Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние культуры




Половой диморфизм

Биология не определяет судьбу, но биологические факторы, безусловно, вносят существенный вклад в формирование тендерных различий. Термин биологический часто используют, когда имеют в виду гены, в данном случае половые хромосомы, но понятие «биологический» дол ж но-включать также влияние условий, в которых находится организм в период внутриутробного и постнатального развития, и час­то деятельность в этих условиях определяется культурой. Например, длительность периодов сна может изменяться в зависимости от детерминируемого культурой распорядка дня матери, а усвоение навыков сидения и хождения определяется принятой в данной культуре практикой ухода за детьми (Super & Harkness, 1982).

Новорожденные мальчики крупнее и активнее девочек (Eaton & Eims, 1986), у них более высокий уровень основного обмена веществ, лучше развита мускулату­ра и более высокий порог болевой чувствительности (Rosenberg & Sutton-Smith, 1972). До подросткового возраста (3-10 лет) половые различия в морфологии и гормональном статусе невелики, но наблюдаемые различия соответствуют поло­вому диморфизму, который проявится позднее (Tanner, 1961, 1970).

Взрослые мужчины выше ростом, имеют более массивный скелет, более высо­кий коэффициент соотношения мышечной и жировой массы, более высокий уро­вень насыщения крови кислородом, больше волос на теле, к тому же у представи­телей разных полов разные первичные и вторичные половые признаки (D'Andrade, 1966; Tanner, 1961). Первая группа различий связана с большей силой и выносли­востью мужчины и, судя по всему, связана с более продолжительным периодом взросления мальчиков и гормональными изменениями, которые проявляются пос­ле 8 лет (Ember, 1981). Тем не менее эти различия имеют место лишь в рамках определенных групп населения, но не между ними, и существуют лишь примени­тельно к средним групповым показателям, а не к сравнениям отдельных индиви­дов (Munroe, 1975/1994). Многие женщины сильнее и активнее многих мужчин.

Несмотря на то что биологические факторы могут создавать определенные предпо­сылки и ограничения для развития, важной детерминантой развития являются так­же социокультурные факторы (Best & Williams, 1993; Munroe & Munroe, 1975/1994; Rogoff, Gauvain & Ellis, 1984). Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя, как осуществляется родовспоможение, как происходит социализация детей, как одевают детей, какое поведение считается разумным, чему обучают детей, какие функции берут на себя взрослые мужчины и женщины. Возможности и форми­рование поведения ребенка определяются культурой, даже если это поведения рас­сматривается как детерминированное биологическими факторами. Культурные уни­версалии в различиях полов часто объясняют сходством в практиках социализации, в то время как культурные различия относят за счет различий процесса социализации.

К наиболее известным, хотя и вызывающим определенные сомнения, примерам культурного своеобразия поведения, связанного с половой принадлежностью, от­носится классическое исследование трех племен из Новой Гвинеи, проведенное Маргарет Мпд (Mead, 1935). Мид говорила о том, что, с точки зрения западных представлении, в данных обществах и мужчины и женщины обладают как маску­линностью, так и фемининностыо, их поведение не соответствует принятой сексу­ально-ролевой ориентации.

Яркую иллюстрацию глубинной природы половых различий дает история из­раильских кибуцев, основанных в 1920-е годы. В них была предпринята целена­правленная попытка сформировать эгалитарное общество (Rosner, 1967; Snarey & Son, 1986; Spiro, 1956). Сначала там не было разделения труда по половому при­знаку. И мужчины и женщины работали в полях, управляли тракторами и работа­ли на кухне и в прачечной. Однако время шло, повысилась рождаемость, и выяс­нилось, что женщины не могут взять на себя многие виды физической работы, с которыми справляются мужчины. И вскоре женщины взяли па себя именно те функции, от которых, как считалось сначала, они стремились освободиться -стряпню, стирку, обучение детей и уход за ними. Очевидно, попытка организовать в кибуцах справедливое разделение труда не оказала большого влияния на детей. Карлсон и Барнес (Carlsson & Barnes, 1986), исследуя представления о типичном сексуально-ролевом поведении мужчин и женщин и восприятие собственной по­ловой принадлежности, не обнаружили культурных или половых отличий детей, которые выросли в кибуцах, от шведских детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.