Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры




Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе

Содержание урока физической культуры — понятие старое, воз­никшее, видимо, вместе с появлением классно-урочной системы. В практике работы общеобразовательных школ довольно часто го­ворят о содержании урока. Вместе с тем в работах, посвященных теории урока, данное понятие не выделено в качестве аспекта, заслуживающего специального внимания и анализа. Вопросы, свя­занные с понятием «содержание урока», не нашли должного от­ражения в учебниках и учебных пособиях по педагогике. Однако в работах ученых по теории и методике физического воспитания предприняты попытки восполнить этот пробел. Несмотря на то что вопросы содержания урока физической культуры изложены в учебниках и учебных пособиях, многие учителя физической куль­туры под данным понятием подразумевают лишь физические уп­ражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности


учащихся. Последнее выражается хотя бы в том, что часть поуроч­ного плана, где написано «Содержание», обычно посвящается описанию физических упражнений.

Основываясь на взаимосвязях процесса обучения и формы его организации (урока), содержание урока рассматривают как совокупность сущностных сторон процесса обу­чения, куда входят:

1) деятельность учителя и учащихся;

2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимо­действие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных измене­ниях в организме учащихся;

3) физические упражнения, выполнение которых обеспечива­ет достижение намеченной цели урока.

Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познава­тельной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значи­мыми моментами деятельности учителя следует счи­тать:

- определение и конкретизацию цели урока;

- обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;

- подготовку места проведения урока;

- организацию учащихся для активной учебной деятельности;

- постановку перед учащимися учебной задачи;

- обеспечение ее восприятия;

- осознание учебной задачи;

- психофизиологическую подготовку учащихся к решению за­дач основной части урока;

- организацию активной учебной деятельности;

- получение конкретной информации о качестве учебной дея­тельности школьников;

- оценку полученной информации;

- анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с уча­щимися;

- коррекцию собственных педагогических воздействий на кол­лектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них);

- определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;

- помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;

- регулирование учебной нагрузки учащихся;

- подведение итогов урока;

- организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.


Данный перечень элементов деятельности учителя может быть дополнен, а последовательность их проявления на уроке может быть иной.

Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполне­нию изучаемого двигательного действия).

Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:

- подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной дея­тельности на уроке);

- явку на место проведения урока;

- сосредоточение внимания на его педагогических воздействи­ях (словесных, зрительных и др.);

- выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;

- восприятие и осознание учебных заданий (задач);

- проектирование собственных действий;

- активную интеллектуальную и практическую познавательную работу;

- само- и взаимоконтроль за результатами практической ра­боты;

- получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности;

- самооценку учебной деятельности (взаимооценка);

- само- и взаимоанализ оценочных суждений;

- обсуждение результатов учебной деятельности с другими уча­щимися и учителем;

- внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году, цель начального, базового и среднего общего физкультур­ного образования школьников.

Казалось бы, основным фактором, обусловливающим содер­жание школьного урока физической культуры, и должны были стать именно физические упражнения. Однако используемые без учета педагогических, физиологических и психологических зако­номерностей процесса обучения или используемые вне взаимо­связи с заранее намеченной дидактической целью урока, они не могут обеспечить ожидаемого образовательно-воспитательного и


оздоровительно-рекреационного результата. Это достигается со­вместной деятельностью учителя и коллектива учащихся. Деятель­ность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с вы­полнением физических упражнений.

Из 45 минут школьного урока физической культуры на непо­средственное выполнение физических упражнений в VI—VII клас­сах общеобразовательных школ (учащиеся 13—15 лет) использу­ется до 90 % общего времени.

Моторная плотность урока физической культуры тесно связа­на с его типом. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки по изучению нового материала (89,8 %), повторения прой­денного (80,6 %), смешанные (83,8 %) и наименьшей — конт­рольные (60,6%), занимающие немного места в годичной про­грамме1. Поэтому, говоря о деятельности учащихся на уроках физической культуры, мы и имели в виду активную познава­тельную деятельность, сопряженную с выполнением ими физи­ческих упражнений. Это обстоятельство делает само собой разу­меющимся то, что физические упражнения составляют важней­ший по объему и значимости компонент содержания урока фи­зической культуры.

Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламен­тируемого задачами урока и его предметным содержанием, зави­сят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Сдвиги в психофизиологических процессах и изменения в состоянии занимающихся обусловлива­ют последующие сдвиги в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников, которые не всегда возможно точно определить на каждом уроке. Результаты взаимодействия учителя и учащихся составляют внутреннюю, от­носительно скрытую сторону содержания урока физической куль­туры.

Все перечисленные составляющие содержания урока тесно вза­имосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь характеризует другой значимый признак урока физической культуры — его струк­туру.

Структура урока физической культуры, как и урока вообще, — объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания школьников. И на протяжении длительного периода эволюции урока по данной дисциплине использовался термин структура урока.

1 Хан А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. — Саратов, 1975. — С. 53 — 57.


Проблема структуры урока широко освещалась в отечествен­ной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего оп­ределения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности со­ставляют саму его структуру.

Так, Н.Н.Ефремов (1959) определяет данное понятие как взаимное расположение частей и соотношение частей занятий. А.Н.Хан деление урока на три части, признание их в качестве его структурных элементов считает формальным и определяет это понятие как внешнее и внутреннее строение урока, характе­ризующее соотношение частей, последовательность и соотно­шение элементов и взаимосвязь компонентов процесса обучения и воспитания. Так же определяет структуру урока и К. X. Гран-тынь, который подразумевает при этом взаимосвязанное и по­следовательное расположение во времени всех элементов содер­жания занятия.

При этом отмечается, что интерпретация урока как взаимо­связь и последовательность физических упражнений справедлива лишь отчасти и подчеркивается необходимость учесть при этом важность взаимосвязи и последовательность деятельности педаго­га и учащихся. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и учения.

Понимание урока как ограниченной во времени функциональ­ной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и кол­лектива учащихся и в результате которого достигается завершен­ная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном по­вторять структуру целостного обучения, а в другом — частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изу­чение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элемен­тов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т.е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов ус­воения, состава класса и методического почерка учителя1.

В школьном уроке физической культуры выделены его основ­ные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение на-

1 Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1982 - С. 226-227.


грузки, итоги урока и задание на дом. «Наименования этих эле­ментов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть школьного урока фи­зической культуры»1. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенно­сти учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например математики, биоло­гии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие пере­мены в частях урока невозможны.

Части урока физической культуры сформировались в соответ­ствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процес­са, т. е. постепенное вовлечение учащихся в познавательную дея­тельность, достижение требуемого уровня психофизического со­стояния занимающихся; поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока; постепенное доведе­ние учащихся к состоянию, близкому к исходному, и переключе­ние коллектива класса на очередной вид деятельности в соответ­ствии с режимом учебного дня школы. Здесь требуются четкая структура и строгий переход от одной части к другой в соответ­ствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

Однако части урока формируются из определенных циклов вза­имодействия педагога и коллектива класса, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.

В дидактике средней школы выделены элементы — структур­ные компоненты урока. Многие из них приемлемы в качестве струк­турных компонентов школьного урока физической культуры.

Основные элементы урока:

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия уча­
щимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению
содержания урока и активная познавательно-рекреационно-дви-
гательная деятельность занимающихся;

г) обучение двигательным действиям;

1 Хан А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. — Саратов, 1975. — С. 40.



д) развитие двигательных качеств;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств лич­
ности;

ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельно­
сти занимающихся;

з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
и) снижение физической нагрузки учащихся;

к) подведение итогов урока;

л) задание на дом;

м) организованное завершение.

Эти элементы, будучи объединенными, составляют вводную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.

Например, структура урока, схематично записанная с использова­нием букв, обозначающих тот или иной названный его элемент: Г (а б в гдежзиклм). Буква, вынесенная за скобки, обозначает тип урока — обучение, а буквы в скобках — взаимосвязь и последовательность дей­ствий педагога:

- организация учащихся к уроку;

- постановка цели и обеспечение его восприятия;

- обеспечение готовности к учебной деятельности;

- обучение (подготовка к усвоению техники двигательных действий, формирование умения выполнять движения, формирование навыка, со­ответствующего структуре техники двигательного действия (движения), закрепление усвоенного, формирование умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий);

- контроль;

- анализ;

- коррекция воздействия;

- снижение физической нагрузки, подведение итога урока и задание на дом.

Рассмотрим один из возможных вариантов структурирования урока физической культуры, где доминирующая цель — изучение нового материала (рис. 8).

Данную структуру можно усложнить за счет дифференцировки элемента Г — обучения по его этапам. Но в любом случае в струк­туре урока будет представлено взаимодействие педагога и учащихся.

Такая форма записи содержания и структуры урока по­зволяет:

- наглядно воспринимать тип и вид урока;

- со временем составить картотеку уроков определенного со­держания и структуры по годам обучения школьников;

- не испытывать затруднений в разработке планов или планов-конспектов уроков физической культуры;


 

- привлекать к анализу и оценке своей деятельности докумен­тальные материалы, хранящиеся в картотеке уроков;

- комбинировать содержание и структуру путем перестановки цифр и букв, символизирующих части и элементы урока физи­ческой культуры;

- обеспечить максимально возможное варьирование элементов по частям урока при подготовке учителя к очередному уроку фи­зической культуры с учетом метеорологических условий, матери­ально-технической базы, направленности физкультурных и спортивных интересов школьников и других факторов;

- четко выразить технологическую направленность дидактиче­ских процессов по физической культуре в школе.

Под структурой урока физической культуры следует понимать взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллек­тива класса, осуществляемые в соответствии с логикой достиже­ния его цели.

В общеобразовательных школах используется преимуществен­но трехчастная структура урока физической культуры. Такая струк­тура, в частности, была принята в советской системе физическо­го воспитания.

Вводная часть урока должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для основной учебно-воспитательной ра­боты.


Цель вводной части урока физической культуры — обеспе­чить психологическую и морфофункциональную готовность уча­щихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Достижение цели осуществляется решением следующих педа­гогических задач урока:

1) организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вни­манием;

2) дать учащимся установку на активную познавательную дея­тельность;

3) создать благоприятные психические и эмоциональные ус­ловия взаимодействия деятельностей преподавания и учения;

4) организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата уча­щихся;

5) сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока.

По мере необходимости можно решать и некоторые образова­тельные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу.

Средства —- разнообразные физические упражнения, тех­ника которых уже хорошо освоена занимающимися или же под-, дается быстрому усвоению:

- различные построения и перестроения;

- варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагру­зок;

- хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряже­нием или длительными паузами в деятельности отдельных учени­ков).

В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные учебной программой, документами оператив­ного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий.

Цель— обеспечить активную учебную работу учащихся клас­са для получения конкретных знаний, двигательных и инструк­тивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, ду­ховно-нравственных и волевых качеств занимающихся.

Достижению цели основной части способствует решение сле­дующего комплекса педагогических задач:

- общее и специальное развитие опорно-двигательного аппа­рата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также вос­питание и поддержание хорошей осанки, закаливания организ­ма;

- вооружение учащихся общими и специальными знаниями;


 

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного ха­рактера;

- общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.

Одновременно решаются задачи нравственного и эстетическо­го воспитания.

Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных за­дач.

В основную часть могут включаться и упражнения, характер­ные для вводной и заключительной частей, если необходимо со­здать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся ра­ботоспособность и т. п.

Заключительная часть урока. Цель— приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а так­же создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность.

Наиболее характерные задачи этой части:

- снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;

- снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;

- подкрепление навыка правильной осанки;

- регулирование эмоционального состояния;

- подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор,
если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся;

- задания на дом.
Средства:

- варианты ходьбы и других естественных движений, направ­ленные на постепенное снижение напряжения функций сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем;

- упражнения на расслабление и осанку;

- специальные упражнения на внимание;

- танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;

- художественные формы передвижений под музыку, песню.
Временные рамки и содержание рассмотренных частей урока

весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специ­фики избранных средств, общей продолжительности урока, внеш­них условий работы и других факторов.

В начальной школе объем времени урока (45 мин) равномер­но распределяется на вводную и заключительную части и со­ставляет 11 — 13 мин, или по 20 — 25 %. При этом в I и II классах


на первую часть урока выделяют в среднем по 13 мин и на тре­тью — примерно по 11. Основная часть урока физической куль­туры в младших (I —III) классах занимает 45 —46 % общего вре­мени (19 — 22 мин).


