Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право как меновое отношение: некролог о праве 3 страница




ми в коллегии Наркомюста... предстала необходимость формули-вать свое, так сказать, "советское понимание права", мы остано-ились на следующей формуле: "Право — это система (или поря­док) общественных отношений, соответствующая интересам господ­ствующего класса и охраняемая организованной силой его (т. е. это­го класса)"1.

Защищая эту "формулу Наркомюста", Стучка подчеркивал, что содержащийся в ней взгляд на право "основывается на верной, а именно классовой точке зрения"2. В качестве направлений уточнения данного общего определения права он в 1924 г. писал: "В последнее время я вместо "система" и т. д. поставил слова "форма организации общественных отношений, т. е. отношений производства и обмена". Может быть, следовало бы более подчеркнуть и то, что интерес гос­подствующего класса является основным содержанием, основной ха­рактеристикой всякого права"3. Основное достоинство данного опре­деления права Стучка усматривал в том, что оно "отказывается от чисто формальной точки зрения на право, видит в нем не вечную категорию, но меняющееся в борьбе классов социальное явление'"1.

Однако в отстаиваемом Стучкой общем определении права нет ничего специфически правового. Если "основным содержанием" вся­кого права является нечто неправовое ("классовый интерес"), то тем самым право как право попросту отрицается. Точно так же и характеристика права в качестве "меняющегося в борьбе классов социального явления" не содержит в себе собственно правового момента. Здесь везде отсутствует какой-либо объективный, сво­бодный от произвольного "классового" усмотрения критерий или принцип отличия права от неправа.

Ничего собственно правового не добавляют и слова "система", "порядок" или "форма" общественных отношений, поскольку сис­тема, порядок, форма одних "общественных отношений" могут быть правовыми, а других — неправовыми. Все здесь зависит от типа общества, от конкретной природы соответствующих общественных отношений. Априорное же признание правового характера поряд-^ ка, системы, формы общественных отношений любого типа особен-i но неуместно и несостоятельно применительно к отношениям в об­ществе после пролетарской революции, к обществу в период дик­татуры пролетариата и социализма, поскольку острие всех этих революционно-пролетарских и социалистических преобразований направлено как раз против права, против формального правового равенства индивидов, на достижение т. н. фактического (потреби­тельского, неправового) равенства.

1 Там же. С. 256—257.

2 См.: СУ РСФСР, 1919, № 66, ст. 590. Первоначальный проект документа был подготовлен М.Ю. Козловским, доработка его шла при активном участии и под руководством П.И. Стучки. ••••.,

г £тУчка П.И. Избранные произведения. С. 58.

1ам же. ' Там же.

Там же. С. 59.

180 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

По логике "классового права", система (порядок, форма и т. д.) общественных отношений может означать (а фактически так и по­лучилось) лишь систему классового насилия. Так, во Введении к "Руководящим началам по уголовному праву РСФСР" 1919 г. "про­летарское право" характеризуется как упорядочение и системати­зация правил и методов классового подавления и насилия. "Без особых правил, без кодексов, — отмечается в этом Введении, — вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетате­лями. В процессе борьбы со своими классовыми врагами пролета­риат применяет те или другие меры насилия, но применяет их на первых порах без особой системы, от случая к случаю, неорганизо­ванно. Опыт борьбы, однако, приучает его к мерам общим, приво­дит к системе, рождает новое право. Почти два года этой борьбы дают уже возможность подвести итоги конкретному проявлению пролетарского права, сделать из него выводы и необходимые обоб­щения. В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий, пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов, создать метод борьбы со своими врагами и научиться им владеть"1.

Право вообще и советское, пролетарское право в особенности предстают здесь лишь как система и метод классовых репрессий. "Советское уголовное право, — подчеркивается в "Руководящих началах", — имеет своей задачей — посредством репрессий охра­нять систему общественных отношений, соответствующую интере­сам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата"2.

Такое классовое "правопонимание" идеологически и теорети­чески обосновывает правомерность не только всех прежних репрес­сий (от революции до "военного коммунизма"), но по существу — и всех возможных будущих репрессий, лишь бы они носили классо­вый характер. Можно подумать, что именно эта "классовость" была в стране самым крупным дефицитом в эпоху пролетарской револю­ции и диктатуры пролетариата.

