Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические воззрения Средневековья




Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мысль Древней Греции.

Тема I. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков.

а) Древний и Средневековый Восток

б) Экономическая мысль Средневековой Европы.

в)Экономическая мысль Средневековой России

 

1.

На первом этапе развития общества не было собственно экономической мысли в качестве обособленного явления. Отдельные экономические идеи высказывались в произведениях философов, политиков, в законодательных актах Древнего Египта, Вавилона, Древнего Китая, Древней Индии. Впервые экономическая мысль возникает в Древней Греции 2500 лет назад. В это время появляется сам термин «экономика» - «ойкономия» (от греч. «ойкос» - дом, «номос» - ведение).

Этот термин употребляется для характеристики экономических учений Древнего мира и Средних веков. Особое значение для экономической науки имеют работы древних греков: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

 
 
 


Платон
Ксенофонт
Аристотель

Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) был военным, философом, политиком. Его принято считать первым экономистом. Сохранилась его специальная работа по ведению домашнего хозяйства «Ойкономикос», известная в русском переводе как «Домострой». Написана в виде диалога, посвященного вопросам ведения хозяйства. Наряду с рядом конкретных советов по агротехнике, садоводству, скотоводству Ксенофонт высказывал ряд теоретических положений.

Он впервые рассмотрел общественное разделение труда и его значение. Отделение ремесла от земледелия ведет к появлению рынка, рост разделения труда ведет к росту рынка.

Ксенофонт отмечал роль разделения труда в осуществлении обмена. Отрицательно относился к накоплению богатства в виде золота и серебра, считал, что с ростом предложения золота и серебра при неизменном спросе цены на них снижаются. Ксенофонт осуждал ростовщичество.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) пошел значительно дальше. В трактатах «Государство» и «Законы», разрабатывая проекты идеального государства, обосновал логическую связь между разделением труда, отношениями обмена и возникновением денег. «Люди по своим способностям различны: одни рождены для управления…иные для земледелия и ремесленничества». «Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь… Из этого у нас возникает и рынок, и монета – знак обмена». Рабство Платон воспринимал как естественное явление. Рабы находятся вне сословий и в обмене не участвуют.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона, великий мыслитель античности, внес наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции. Он высказал ряд идей, легших в основу экономической науки.

Аристотель различал две формы богатства – натуральную и денежную. Истинное богатство –это «совокупность потребительских ценностей», Соответственно «искусство приобретать богатство» он подразделял на два направления: нравственное – экономику, имеющую цель удовлетворении потребностей; и безнравственное – хрематистику (от греч хрема - владение) – ставящую цель накопления денег. Экономика включает в себя земледелие и ремесло, хрематистика - торговлю и ростовщичество. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Аристотель показал роль денег, как всеобщего эквивалента. Деньги это то, что делает товары равными и соизмеримыми. Деньги нельзя ссужать под проценты – «монета не может рожать монету».

Аристотель раскрыл двойственную природу товара: «Обувью пользуются, чтобы надевать на ноги или чтобы менять ее на что-либо другое», - то есть, впервые раскрыл соотношение потребительной и меновой стоимости. Он высказал догадку о том, что то общее, что существует между товарами – это затраты труда на их производство. Они определяют цену товара. Совместимость товаров, то, что делает их одинаковыми – количество труда, затраченного на их производство. При желании Аристотеля можно рассматривать как предшественника классической политэкономии.

Однако вряд ли можно говорить о возникновении в Древней Греции собственно экономической науки. Экономические идеи высказывались в общем контексте философских систем.

 

2.

 

В отличие от мыслителей Древней Греции труды римских авторов носили не аналитический, философский, а описательный характер. Римская аристократия видела смысл существования в службе государству, в военной или общественной деятельности, поэтому вклад римлян в экономическую науку уступает вкладу древних греков, ограничивается конкретными проблемами.

Марк Порций Катон (234 – 140 гг. до н.э.) – написал трактат «О земледелии», как можно извлечь максимальную прибыль из имения?

1) Путь к процветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным. От всего, что не приносит прибыль следует избавляться – от изношенного инструмента, больного скота, старых рабов. В то же время рабов нельзя морить голодом, надо создать им сносные условия труда, чтобы лучше работали.

2) Катон рассмотрел проблемы товарности имения. Нужно больше продавать и меньше покупать. Несоблюдение этого правила ведет к упадку имения. Цена товара равна затратам труда на его изготовление – надо стремиться снизить затраты.

