КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое «раскрытие» культуры
Объяснение культурных различий Тот, кто владеет искусством войны, знает, что наилучшее — сохранить государство противника целым и невредимым. Разрушить его — не столь великое достижение. Сунь Цзы. Искусство войны, глава 3, стих 1 Кросс-культурное исследование начинается с наблюдения за различиями в часто встречающемся поведении представителей разных культурных групп, а также с фиксации его результатов, например убийства (Robbins, DeWalt, Pelto, 1972), или того, каким образом достигаются эти результаты, например путем нанесения оскорбления индивиду (Felson, 1978) или группе, которые являются объектом воздействия (Semin & Rubini, 1990). Для нас такие различия в поведении представляют интерес лишь постольку, поскольку они являются стимулом к размышлениям о причинах таких различий. Заинтересовавшись этими причинами, исследователи пытаются выяснить, какие особенности культуры вызывают наблюдаемые различия в поведении. Эти особенности культуры, однако, следует перевести в личностные психологические характеристики, которые и порождают определенный тип поведения. Такие психологические характеристики могут представлять собой верования, привычки, ценностную ориентацию, Я-конструкции, личную предрасположенность, эмоции, атрибуции, касающиеся собственной личности или окружающих людей, и т. д. Проблема состоит в том, что эти факторы различны для разных культур и для разных обществ, и все они связаны с поведением человека, о какой бы культуре мы ни говорили. Если связь между психологической переменной и поведением обнаруживается во всех культурных группах, можно предположить, что данная связь носит универсальный характер. Выявляя психологические характеристики культуры, можно использовать уравнения регрессии, чтобы проверить, объясняются ли различия в повторяемости определенного типа поведения у разных культурных групп показателями именно этой психологической переменной у представителей данных культурных групп (Bond, 1998b). Возможные ответы; да, нет, отчасти. Если да, то основное внимание следует уделить изучению особенностей культуры, которая способствует большей или меньшей степени проявления данной психологической характеристики у своих представителей. Если нет, можно продолжить поиск иных, более совершенных психологических параметров, объясняющих различия. Если отчасти, то следует продолжать поиск дополнительных психологических факторов. Процесс объяснения разных уровней интересующего нас поведения в разных культурных группах называется «раскрытием» культуры на личностном уровне (Clark, 1987; Whiting, 1976). В результате успешного «раскрытия» абстрактная категория «культуры» заменяется измеряемой психологической переменной, детерминирующей поведение личности (см., например, Singelis, Bond, Sharkey & Lai, 1999). Тогда культура выступает как «позиционирующий фактор» психологической модели, то есть как комплекс воздействий, определяющий типовой уровень данной психологической переменной у представителей этой культуры. Когда эта цель будет достигнута, исследователи смогут сосредоточить внимание на культурной динамике, благодаря которой представители разных культурных групп имеют разные показатели выявленной психологической переменной. Так, установка на агрессию, которая дается родителями в процессе социализации, имеет кросс-культурную связь с агрессивным поведением представителей мужского пола (Segall, Ember & Ember, 1997). Такой прессинг в ходе социализации может быть результатом потребности группы вести войну из-за нужды или голода (Ember & Ember, 1994). Поэтому на определенном уровне убийство в разных культурных группах может быть связано с установкой на агрессию в процессе воспитания мальчиков, что обеспечивает социализацию, отвечающую потребностям культуры в воспитании будущих воинов.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |