КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка социально-психологических теорий, учитывающих фактор культуры
Культурные вариации, связанные с психологическим медиатором Психологический медиатор, определяющий связь между культурой и суррогатом убийства, возможно, в разных культурах будет обладать разным уровнем психологической эффективности. Так, Динер и Дилер (Diener & Diener, 1995) изучали взаимосвязь самоуважения и степени удовлетворенности жизнью в 31 национальной выборке. Они доказали, что социализация представителей индивидуалистических культур приводит к тому, что в их оценке жизненной ситуации большее внимание уделяется своему внутреннему состоянию, в частности самоуважению. Из этого следует, что уровень индивидуализма нации делает связь между медиа-тором самоуважения и степенью удовлетворенности жизнью менее устойчивой (см. также: Kwan, Bond & Singelis, 1997). Таким образом, различия в культурной динамике могут проявляться в универсальном факторе поведения, воздействуя на него в разной степени — сильнее или слабее. Триандис (Triandis, 1980) предложил общую модель поведения, учитывающую уровень проявления трех факторов: социальные установки; воздействие, предшествующее поведению; и последствия определенного поведения. Он утверждает, что на поведение в индивидуалистических культурах оказывают более сильное влияние предшествующее воздействие и последствия определенных действий; в коллективистских культурах решающее значение имеют социальные нормы адекватного в соответствующих условиях поведения. ^Подобным образом рассуждали Ямагиши, Кук и Ватабе (Yamagishi, Cook & Watabe, 1998), планируя эксперимент по сравнению обязательств у (индивидуалистов) американцев и (коллективистов) японцев. Японию они описывают как «институциональную культуру с системами взаимного контроля и санкционирования, которые ограничивают возможности выбора поведения» (pp. 167-168) и таким образом способствуют совместной деятельности. Социальные нормы коллективистской культуры являются более влиятельными. Социальные нормы американской культуры не предполагают подобных форм социального контроля, но способствуют совместной деятельности, готовя членов общества к принятию на себя большей ответственности. Последствия оказания такого доверия более существенны в индивидуалистической культуре. Таким образом, японцы стремятся к сотрудничеству больше, чем американцы при наличии социального контроля; американцы же в большей степени, чем японцы, стремятся к сотрудничеству при отсутствии социального контроля. Таким образом, есть два пути влияния культуры на социальное поведение: она может создавать прессинг в ходе социализации, направленный на достижение определенного психологического результата, тем самым усиливая общее воздействие опосредующей переменной, которая влияет на поведение (позиционирующее действие культуры). Или же культура может увеличить удельный вес определенной психологической переменной, которая влияет на поведение (увязывающее действие культуры). Чтобы определить, какой из двух названных процессов имеет место, мы должны прежде всего приложить усилия к разработке параметров для адекватной оценки (см. Van de Vijver & Leung, 1997) как социального поведения, так и связанных с ним прогностических параметров. Затем мы должны провести кросс-культурные исследования, чтобы определить, как действуют опосредующие психологические переменные, увеличивая или уменьшая вероятность интересующего нас социального поведения. Разработка таких теорий поможет решить сформулированную Мессиком (Messick, 1998) проблему, которая заключается в потребности нашей дисциплины выявить и научно аргументировать психологический смысл культурных различий в поведении: Что бы мы нилкладывали в понятие культуры — институты, установки, личностные характеристики, социальные условия, ожидания и т. д. — что представляют собой процессы, в ходе которых культура влияет на поведение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что представляет собой культура с психологической точки зрения и каковы механизмы и процессы проявления культуры в деятельности (р. 289). Такая интерпретация культуры требует от нас привлечения в полном объеме творческого потенциала, умений и навыков, необходимых для конкретизации и оценки упомянутых механизмов и процессов. Понять, как действуют эти «механизмы и процессы», можно лишь после того, как мы четко определим, о каких механизмах идет речь и как их выявить. И теперь мы обратимся именно к этому фундаментальному вопросу.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |