Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия возникновения




Монополистическая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен.

Каж­дая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необ­ходима дифференциация продукта, где в большей мере прихо­дится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

Лёгкая и пищевая промыш­ленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д.

Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием.

Причиной вы­бора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удоб­ное расположение и время работы магазина, лучшее обслужива­ние посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены.

Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахер­ским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

 

В условиях дифференциации экономических благ трудно най­ти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу.

Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюда­ется нечто вроде континуума продуктов и услуг.

 

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких ба­рьеров для вступления в отрасль.

Эффект масштаба не имеет боль­шого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

 

Лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль.

Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки.

Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензиру­ются) товары-субституты.

 

Определение цены и объёма производства

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической кон­куренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. Dm на рис. 7—8).

Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.

Степень эластичности в условиях монополисти­ческой конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

 

Таким образом, дифференциация продукта отражается в диф­ференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены.

Изменит фирме лишь самый рас­четливый и меркантильный покупатель.

 

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в услови­ях монополистической конкуренции производится меньше продукта.

Если при совершенной конкуренции производится Qс по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рm (см. рис. 7—8).

 

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки.

Однако отсутствие высо­ких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели.

В результате в длительном периоде со­здается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни при­были, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

 

Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конку­ренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.