Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое «раскрытие» культуры




Объяснение культурных различий

Тот, кто владеет искусством войны, знает, что наилучшее — сохранить государство противника целым и невредимым. Разрушить его — не столь великое достижение.

Сунь Цзы. Искусство войны, глава 3, стих 1

Кросс-культурное исследование начинается с наблюдения за различиями в часто встречающемся поведении представителей разных культурных групп, а также с фиксации его результатов, например убийства (Robbins, DeWalt, Pelto, 1972), или того, каким образом достигаются эти результаты, например путем нанесения ос­корбления индивиду (Felson, 1978) или группе, которые являются объектом воз­действия (Semin & Rubini, 1990). Для нас такие различия в поведении представля­ют интерес лишь постольку, поскольку они являются стимулом к размышлениям

о причинах таких различий. Заинтересовавшись этими причинами, исследовате­ли пытаются выяснить, какие особенности культуры вызывают наблюдаемые раз­личия в поведении.

Эти особенности культуры, однако, следует перевести в личностные психоло­гические характеристики, которые и порождают определенный тип поведения. Такие психологические характеристики могут представлять собой верования, при­вычки, ценностную ориентацию, Я-конструкции, личную предрасположенность, эмоции, атрибуции, касающиеся собственной личности или окружающих людей, и т. д. Проблема состоит в том, что эти факторы различны для разных культур и для разных обществ, и все они связаны с поведением человека, о какой бы культу­ре мы ни говорили. Если связь между психологической переменной и поведением обнаруживается во всех культурных группах, можно предположить, что данная связь носит универсальный характер.

Выявляя психологические характеристики культуры, можно использовать урав­нения регрессии, чтобы проверить, объясняются ли различия в повторяемости определенного типа поведения у разных культурных групп показателями именно этой психологической переменной у представителей данных культурных групп (Bond, 1998b). Возможные ответы; да, нет, отчасти. Если да, то основное внимание следует уделить изучению особенностей культуры, которая способствует большей или меньшей степени проявления данной психологической характеристики у сво­их представителей. Если нет, можно продолжить поиск иных, более совершенных психологических параметров, объясняющих различия. Если отчасти, то следует продолжать поиск дополнительных психологических факторов.

Процесс объяснения разных уровней интересующего нас поведения в разных культурных группах называется «раскрытием» культуры на личностном уровне (Clark, 1987; Whiting, 1976). В результате успешного «раскрытия» абстрактная категория «культуры» заменяется измеряемой психологической переменной, детерминирующей поведение личности (см., например, Singelis, Bond, Sharkey & Lai, 1999). Тогда культура выступает как «позиционирующий фактор» психологи­ческой модели, то есть как комплекс воздействий, определяющий типовой уровень данной психологической переменной у представителей этой культуры.

Когда эта цель будет достигнута, исследователи смогут сосредоточить внима­ние на культурной динамике, благодаря которой представители разных культур­ных групп имеют разные показатели выявленной психологической переменной. Так, установка на агрессию, которая дается родителями в процессе социализации, имеет кросс-культурную связь с агрессивным поведением представителей муж­ского пола (Segall, Ember & Ember, 1997). Такой прессинг в ходе социализации мо­жет быть результатом потребности группы вести войну из-за нужды или голода (Ember & Ember, 1994). Поэтому на определенном уровне убийство в разных куль­турных группах может быть связано с установкой на агрессию в процессе воспита­ния мальчиков, что обеспечивает социализацию, отвечающую потребностям куль­туры в воспитании будущих воинов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.