следует отнести затраты собственников фирмы, связанные с процедурой прекращения деятельности и банкротства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 11558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.