Марк Теренций Варрон (116 – 27 гг. до н.э.). Трактат «О сельском хозяйстве». Предлагает ряд мер по повышению эффективности рабовладельческого хозяйства. Он пропагандирует самообеспечение имений, выступает за рациональную комбинацию различных отраслей сельскохозяйственного производства. «Хозяину имения в большинстве случаев выгоднее скормить имеющийся в имении корм, чем продавать его, а унавоживание весьма полезно для плодов земных, и скот именно для этого и предназначен. У кого имение, тот должен иметь дело с обеими отраслями хозяйства: и с земледелием, и со скотоводством…»

Ряд конкретных советов по ведению рабовладельческого хозяйства дал Луций Юний Модерат Колумелла (Iв.до н.э.)

Трактаты Катона, Варрона и Колумеллы не были научными произведениями, они носили описательный характер. В целом античная экономическая мысль не выходила за рамки «ойкономии».

 

3.

а) Древний и Средневековый Восток

 

Для государств Древнего и Средневекового Востока характерно господство «азиатского способа производства». Для него характерно отсутствие частной собственности на землю. В этих условиях, писал К. Маркс «…государство противостоит непосредственным производителям…в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена…рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» (Соч. Т.25 ч.2 с.354).

Вследствие этого, основным сюжетом мыслителей Древнего Востока было изучение деятельности государства, главным образом налоговой системы.

Китайский философ Ли-Чжун (V в. до н.э.) основное внимание уделял способам взимания налогов. Он рассматривал крестьянский двор как податную единицу. Им была разработана система трех начальников, которая предлагала три повинности: повинность в пользу государства, поземельный налог, подать с промыслов. Верховный собственник земли – государство, государству же принадлежит абсолютная власть над подданными.

В древнейших философских трактатах «Гуань-цзы» (VII – IV вв.до н.э.) не просто описывается механизм государственного управления экономикой, но и приводится перечень из пяти обязательных указаний для каждого времени года, подлежащих исполнению подданными: «Правитель если сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии».

Наиболее известным памятником экономической мысли Древней Индии является трактат «Артхамастра» (наука о политике), автором которого был Каутилья Виншнагупта (321 – 297 гг. до н.э.). Он представляет свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности.

В «Артхамастре» поднимается вопрос об экономической роли государства. Допускается самое широкое его вмешательство в хозяйственную жизнь. Государство ведет колонизацию окраин; строит новые деревни, колодцы, резервуары; поддерживает в порядке ирригационные системы.

В трактате содержатся элементы экономического анализа – препарируются доходы и расходы бюджета. Доходы - множество натуральных и денежных налогов (поземельный налог, налоги с фруктовых садов, скота); а также царское хозяйство. Расходы – затраты на богослужение, гарем.

Большое внимание уделяется организации надзора за торговлей. Для привлечения иностранных купцов предлагаются льготы, полезные товары объявляются беспошлинными.

В целом экономическая мысль Древнего Востока носит описательный характер. Деспотичным правителям требовалось не выявление закономерностей развития, а констатация фактов незыблемостисуществующего порядка. Данная традиция характерна и для средних веков.

Самый знаменитый памятник этой эпохи на Востоке – трактат китайского мыслителя Ли Гоу (XI в.) «План обогащения государства». В нем описывается государственный механизм сглаживания сезонных колебаний рыночных цен на зерно, так называемой «амбарной системы», в основе которой лежал закон о справедливой закупке зерна. Государство осенью закупает зерно по справедливой цене и хранит его в казенных амбарах. Казна выдает земледельцам ссуду под 10 – 12%. Весной крестьяне покупают зерно не слишком дорого – торговцы не могут нажиться на спекуляции зерном. «Все это выгодно государству и удобно народу на долгие времена».

Несколько особняком стоит выдающийся арабский мыслитель Абдурахман Абу Зейд ибн Мухаммед Ибн Хальдун (1332 – 1402). В своем сочинении «Пролегомены» он высказал ряд ценных экономических наблюдений. Ибн Хальдун был знаком с трудами Аристотеля и дополнил его идеи результатами своих наблюдений.

