КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение дидактических принципов
Вопрос о принципах обучения применительно к формированию двигательных навыков и умений на занятиях физической культурой давно привлекает внимание специалистов теории и методики физического воспитания. Еще в 1940 г. в программе и учебном пособии по методике физического воспитания для институтов физической культуры упоминалось о дидактических принципах (программа) и основных дидактических принципах физического воспитания. Системная целенаправленная работа по разработке принципов обучения двигательным действиям началась в середине прошлого века. В 1948—1949 гг. в журнале «Теория и практика физической культуры» появились статьи по этой проблеме1. В последующем эти материалы вошли в учебные пособия и учебники по теории и 1 Меркурис И. А. К вопросу о дидактических принципах обучения физическим упражнениям // Теория и практика физической культуры. — 1949. — № 5; Белинович В. В. Дидактические принципы обучения физическим упражнениям // Теория и практика физической культуры. — 1948. — № 5.
методике физического воспитания, были признаны у нас в стране и за рубежом, использовались для подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по физической культуре. Существует определенное единство в подходах к обсуждаемой проблеме. Во-первых, признается необходимость основываться на общедидактических принципах в обучении двигательным действиям. Во-вторых, считается очевидной потребность в переработке принципов обучения с учетом особенностей данного процесса на занятиях физическими упражнениями. В-третьих, определяя понятие «принципы обучения», абсолютное большинство авторов в качестве ключевого используют слово «положения», а для его определения — «исходные» (положения), «наиболее общие руководящие», прилагательные «основные», «отправные», «важные» и т.д. Слово «положения» означает свод правил, законов, закономерностей, касающихся осуществления процесса обучения. Прилагательные, которые на первый взгляд разноречивы, выражают существенность «положений», их обязательность для реализации в практике обучения. Наибольшее число раз (14) среди дидактических принципов указаны такие, как сознательность, активность и наглядность (табл. 1). На вторую позицию по частоте упоминания выходит принцип доступности (13 раз), тре-j тье место занимает принцип систематичности (12 раз), одинаковые позиции (10 раз) занимают принципы прочности и индивидуализации. Меньше всех (1 — 2 раза) упоминаются принципы обучения: научности, воспитывающего обучения, единства коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связи обучения с практикой и ведущей роли учителя в процессе обучения. Как и в общепедагогической литературе, в специальной сохраняется тенденция объединить несколько (два) принципа в один, к примеру: принципы сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования. Наиболее часто объединяются сознательность с активностью и доступность с индивидуализацией. Выделены новые, специфические для обучения двигательным действиям принципы: прогрессирования, повторности, непрерывности процесса физического воспитания, систематичности чередования нагрузок и отдыха, постепенности наращивания развива-юще-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направления физического воспитания единства обучения и развития, структурности занятий; учета особенностей и состояния занимающихся, анализ-синтез движений, осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений и др.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |