Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютные оценки продукции




 

Для установления объема и количества производимых товаров используют не только натуральные, но и стоимостные оценки. Они делятся на две группы:

- абсолютные;

- относительные.

И те и другие рассчитываются в рублях или в иной валюте, и используются в экономике для того, чтобы объединить разнородные по натурально-физическому составу продукты.

Пример. АО «Туламашзавод» выпускает мотороллеры, лазерную медтехнику, вооружение, кирпичи, выполняет транспортные перевозки и т.д. Исходной среди абсолютных оценок является товарная продукция. Товарная продукция-это стоимость всей произведенной в календарном периоде продукции (работ и услуг) для реализации на сторону. Если предприятие произвело за месяц продукции для продажи на сумму 200 млн. рублей, а инструментальный цех предприятия произвел инструментов на 50 млн. рублей, в том числе на 10 млн. рублей для продажи сторонним покупателям, то объем товарной продукции равен 210 млн. рублей. Объем товарной продукции конкретного вида определяется по формуле:

 

ОТi = Цi * Ni

 

ОТi - объем товарной продукции

Цi - оптовая цена предприятия за единицу продукции в рублях.

Ni - количество продукции i-го вида, планируемое к производству в календарном периоде.

При выпуске нескольких видов товаров объем продаж определяется:

 

ОТi = Цi * Ni,

 

где n - количество видов выпускаемой продукции.

Приведем пример расчета товарной продукции для 5 изделий, выпускаемых предприятием «Зигзаг».

Наименование продукции Количество выпускаемой продукции, в шт. (Ni) Цена единицы продукции, в руб. (Цi) Объем товарной продукции, тыс. руб. (OTi)
1. Сувениры      
2. Крышки      
3. Электрорезки      
4. Ограждения      
5. Замки      
Итого товарной продукции ОТ - -  

 

Кроме изделий 5 наименований, предприятие производит и другие товары, входящие в состав товарной продукции.

 

Продукция Выпуск продуктов за год Остатки годовой продукции на складе Продукция отгруженная, но не оплаченная Остатки
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
1. Изделия 5 наименований              
2. Запчасти для реализации              
3.Инструмент и техоснастка              
в т.ч. для реализации на сторону   - -        
Услуги капитальному строительству              

 

Поскольку в состав товарной продукции помимо стоимости изделий пяти наименований, войдет стоимость запасных частей, инструмента, оснастки для реализации на сторону, а также услуги капитального строительства, постольку

ОТ = 5950 + 400 +300 +200 = 6850 руб.

Но произвести товары для продажи еще не означает их продать, поэтому используется еще один показатель, общепринятый в мировой практике- объем продаж (ОР – в России называется объем реализации).

Фактически его величина на предприятии определяется по документам бухучета. В планировании же для прогноза объема продаж используют формулу:

ОР * = ОТ + (Оскл.отгр.)н – (Оскл.отгр)к, (*)

Оскл. - это остатки готовых товаров на складе предприятия соответственно на начало и конец календарного периода (стоимость остатков).

Оотгр - стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных потребителями соответственно на начало и конец периода.

 

ОР = 6850 + [(430 +10) + (225 + 15 + 20)] – [(420 + 20) + (185 +5 + 10)] =

= 6910 тыс. рублей.

Таким образом, в плановом году предприятие «Зигзаг» планирует продать товаров на большую сумму, чем произведено для продажи. Это происходит за счет снижения остатков товаров на складах предприятия и в отгруженных товарах на конец года по отношению к началу. Логика формулы (*) заключается в следующем: так как готовая продукция на складе на начало года будет продана в этом году и вся ее стоимость войдет в объем продаж, а продукция, поступившая на склад в конце года, будет продана только в следующем календарном году, то прибавляется их изменение ОТ. То же самое по товарам отгруженным.

Третьей абсолютной оценкой товаров является объем валовой продукции. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной на предприятии продукции в календарном периоде. Поэтому, наряду с товарами, она включает изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов, произведенных для внутреннего использования.

ОВ = ОТ + (ОНЗП + ОПФ)к - (ОНЗП + ОПФ)н

ОНЗП - остатки (стоимость) незавершенного производства на начало и конец периода.

ОПФ - остатки (стоимость) полуфабрикатов, инструментов, штампов, приспособлений, производимых для внутреннего использования на предприятии.

Незавершенное производство – это незаконченная обработкой продукция т.е. заготовки, детали сборки, находящиеся в обработке или ждущие своей очереди на обработку в цехах, межцеховых складах.

В данном примере объем валовой продукции составляет:

ОВ = 6850 + [(7520 +40 + 2300) – (7100 + 50 + 1800)] = 7760 тыс.рублей.

 

Таким образом, предприятие в календарный период произвело продукции больше на 850 тыс. рублей, чем сумело продать. Логика формулы в следующем: остатки НЗП и полуфабриката на начало периода войдут в товарную продукцию (ОТ), а остатки на конец периода, уже войдут в товар следующего периода.

Показатель валовой продукции используется на предприятиях с длительными циклами изготовления товаров (более месяца) – в самолетостроении, производство судов, тепловозов, электричек, с/х-ва.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.