Согласно позиции Стучки и других авторов "Руководящих на­чал", буржуазное право вместе с буржуазным государством полно­стью уничтожается пролетарской революцией и сдается в "архив истории". "Пролетариат, завоевавший в Октябрьскую революцию власть, — отмечается в названном документе, — сломал буржуаз­ный государственный аппарат, служивший целям угнетения рабо­чих масс, со всеми его органами, армией, полицией, судом, церко­вью. Само собой разумеется, что та же участь постигла и все кодек­сы буржуазных законов, все буржуазное право, как систему норм

1 СУ РСФСР, 1919, № 66, ст. 590.

2 Там же.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 181

(правил, формул), организованной силой поддерживавших равно­весие интересов общественных классов в угоду господствующим классам (буржуазии и помещиков)"1.

Отрицание всякой преемственности и общности между бур­жуазным и пролетарским правом в данной концепции, в частности, означает, что в "пролетарском праве" отсутствует и тот собственно правовой момент (буржуазное "равное право"), о допущении и "от­мирании" которого шла речь у Маркса.

В развитии советского права Стучка (к десятилетию Октябрь­ской революции) выделял три этапа: "1) этап разрушения и так называемого военного коммунизма; 2) этап отступления и 3) этап нового наступления к социализму на базе нэпа, или, выражаясь юридически, на базе советского права"2.

Первый этап, по его оценке, "обогатил теорию понятием клас­сового и только классового права", второй этап "дал лишь широ­кую рецепцию буржуазного права", причем рецепированным нор­мам с помощью разного рода оговорок и толкований революционно­го характера придавалось иное, "социалистическое содержание"3.

Задача третьего этапа виделась Стучке в новом наступлении для окончательного утверждения идей классовой теории права. И здесь "пролетарское право" нужно для того, чтобы преодолеть вся­кое право, перейти — аналогично "неизбежности перехода от госу­дарства к негосударству (слова Ленина)" — "от права переходного периода социалистического строительства к неправу, к отсутствию, отмиранию всякого права, как ненужного"4.

В своей работе 1927 г. "Введение в теорию гражданского пра­ва" Стучка писал: "Что мы понимаем под правом вообще, под гра­жданским правом в частности? Я начинаю с того, что еще с 1919 г. и поныне я считаю основным правом, если не единственным, так называемое гражданское право..."5. Гражданское право как продукт товарного хозяйства является, по оценке Стучки, характерным при­знаком буржуазного общества. С товарным производством связаны товарообмен" по "трудовому эквиваленту" (равноценности, трудо­вой стоимости), представление о свободном гражданине, понятие формального равенства граждан, их правоспособности и т. д.6 Но под этой правовой формой (формальным равенством, свободным Договором и т. д.) в буржуазном обществе скрывается "классовая борьба". "Из этой, ныне бесспорной, истины, — продолжает Стуч-а, мы черпаем верное понимание существа гражданского пра-ва. его классового характера и его значения на разных ступенях

[ Там же.

3 Стучка П.И. Избранные произведения. С. 413., Там же. С. 414, 415, 416. 51,ам»«. С. 520-521. 6 Там же. С. 521. 1ам же. С. 421.

Г '.»Т*

182 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

общества, полностью или частично основанного на товаропроизвод-стве, — существование которого возможно только при частной соб­ственности на средства производства, почему нелепо было бы гово­рить о социалистическом товарообороте"1.

Верно, что для товарного производства (и связанных с ним формального равенства индивидов, их свободы, свободы договора и т. д., словом — для наличия правовой формы отношений и права вообще) необходима частная собственность на средства производ­ства. Верно и то, что социалистическое товарное производство, со­циалистический товарооборот — нелепость: Но отсюда следует, если быть последовательным, что такой же нелепостью является новое, пролетарское, советское, социалистическое право. Ведь пролетар­ская революция, социализм как отрицание частной собственности — это, как признает и Стучка, одновременно и отрицание частной соб­ственности на средства производства, товарооборота и т. д., т. е. необходимой основы права, формального правового равенства, фор­мальной свободы и т. д.