 

Начиная с IV класса опытные учителя физической культуры выделяют сравнительно меньше времени на подготовительную


и особенно заключительную части урока, одновременно увеличи­вая объем основной части (табл. 2).

Младшим школьникам в силу известных особенностей возраст­ного развития по сравнению с подростками и юношами из V— VIII и IX—XI классов требуется больше времени для организа­ции их к учебной деятельности и психофизической адаптации к познавательной деятельности, сопряженной с использованием фи­зических упражнений.

Кроме того, объяснение и показ подготовительных физических упражнений в младших классах ведутся учителем в несколько за­медленном темпе по сравнению со старшими классами.

Для подготовки учащихся к завершению основной учебной работы, которая проходила в части урока, требуется более про­должительная заключительная часть. А.Н.Хан видит некоторую закономерность постепенного перехода от более короткой ос­новной части в младших классах к более продолжительной в стар­ших (табл. 3).

Вместе с тем установлено, что умение так дифференцировать требует от учителя повышения научно-методического мастерства путем само- и взаимоанализа на уроках физической культуры.

В дидактике средней школы подчеркивается важность пробле­мы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обуче­нии происходит коммуникативная деятельность — общение субъек­тов главного дидактического отношения — педагога (субъект пре­подавания) и учащихся (коллективный субъект учения). Комму­никативная деятельность играет огромную роль в основных видах человеческой деятельности, поэтому общение субъектов обуче­ния происходит в тех же формах, что и общение людей в жизни.

В обучении кроме прямого контактного общения существуют также виды дистанционного общения, когда обучающиеся разде­лены в пространстве или во времени и сам акт общения осуще­ствляется посредством книг, кино, телевизора, радиоприемника

и т.д.

Общение субъектов обучения с точки зрения современной ди­дактики выражается в таких его формах: фронтальное, индивиду­альное и групповое. Последнее рассматривается как общие орга­низационные формы обучения: формы организации деятельности учащихся, организационные формы обучения, формы организации ра­боты на уроке, формы организации учебной работы, а также работа в парах, командах и т.д.

Таким образом, общение, реализуемое двумя сторонами ди­дактического взаимодействия, в общей дидактике получило на-


звание формы организации деятельности. В связи с тем что деятель­ность двух сторон обучения, реализуемого непосредственно на уроках, осуществляется во взаимосвязи, представляется целесо­образным именовать данный педагогический феномен формой орга­низации деятельности учителя и учащихся на уроке. Конкретизация этого педагогического явления крайне важна.

В педагогической литературе, отражающей точку зрения ди-дактов, достигнуто определенное взаимопонимание в этом воп­росе. В теории и методике физического воспитания состояние не­сколько иное. Специалисты по-разному его интерпретируют. В од­ном и том же учебном пособии авторы разных глав, освещающие одну и ту же проблему, используют различные формулировки: «организационно-методические формы организации общего по­рядка учебной деятельности занимающихся» и «организация дея­тельности занимающихся».

В настоящее время на уроках физической культуры в общеоб­разовательных школах учителя применяют следующие формы организации1: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и «особая организационно-методическая форма проведения уп­ражнений» — круговая тренировка, упрочившая свои по­зиции в практике с начала 1970-х гг.

Фронтальная форма организации предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руко­водством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя, или наблюда­ют за его действиями, или выполняют физические упражнения, т. е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу уча­щихся непосредственно или косвенно (опосредованно).

Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом (рис. 9, а) поочередно, по одному, по двое, нескольки­ми учениками (с паузами) или потоком (рис. 9, в). Потоком мож­но выполнять только те физические упражнения, которые проч­но усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятель­ности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.

Физические упражнения можно выполнять в группах, отделе­ниях, всем классом (рис. 9, б). Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех учебное задание, в данном случае — физические упражнения у гимнастических ска-

1 Термин «форма организационной деятельности учителя и учащихся на уро­ках физической культуры» в дальнейшем для краткости будет именоваться как форма организации.


меек тремя группами или с мячом в тех же трех группах под об­щим руководством учителя.

