Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика урока физической культуры в школе




ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДМЕТА

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Понятие «методика» употребляется применительно к таким учебным предметам, как русский язык, физика, биология, мате­матика, физическая культура. В педагогической литературе тер­мин приводится в словосочетаниях «методика учебного предме­та»' и «методика обучения учебному предмету»2.

Методика учебного предмета — это педагогическая наука, иссле­дующая закономерности обучения по определенному учебному пред­мету и рассматриваемая как частная дидактика.

С учетом того что в состав многих учебных предметов могут входить основы различных отраслей соответствующей науки, раз­личают общую методику учебного предмета и частные методики*, или теории обучения определенному учебному предмету.

Методика обучения учебному предмету рассматривается как от­расль педагогической науки, представляющей собой частную тео­рию обучения и частную дидактику. В данной отрасли педагогической науки выдвигаются две задачи: 1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними зако­номерные связи; 2) на основе познанных закономерностей устанав­ливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя (преподаванию) и познавательной деятельности учащихся (учению).

В содержании методики предусмотрены:

- значение предмета (познавательный, воспитательный, раз­вивающий);

- его место в системе школьного образования;

- перечень задач обучения по данной дисциплине;

- выработка методических средств и организационных форм.

1 Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1965. — Т. 2. — С. 806.

2 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобра­
зовательных учреждений / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону, 1998. —
С. 243.

3 Вишняков СМ. Профессиональное образование: Словарь, ключевые поня­
тия, термины, актуальная лексика. — М., 1999. — С. 165; Российская педагоги­
ческая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 568.


Методика учебного предмета в одном случае суживается до разработки и рекомендации учителем определенных систем учеб­ных воздействий, которые находят свое выражение в содержании образования, реализуются в методах, средствах и организацион­ных формах обучения. В другом случае объектом исследования слу­жит процесс обучения той или иной учебной дисциплине, а пред­метом — связь, взаимодействие преподавания и учения в обуче­нии конкретному учебному предмету. Содержание данной отрас­ли науки расширилось в результате дополнения его материалом о цели, задачах учебного предмета, содержании образования, взаи­мосвязи преподавания, учения, их взаимодействия.

Таким образом, в педагогике рассматриваются дисциплины, связанные с методикой урока: «Методика учебного предмета» и «Методика обучения учебному предмету». Вместе с тем не суще­ствует отрасли педагогической науки, именуемой методикой уро­ка по учебному предмету. Это первое. И второе, в 1 главе освеща­лись вопросы цели и содержания методики обучения по предмету «Физическая культура». Официально учебные дисциплины «Ме­тодика обучения по предмету "Физическая культура"» или «Ме­тодика учебного предмета "Физическая культура"» к настоящему времени не сформированы. Мы указали ранее (гл. 2) причины, которые обусловили эту ситуацию.

В 1954—1955 гг. были опубликованы первые пособия по мето­дике урока физической культуры1. В них рассматривались такие вопросы, как: урок — основная форма организации занятий, под­готовка к уроку, построение урока, методика урока, планирова­ние и учет (1955), воспитательная работа на уроке (1954). Раздел «Методика урока» — наиболее объемный в обоих пособиях. В нем описывались части урока, их содержание, примерные схемы не­скольких уроков, особенности их организации на открытом воз­духе, описание использования методов обучения, рекомендации изучения отдельных тем, варианты планирования учебного мате­риала и реализации учета успеваемости учащихся.

В 1950— 1970-е гг. выходило учебное пособие «Уроки физичес­кой культуры», адаптированное к ступеням школы и освещавшее методику проведения уроков по разделам учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм.

Однако на целостную методику обучения по предмету «Физи­ческая культура» эти пособия не претендовали, дисциплины «Ме­тодика преподавания предмета "Физическая культура"» или «Ме­тодика обучения по предмету "Физическая культура в школе"» в

' Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физической культуры в 1 — 4 классах. — М., 1954; Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физичес­кой культуры в 5— 10 классах. — М., 1955.


учебных планах не содержались, и будущие специалисты эти дис­циплины не изучали. Этот пробел восполняли темы, посвящен­ные учебной программе, уроку физической культуры, планиро­ванию и учету учебной работы по физической культуре в школе.

Таким образом, методика обучения предмету «Физическая куль­тура» была сведена к формированию системы знаний о цели и задачах физического воспитания школьников (но не о цели пре­подавания предмета), учебной программе (но не о содержании образования), уроке как основной форме учебно-воспитательно­го процесса, планировании учебной работы, контроле за резуль­татами учебно-познавательной деятельности, оценке и учете ус­певаемости) в курсе теории методики физического воспитания.

Одновременно у студентов формировались педагогические уме­ния анализировать учебную программу по предмету; планировать программный материал на учебный год, учебную четверть; про­ектировать, организовывать, проводить и анализировать урок фи­зической культуры, оценивать знания, двигательные навыки, уме­ния школьников, вести учет их успеваемости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.