Выходит, дело не в абстрактной классовости строя и классо­вость классовости рознь: буржуазное классовое общество с необхо­димостью предполагает и порождает право (в силу частнособствен­нического товарного производства, обмена и т. д.), а пролетарское, социалистическое общество (в силу отрицания частной собственно­сти на средства производства, их обобществления, социализации и т. д.) — напротив, отрицает право (включая и гражданское право).

Данное принципиальное различие игнорируется сторонника­ми классовости права, в том числе и Стучкой. Акцент ими делается на борьбе против буржуазного права. Так, Стучка писал: "С побе­дой пролетариата и вступлением на прямой путь к социализму и коммунизму Советская власть объявила отмененными в числе дру­гих законов и все нормы гражданских законов прежних прави­тельств, не только вследствие классового их характера, но и за полной ненадобностью их. Вместо свободы обмена на основе свобо­ды конкуренции и господства частного собственника было введено монопольное плановое непосредственное снабжение всего хозяйст­ва и всего общества (период военного коммунизма). Гражданское право перестало быть правом, оно утратило охрану со стороны но­вого государства, напротив, стало неправом, преступлением, соци­ально опасным явлением"2.

Здесь "военный коммунизм" Стучка совершенно правильно характеризует как "прямой путь к социализму и коммунизму" и по сути верно отмечает его неправовой характер. В этом смысле нэп — окольный путь к тому же социализму и коммунизму, временное отступление, поскольку в строго ограниченных советским законо-

1 Там же.

2 Там же. С. 419.

1 "Новое право": основные направления интерпретаций _____ 183

~~^льством пределах (ГК, ГПК и т. д.) "Советская власть разре-^3 ла и частичный свободный товарообмен и узаконила отношения Шелкого товарного производства, допуская в нем на известных ус­ловиях даже частника-капиталиста"1.

Даже в изображении Стучки нэп в правовом смысле — это лишь ограниченное допущение (по Стучке — "рецепция") буржу-зного частного права в жестких пределах господства социалисти­ческой государственной собственности, диктатуры пролетариата, "классового" толкования права. Собственно говоря, при нэпе право как таковое (буржуазное право) допускается для несоциалистиче­ских укладов (мелкобуржуазного, капиталистического и т. д.), а не для самого социалистического уклада. Да и сам нэп (с сопутствую­щим ему ограниченным частным оборотом, буржуазным частным правом и т. д.) был вынужденно и временно допущен диктатурой пролетариата лишь для выхода из того кризиса, куда завел страну "военный коммунизм" — "прямой путь к социализму и коммунизму".

Правящая партия большевиков, следуя Ленину, постоянно подчеркивала, что ничего частного она в принципе не признает, что после нэповского отступления будет новое наступление в направ­лении к социализму и коммунизму, т. е. полное вытеснение всего частного (оборота, права и т. д.). Замысел, ход и исход нэпа полно­стью подтвердили это (свертывание и отказ от нэпа в конце 20-х годов, принудительная коллективизация, фактическое "огосудар­ствление" всех производительных сил в городе и деревне и другие меры сплошной социализации страны).

Реальное содержание и характер процессов развития после­октябрьского общества от "военного коммунизма" к нэпу, а от нэпа к социализму свидетельствуют о том, что лишь в условиях нэпа в весьма усеченном и классово препарированном виде в сфере хо­зяйствования было допущено на ограниченное время (в условиях кризиса и временного отступления для передышки и подготовки к новому наступлению) нечто действительно правовое (некоторые положения буржуазного частного права), что-то сходное с элемен­тами буржуазного права. Но это вынужденно допущенное буржу­азное право при нэпе не следует смешивать с несбывшимся Мар-ксовым прогнозом о буржуазном "равном праве" в первой фазе коммунизма: Маркс имел в виду действие буржуазного "равного права" в обобществленных и социализированных распределитель­ных отношениях (здесь, вопреки названному прогнозу, оснований и места для права как раз не нашлось); частичное же признание эле­ментов буржуазного права при нэпе (вопреки марксистским пред­ставлениям) относилось, во-первых, к несоциализированным (или Десоциализируемым) областям хозяйства и жизни, а, во-вторых,

раз демонстрировало необходимость права и экономико-право-

'Там

же. С. 420.

184 РазделШ. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

вой свободы для оживления народного хозяйства после мероприя­тий "военного коммунизма" — этого доктринального пути к иско­мому состоянию.