Педагог осуществляет прямое, непосредственное психоэмоцио­нальное воздействие на коллектив класса, побуждает ответную ре­акцию (мысли, чувства, переживания, практические действия). Здесь учитель имеет возможность взаимодействовать со всем классом.

Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения дер­жать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, под­держивать рабочую дисциплину.

Положительная сторона данной формы организации заключа­ется в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная — здесь ограничены возмож­ности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, посто­янно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма осо­бенно рациональна на уроках физической культуры в I —IV клас-

6 Железняк 161


сах, поскольку младшие школьники отличаются большей под­вижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состо­янии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности дан­ного контингента учащихся.

Фронтальная форма успешно применяется и в работе с учащи­мися средних и старших (V—IX и X—XI) классов, особенно в вводной и заключительной частях урока. Однако это не исключает возможности применения фронтальной формы и в основной час­ти урока, если такая необходимость обусловлена его педагогиче­ской целью и конкретными задачами.

Общий предмет обучения, общая цель и непосредственное об­щение учителя с коллективом класса способствуют возникнове­нию отношений между педагогом и коллективом учащихся.

Групповая форма организации предусматривает временное деле­ние коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, от­делений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по ука­занию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.

Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способно- " стей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется груп­пами — одновременно всей группой (рис. 10, а) и в группе — поочередно (рис. 10, б).

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется пре­имущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.

Положительные моменты: стимулируется самостоятельная ра­бота школьников, которая содействует формированию у них по­требности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе уча­щихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при вы­полнении двигательного действия).

Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индиви­дуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соот­ветствующие силам и способностям состава данной группы и каж­дого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.

Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражне-


ния, требующие страховки (на кольцах, опорные прыжки), когда упражнения еще только разучиваются. Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Ког­да на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделе­ния к другому. Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной рабо­те, то не рекомендуется создавать более двух групп. А возможно, следует временно избегать проведение такого урока. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий:

- постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

- обсуждение и составление плана учебного задания в группе;

- определение способов его решения (ориентировочная дея­тельность), распределение обязанностей;

- организация работы по выполнению учебного задания;

- наблюдения учителя и корректировка работы группы и от­дельных учащихся, взаимный контроль за выполнением задания в группе;

- краткие сообщения учащихся (по вызову учителя) о полу­ченных результатах, общая дискуссия в классе под руководством


учителя, дополнение, исправление дополнительной информации и подведение итогов деятельности;

- оценка работы групп и коллектива класса в целом.

В хорошо продуманной и подготовленной группой работе, по мнению Ю. К. Бабанского, кроются большие воспитательные воз­можности. Кооперация побуждает учащихся обмениваться опы­том, мнениями, формировать собственное мнение, обсуждать целесообразный путь выполнения поставленных заданий, позна­вать усвоенное. Это приучает к коллективным методам работы.

Индивидуальная форма организации: каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить незави­симо от других. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо ус­певающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволя­ет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с ин­дивидуальными учебными возможностями учащихся при реше­нии одних и тех же задач, например в развитии двигательных ка­честв на подготовительном этапе. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рацио­нальный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. На уроке применяются так на-зываемые учебные карточки, где в доступной форме предписан * алгоритм индивидуального задания. Заданиям придается частично или полностью поисковый, исследовательский характер. В этом случае перед учащимися ставятся учебные задачи с определением или без определения конкретных двигательных заданий, путей решения задачи, это содействует формированию самостоятельно­сти (рис. 11).

Индивидуальная форма может быть применена на уроках фи­зической культуры всех типов.

Особую ценность они представляют на подготовительном эта­пе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются дви­гательные и инструктивно-методические умения.

В структуре школьного урока физической культуры индивиду­альная форма организации используется во всех трех его частях, чаще всего в IX—XI классах. Однако это не исключает ее приме­нения в младших и средних классах.

Задания учителя могут быть выполнены:

- одновременно всеми учащимися, получившими разреше­ние (или задание) в течение определенного времени (30 с — 1,5 мин) свободно бегать, прыгать, лазать, бороться, играть и т.д. (рис. 11, о);

- одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени заняться любым из предложенных учителем физических упражнений;


- отдельными учениками по особым заданиям (облегченным или усложненным с учетом индивидуальных особенностей детей) учителя (рис. 11, в).

