Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной




Недостатки модели совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.

Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

Это создает равенство возможностей, однако от­нюдь не гарантирует равенство результатов.

Совершенная конку­ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.

Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности суще­ствуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фир­мами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или из­держках (положительных или отрицательных экстерналиях).

Поэ­тому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно).

Это от­носится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д.

 

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса.

Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции.

Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы.

Потребители всё больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на её оформление, дизайн, возможность приспособить её к индивидуальным особенностям каждого человека.

Всё это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

 

Классификация рыночных структур

Ограниченность совершенной конку­ренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Крайнимслучаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы и отрасли совпадают.

 

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм возникает ситуация олигополии.

Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти.

Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией (см. рис. 7-2).

 

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией.

 

Фирмы, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

 

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монопсонистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию.

 

Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

 

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыноч­ных структур сильно возрастет (см. табл. 7—1).

При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурент­ным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

 

 

Таблица 7-1

Формы предложения
Классификация форм рынка

Формы спроса

Конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия
Конкуренция (полипсония)   Олигопсония   Монопсония Совершенная конкуренция   Олигопсония   Монопсония Олигополия     Олигополия, ограниченная олигопсонией   Монопсония, ограниченная олигополией Монополия     Монополия, ограниченная олигопсонией   Двусторонняя монополия

Составлено по: Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. С. 75.

 

Рассмотрим сначала чистую монополию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.