Собственно говоря, Стучка и другие сторонники "классово­го права" новым, советским, пролетарским (а затем, с 1936 г. — и социалистическим) правом именуют (в духе легизма) только установления диктатуры пролетариата в лице новой партийно-политической власти (декреты, законы, указы, постановления и т. д.), которыми вовсе отменялось (при "военном коммунизме" и его продолжении — социализме) или ограниченно допускалось (при нэпе как "передышке") буржуазное право. Именно револю­ционное отрицание права (т. н. "революция права"), — т. е. пра­вила, формы, порядок и система такого отрицания права (в це­лом — при "военном коммунизме" и социализме, во многом и существенном — при нэпе) в условиях диктатуры пролетариа­та, — рассматривалось и толковалось как существо, смысл и содержание нового права. И там, где ограниченно допускалось право (как при нэпе), с этой классовой точки зрения было ясно, что допускаемое право — это "буржуазное право" и тем самым оно находится вне "пролетарского права", является вынужден­ным и временным отступлением от его принципа и требования полного преодоления права как такового. И применительно к ограниченно допускаемому при нэпе праву "пролетарское пра­во", согласно классовой теории права, состоит не в допущении этого "буржуазного права", а в ограничении пределов такого допущения в сочетании с классовым (пролетарским, антибур­жуазным) толкованием смысла и значения урезанно, условно и подконтрольно допущенного права.

Подобно тому как социализация средств производства и со­циализм в целом вместе с частной собственностью отрицают вся­кую индивидуализированную собственность на средства произ­водства (и такое отрицание — суть социализации), так и новое (про­летарское, советское) право вместе с принципиальным отрицанием буржуазного и в целом всего старого права отрицает в принципе право вообще, делая (сознательно или бессознательно) своим кри­терием и "принципом" именно это отрицание специфического прин­ципа всякого права.

Неправовой характер "нового права" отчетливо проявляется везде там, где сторонники классовой теории права "примеряют" к пролетарскому праву такие специфические свойства и характери­стики права, как формальное равенство, эквивалентность, взаимо­связь субъективных прав и юридических обязанностей, равенство перед законом и т. д.

Так, Стучка, признавая в общем виде "эквивалент как основ­ное правило гражданского оборота", тут же добавляет, что в совет­ском Гражданском кодексе должен подразумеваться и закреплять-

1 "Новое право": основные направления интерпретаций 185

" "Эквивалент не просто договорный, а реальный"1. Противопос-° ление договорного (т. е. формально-правового) и т. н. "реального" 1 е неправового) эквивалентов имеет здесь то же значение, что и потивопоставление формального (правового) и т. н. фактического авенства (в политико-классовом смысле). Тем самым выхолащи-аются полностью правовое содержание и значение понятия экви­валента в гражданском праве и в праве вообще.

Однако этого мало. "Но одновременно, — продолжает Стучка, — мы с еще большей откровенностью подчеркиваем классовый харак­тер всякого права, не исключая и гражданского. И там, где сталки­ваются интересы двух классов, мы в самом законе ставим интере­сы социализма и рабочего класса в целом выше интересов его не­примиримого классового противника — буржуазии, особенно само­го ненавистного ее представителя — кулака и спекулянта"2. Тут даже легальные, допущенные советским законом отношения изо­бражаются как война противоположных классов, как непримири­мая борьба на "правовом фронте". Так, по признанию Стучки, це­лый ряд "советских" или "классовых" статей ГК и ГПК РСФСР — это "средство отступления от формального применения закона"3. Классовый подход призван таким образом оправдать отход от пря­мого содержания нормы закона в процессе ее применения, причем сам закон допускает замену принципа законности принципом клас­совой целесообразности там, где это нужно.

Классовая трактовка (в законе, на практике и в теории) прин­ципа правового равенства индивидов как субъектов права, их рав­ной правоспособности и т. д. сопровождается выхолащиванием са­мого смысла и значения этого принципа. "Гарантируя юридическое равенство всем правоспособным лицам без различия пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, — писал Стуч-ка> — советский ГК, однако, откровенно подчеркивает их неравен­ство экономическое, т. е. классовое. Поэтому во всех статьях закона, где говорится об имущественном неравенстве (ст. 33, 406, 411, 415), имеется в виду различие классовое, и соответственно тому, конеч­но, к "более имущей" стороне не могут быть отнесены государство рабочего класса и его учреждения"4. Проведение в жизнь такого классового подхода он характеризует при этом как "освобождение людей от фетишизма буквы закона"5.