Выполнение индивидуальных заданий начинается и заканчи­вается по команде учителя.

Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптималь­ные возможности для их физической подготовки, предлагая уп­ражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным воз­можностям и потребностям, целенаправленно организуя педаго­гический процесс.

Круговая тренировка представляет собой наиболее развитую ступень групповой формы организации. Возникла данная форма в нашей стране в 1960-х гг., но теоретическое обобщение и описа­ние получила в трудах специалистов Германии как разновидность «крайстреннинга». Занятия физической культурой и спортом про­ходят одновременно в группе и как индивидуальная форма орга­низации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимаю­щихся.

Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую по­пулярность, что она рекомендована для систематического исполь-


       
   
 
 


зования на школьных уроках физической культуры с IV—V клас­сов.

В литературе описаны несколько разновидностей круговой фор­мы, наибольшей популярностью пользуются «станционные заня­тия» и круговая тренировка. Круговая тренировка дает возмож­ность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную дея­тельность одновременно всего коллектива класса с относитель­ной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.

В зависимости от конкретных задач урока круговая форма орга­низации уместна во всех трех его частях.

Включение круговой формы в вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интен­сивная работа в его основной части, требующая большего напря­жения, в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает уча­щихся к предстоящей работе.

Применение круговой тренировки в основной части урока свя­зано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки. В заключительной части круговая форма применяется редко.

Сущность круговой формы организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4 —6 уча­щихся. Группы распределяются учителем по местам занятий (стан­циям), в зале или на площадке, где расставлены снаряды, инвен­тарь или специально оборудованы для таких занятий. На «станци­ях» очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы по направленности воздействия они сменяли друг друга. К приме­ру, если на одной «станции» преимущественное воздействие ока­зывается на мышечную систему нижних конечностей (ног), то на последующих — на другие мышечные группы: туловища, верхних конечностей и др. (рис. 12).

Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Справившись с заранее обус­ловленным заданием (по содержанию, объему и интенсивности), группы в установленном порядке (обычно по направлению часо­вой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыха­ют там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции».

Круговая форма организации требует предварительной подго­товки учащихся. После того как учащиеся прочно усвоили исполь-


зуемые в комплексах круговой формы физические упражнения, их знакомят с организацией работы (деятельности) на станциях (их расположение, последовательность выполнения физических упражнений, порядок перехода к очередным «станциям», формы учета результатов деятельности и представление их учителю). На следующем уроке учащиеся вместе с учителем определяют макси­мальный тест (МТ) выполнения упражнений на каждой «стан­ции». Физическая нагрузка регулируется по схеме МТ/2 или МТ/4 в зависимости от уровня развития учебных возможностей учащих­ся, в частности их важного компонента, физической подготов­ленности.

В цикле уроков (3 — 6) объем нагрузки устанавливается по схе­ме МТ/4 + 1 или МТ/2 + 1 с последующим его увеличением на каждом уроке на одно или несколько повторений. Уже на седьмом или восьмом уроке определяется новый МТ с повторением пре­дыдущего цикла. Переход к новому циклу может быть и раньше, если комплекс, подобранный для учащихся, исчерпал себя или, наоборот, будет продолжен. Использование круговой формы орга­низации возможно почти по всем разделам школьной програм-


мы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, борьбе, спортивным играм.

Круговая тренировка, организованная по методу интервально­го упражнения, с четко определенными интервалами отдыха, так называемыми действенными паузами как между упражнениями, так и между кругами. В последней разновидности также выделены три варианта. В первом и втором из них упражняются на «станци­ях» по 15 с (отдых 30 с).

Физические упражнения должны быть хорошо знакомы уча­щимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся.

При составлении комплексов упражнений учитель должен стре­миться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и чтобы в работу поочередно вклю­чались основные мышечные группы.

Программа ориентирует учителя на то, чтобы уроки физиче­ской культуры проводились по возможности на открытом возду­хе. В этом случае целесообразно использовать мишени для метания в цель, прыжковую яму, оборудование гимнастического городка школы, полосу препятствий и другие специальные сооружения и особенности рельефа местности.