1) стоимость товара определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда;

2) наряду с затратами живого труда в стоимость товара включал затраты овеществленного труда («…стоимость материала, удобрений и других, что требует также труда»), а также затраты на пошлины и налоги;

3) различал понятия «стоимость», как внутреннее свойство товара, и «цена», как результат взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Однако рассуждения Ибн Хальдуна представляют скорее результат житейских наблюдений, нежели анализа. К тому же «Пролегомены» были малоизвестны в Европе и не оказали большого влияния на развитие экономической мысли.

 

б) Экономическая мысль Средневековой Европы.

В средневековой Европе экономическая наука развивалась в ходе богословских споров.

Возрождение традиции экономического анализа связано с деятельностью схоластов – ученых и преподавателей средневековых школ и университетов.

Фома Аквинский.

Наиболее известным среди них был Фома Аквинский (1225 – 1274), труд которого «Сумма теологий» занял центральное место в общественной мысли средневековой Европы.

Ведущим направлением деятельности университетов была разработка канонического права, на основе синтеза церковных канонов, античнойфилософии и римского права. Поэтому ученые схоласты назывались также канонистами. В каноническом праве разрабатывался ряд экономических вопросов, требовавших согласования с нравами христианской морали, в том числе учение о справедливой цене и учение о процентах ссудного договора. Фома Аквинский понимал под «справедливой ценой» цену, учитывающую издержки производства и транспортировки. Он осуждал попытки продажи вещи дороже их стоимости.

Немалую сложность представляло собой оправдание ссудного процента. Христианство осуждало ростовщичество. «Взаймы давайте, не ожидая ничего», - написано в Библии. Фома Аквинский обосновал необходимость ссудного процента тем, что:

1) давая деньги взаймы под проценты, кредитор лишается возможности дохода от их использования;

2) используя чужие деньги, должник получает выгоду в виде прибыли. Этой выгодой он должен поделиться с кредитором.

 

4. Развитие экономической мысли в России во многом шло в русле мировой экономической мысли, повторяло основные этапы ее развития.

В средневековой России, как и в мире в целом, экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическая наука – в самостоятельную отрасль знаний. Объектом познания служат решения повседневных задач хозяйственной деятельности, установление принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы и др.

В XV – XVI вв. появляются первые сочинения, содержащие рекомендации по ведению хозяйства – «Домострои», аналогичные по содержанию «Экономикосу» Ксенофонта

Наиболее известен «Домострой» Сильвестра, одного из приближенных Ивана Грозного, члена «Избранной Рады», написанный в сер XVI в.

«Домострой» выражает задачи натурального хозяйства, где все необходимое производится в собственном хозяйстве. Рекомендует иметь в хозяйстве не только крестьян, но и ремесленников: портных, сапожников, кузнецов.

Сильвестр указывает в то же время и на выгоды наемного труда в торговых и промышленных делах, рекомендует отпускать ремесленников на свободу и помогать в обзаведении хозяйством.

Наиболее известными представителями экономической мысли средневековой России были И.С. Пересветов и Ермолай – Еразм.

Иван Семенович Пересветов (XVI в.) предложил Ивану Грозному программу реформ, направленных на повышение доходов государства.

Он предложил отменить «кормление» наместников и перевести их на жалование их казны, чтобы устранить возможность злоупотребления. Выступал также за государственную регламентацию цен на товары, продаваемые воинам.

Ермолай-Еразм, русский мыслитель XVI в., протопоп одной из московских церквей. Его основной трактат «Правительница» содержит рекомендации царю по управлению государством (сбору налогов, размер повинностей, измерение площади земель и т.д.).

Труд крестьян – основа материального благосостояния государства. Они дают хлеб, а хлеб – главное благо.

Крестьяне живут крайне бедно, выполняют натуральные и денежные повинности. Это может привести к взрыву недовольства, к восстаниям.

Предложил программу освобождения крестьян от денежного оброка («крестьяне серебра не создают – нельзя с них требовать денег»), от ямской повинности (должна быть возложена на городское население, соответственно освобожденное от торговых пошлин); отменить кормления (Иван Грозный это сделал). Налоги должны быть ограничены 1/5 того продукта, который добывают сами крестьяне (ржи, сена, и т.д.)

В целом труды русских средневековых экономистов также не выходят за рамки «ойкономии», носят относительный характер, не ставят задачи обобщения, выведения общих закономерностей экономического развития.

 

 

Раздел II. Экономические воззрения периода нерегулируемых рыночныхотношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.