Такая классовость по существу отрицает чисто словесно при­знаваемое (в ГК РСФСР или в суждениях Стучки) "юридическое Равенство", правосубъектность индивидов и т. д. Пытаясь согла-

1 Там же. С. 426.

3 Там же.

4 Там же. С. 424. Там же. С. 430. Гам же.

аж мвТ '

186 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

совать это очевидное противоречие, Стучка утверждает, что старое (буржуазное) понимание права как "правомочия — обязанности" отменяется пролетарской революцией и не подходит для нового права и правопонимания. Победа пролетарской революции означает, что "отношения не только на социалистических фабриках в области производства, но даже в области обмена, поскольку таковой нахо­дится в руках пролетарского государства, происходят внутри того же класса трудящихся, если рассмотреть все эти отношения в их совокупности. Два противоположных полюса — правомочие и обя­занность — перестают быть противоположностями. Рабочий класс в целом находится не на наемном труде у класса капиталистов, а работает на класс рабочих же, так сказать, сам на себя. Так отми­рает противопоставление права и обязанности. Количество пе­реходит в качество; по мере того как эти отношения делаются все­общими, они производят переворот в старой идеологии, полученной в наследство от буржуазии"1.

Сказанное здесь Стучкой по существу означает отрицание пра­вового свойства т. н. нового (пролетарского, советского) права, по­скольку без различения прав и обязанностей невозможно и право вообще, невозможно и соответствие между правомочием и юриди­ческой обязанностью, невозможны правовые отношения, невозможны правовое равенство, правоспособность и правосубъектность инди­видов, юридическая ответственность и т. д. Стучка прав, что проле­тарская революция и социализация средств производства означа­ют преодоление противоположности правомочия и юридической обязанности, но он (вместе со всеми сторонниками нового, классово­го, пролетарского, советского права) ошибается, когда говорит о возможности и наличии какого-либо права (в том числе качествен­но "нового права") вне и без такой "противоположности". Ведь для того чтобы "новое право" вообще было правом, его новое качество в любом случае должно быть правовым, а для этого по самому смыс­лу права и правового способа общения необходимо различение (про­тивопоставление, согласование, соответствие и т. д.) субъективных прав и юридических обязанностей. Без взаимности прав и обязан­ностей (а это невозможно без их различения и т. д.) речь может идти о диктате, подчинении, господстве и т. д., но никак не о праве, не о правовом равенстве, правовой свободе и независимости инди­видов, участников правового способа общения, правовой формы об­щественных отношений.

Значительный интерес представляет здесь и вопрос о связи права (его наличия или отсутствия) с характером труда (наемный, ненаемный). Наемный характер труда — там, где он таков, напри­мер при капитализме, — означает его правовой (договорно-право-вой) характер, оформление трудовых отношений договорно-право-

1 Там же. С. 592.

Г ава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций •-<•-^ 187

Ь1М способом (через договор найма отдельного индивида на рабо­ту) формальную (правовую) свободу человека — наемного рабоче­го его правовую независимость от работодателя, его право заклю­чать соответствующий договор (найма рабочей силы) или нет, тру­диться или не трудиться, отсутствие внеэкономического принуж­дения к труду (как это имело место при рабстве, крепостничестве, а затем и при социализме). Причем там, где есть наемный труд, договорно-правовые отношения (с соответствующими правомочия­ми и обязанностями сторон) складываются между отдельными людь­ми, между индивидами как правоспособными субъектами, а не ме­жду различными "классами в целом", которые ни по какому праву (ни по буржуазному, ни по пролетарскому) субъектами права не являются и таковыми не могут быть.

Поэтому приводимое Стучкой марксистское положение о том, что при капитализме "рабочий класс в целом" находится "на наем­ном труде у класса капиталистов", с правовой точки зрения лишь означает формальную (правовую) свободу, равенство и независи­мость всех тех индивидов (участников конкретных, персонально определенных договоров найма рабочей силы, т. е. обеих сторон — и работополучателей и работодателей), которые только по внепра-вовым (социально-экономическим) основаниям относятся к тому или иному "классу в целом". В этом ведь и состоит всеобщее (независи­мое от классовой принадлежности и т. д.) правовое равенство при капитализме, равенство всех перед законом и т. д.