В специальной литературе предпринята попытка выделить в самостоятельную организационную форму сочетание групповой формы с работой отдельных учащихся, выполняющих так назы­ваемые дополнительные упражнения. Это и есть та практика, кото­рая привела к возникновению круговой тренировки.

Применение дополнительных заданий объясняется тем, что при групповой форме организации приходится ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение, поэтому используются, в частно­сти, подвижные игры, которые можно проводить уже начиная с I — II класса. Простейшие варианты таких заданий представляют собой как бы цепочки, составленные из тематически оформлен­ных, регламентированных двигательных действий, например: «Пожарные», «Космонавты», «Пограничники».

Более сложный по содержанию и условиям проведения игро­вой вариант представляет собой комплекс из 3 — 4 подвижных игр. Характер и число основных движений в каждой игре довольно точно оговаривается правилами. Устанавливается желательное че­редование нагрузки и отдыха. Выделенные ученики подсчитывают очки, следят за порядком.

Такой вариант приемлем начиная с IV класса: игровые дей­ствия с мячами разных размеров: бег, прыжок, метание, броски, т.е. с использованием элементов спортивных и подвижных игр. Например, в такой комплекс могут войти игры со специально разработанными для них правилами: «Бег вдоль волейбольной сетки


с отбиванием мяча», «Удочка», «Гонка мячей», повторная эста­фета с бегом.

Игровые варианты применяются в основной части урока с ус­тановкой на развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, скорости передвижения. Они приобретают особое воспитательное значение: приучают детей к взаимоответственности и взаимопод­держке в команде, способствуют проявлению творческой актив­ности и инициативы, вызывают яркие положительные эмоции. Группы учеников играют в эти игры на разных местах площадки, начиная и заканчивая их по сигналу учителя. Играющие последо­вательно переходят от одной игры к другой.

Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию, родственны по структуре движений основному фи­зическому упражнению.

1. При фронтальной форме организации интенсивность нагруз­ки должна быть рассчитана на средние показатели, характерные для данного классного коллектива. При этом первыми прекраща­ют деятельность учащиеся с низкими возможностями, затем со средними и т.д. В каждой части урока рекомендуется предусмот­реть такое разнообразие физических упражнений, которое позво­лит чередовать их в зависимости от возможного воздействия на занимающихся.

2. Физическую нагрузку можно регулировать путем изменения исходного положения упражнения, массы и формы снаряда, на­правления движения, степени нервно-мышечного напряжения, координационной сложности выполняемого упражнения.

3. После выполнения физических упражнений, вызывающих уси­ление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания, не рекомендуются упражнения на силу и координационную точность.

4. Регулирование физической нагрузки в играх и единоборствах достигается увеличением или уменьшением абсолютного времени встречи (игры) или перерывов между играми (или встречами); ростом количества повторений, увеличением или уменьшением площадки и количества участников.

Качество урока физкультуры во многом зависит от того, на­сколько он интересен для занимающихся.

Опыт работы лучших преподавателей показывает: для того что­бы урок был интересным, учитель должен знать подход к детям, понимать их запросы, учитывать силы и возможности. Один из основоположников советской системы физического воспитания профессор В.В.Гориневский важным условием для проведения интересного школьного урока считал «сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого». Приемы, способствующие повышению интереса учащихся к уроку физ­культуры:


- использование элементов новизны;

- умелое варьирование (взаимосочетание) физических упраж­нений;

- подвижные игры (до IX класса включительно) с последова­тельным усложнением их правил;

- применение разнообразных форм организации занятий;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- использование ТСО, упражнений максимальной, но обяза­тельно выполнимой трудности;

- включение элементов состязаний при выполнении физиче­ских упражнений (например, соревнования между отделениями, группами на лучшую осанку, на качество выполнения физиче­ских упражнений, демонстрацию лучших количественных и каче­ственных показателей).

Кроме того, урок может быть интересным, если использовать музыкальное сопровождение, что в настоящее время не является проблемой в связи с развитием радиотехники и ее доступностью. Во многих случаях на эмоциональность урока влияют показ уп­ражнения учителем, его объяснения, манеры, команды, внешний вид, окружающая среда и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 12359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.