Стучка, конечно, прав, что после пролетарской революции и. социализации средств производства качественно изменяется и ха^ рактер труда "рабочего класса в целом", который работает "так сказать, сам на себя", на диктатуру пролетариата, строительство социализма и коммунизма. Но что означает, с точки зрения права, констатируемое Стучкой отсутствие здесь наемного труда? По сути (вопреки представлениям о качественно "новом праве" без субъек­тивных прав и юридических обязанностей) это означает неправо­вой характер трудовых отношений. Такой неправовой характер тРУДа (и индивидов, и "класса в целом") был также и официально закреплен новым законодательством и осуществлялся на практике (всеобщая обязанность трудиться, всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда в виде разного рода трудармий, оргнаборов и насильственных перемещений "рабсилы", планомерное и массовое использование труда заключенных, репрессированных и т. д.).

И в той мере, в какой при нэпе допускались частное производ-

во и частный оборот (вообще все несоциалистическое, буржуаз-ое), в той же мере должно было быть допущено и право (здесь по

о ходимости — буржуазное право) как в имущественных отно-в ениях, так и в области труда (т. е. ограниченное допущение дого-ха °' наемного ТРУД&)- И именно в силу их правового

Рактера и гражданское право, и наемный труд являются для Стуч-

188 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ки чем-то сугубо буржуазным. Он даже советский ГК отождествля­ет с буржуазным правом и пишет: "буржуазное право (ГК)"1. Ц только неправовое в ГК (классовость, плановость и т. д.) образует по Стучке, "советский характер нашего гражданского права"2. Для него ГК периода нэпа — это "буржуазный кодекс". "Наш кодекс, _ поясняет он, — наоборот, должен ясно и открыто показать, что и гражданский кодекс в целом подчинен социалистической планово­сти рабочего класса"3.

Эта идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распростране­ние и по сути дела отражала внутреннюю, принципиальную несо­вместимость права и социализма, невозможность юридизации со­циализма и социалистичности права.

Стучка (в отличие от подавляющего большинства прошлых и нынешних авторов) совершенно верно отмечает, что признание со­ветских государственных организаций "юридическим лицом" вовсе не означает, будто советское право превращает "государственную социалистическую собственность, в общем уже изъятую из товаро­оборота, в простую частную собственность государства, как это по­нимает буржуазное право"4.

Это правильно, поскольку "государственная социалистическая собственность" — радикальное отрицание всякой частной собст­венности. Она — собственность "всех трудящихся", "трудового на­рода", социализируемого общества, а не самого государства как от­дельного самостоятельного субъекта права, обычного юридического лица. Если бы здесь "государство" (от диктатуры пролетариата до общенародного государства) было бы обычным и нормальным юри­дическим лицом, это, по логике вещей, означало бы, во-первых, превращение социалистической собственности "всех трудящихся" в частную собственность самого государства, а во-вторых, призна­ние за всеми другими субъектами (индивидами и юридическими лицами) права на частную собственность. А против этого как раз и направлены в первую очередь вся пролетарская революция, дикта­тура пролетариата, социализация средств производства и общест­венных отношений.

Понимая неподлинность характеристики государства как "юри­дического лица" применительно к "государственной социалистиче­ской собственности", Стучка пишет: "Не в том заключается секрет различия буржуазного и советского гражданского права, что мы можем объявить юридическое лицо — государство — за основу, приравнивая к нему и частное лицо (что означает — поставить

1 Там же. С. 593.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. С. 430.

1 "Новое право": основные направления интерпретаций 189 понятие юридического лица на голову), а в том, что предпо-

Глава

°аК 1 кой советского гражданского права является государственная

^ _. ^.«лил л n f*f\1nr>im atrtjtj лу>1"1П1_ т» *-\^тттла»(Г т/гот^ CTTQ CT туго r\fcf\r\r\TQ Т/Т

иалистическая собственность, в общем изъятая из оборота и С судности общему гражданскому суду и лишь в исключитель-П° х не увеличивающихся, а сокращающихся, размерах участвую­щая в гражданско-правовом обороте"1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.