КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса
Л. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Применительно к технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» программирование1 представляется одним из основных элементов ее структуры. Программируются: - цели циклов технологии; - содержание образования; - формы организации учебной деятельности учащихся и учителя; - средства и методы взаимодействия субъектов программно?» вания, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации. При этом формулируются цели цикла технологии; определяются педагогические задачи, решение которых обеспечивает достижение цели; устанавливаются последовательность изучения уже отобранного содержания образования, последовательность применения методов обучения в рамках конкретных форм организации деятельностей преподавания и учения. Термин программирование традиционно используется в сфере электронно-вычислительной техники. Его адаптация к управлению учебно-воспитательным процессом обусловлена своеобразием содержания и структуры технологического подхода. Здесь программирование как бы заменяет планирование — инвариантную составляющую методического подхода к преподаванию физической культуры в школе. Поэтому оба термина имеют много общего. ' Программирование (от греч. programma) — процесс составления программы. Последнее, в свою очередь, представляет собой расчленение какого-либо задания на простейшие (элементарные) операции и подготовку плана действий (см. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1976. — С. 480). Намеченные действия (операции), как правило, ориентированы на достижение определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностях. Во-первых, оба действия — инвариантные элементы различных подходов к реализации одного и того же процесса (учебно-воспитательного) по одной и той же учебной дисциплине. Во-вторых, оба связаны с разработкой документов, определяющих пути достижения цели. В-третьих, итоговые результаты осуществления содержания программирования —планирования отражают последовательность действий учителя физической культуры по циклам технологии и методики преподавания данной дисциплины. Отсюда действия могут быть перспективными, оперативными и текущими. Чем различаются программирование и планирование учебно-воспитательного процесса? Во-первых, программированию учебно-воспитательного процесса предшествуют целеполагание и отбор оптимальных целевых установок, других составляющих дидактических процессов содержания образования, средств, форм и методов обучения, воспитания, развития. Во-вторых, документы программирования не рассматриваются в качестве таковых, если в них не представлены конкретно сформулированные педагогические цели и задачи данного технологического цикла. В методике преподавания планы работы на учебный год и его периоды в абсолютном большинстве случаев лишены целей и задач. Программирование рассматривается нами как проекция в ожидаемое будущее, образ которого обозначен целью цикла технологии, или как процесс преобразования информации о будущем в директивы для целенаправленного учебно-воспитательного процесса. Отсюда программирование в рассматриваемом аспекте — это важный компонент технологии, сущность которого — предварительное осмысление учителем предстоящего учебно-воспитательного процесса в целом, его этапа (учебный год, полугодие, семестр, четверть, период, месяц, неделя, урок) с установлением последовательности его осуществления с ориентацией на достижение цели преподавания. Результатом программирования должны быть четко сформулированная цель, конкретно определенные задачи, этапы реализации, средства, формы и методы их достижения. Поскольку научно обоснованное программирование базируется на анализе итогов функционирования процесса обучения в предыдущем цикле, начальный момент, определяющий содержание программирования — анализ результатов учебно-воспитательного процесса в истекающем учебном году (если составляется план на год), в периоде (или четверти) учебного года (если речь идет о полугодовых или четвертных планах), на предыдущем уроке (если речь идет о поурочном плане). На программирование влияют ус- ловия, в которых будет проходить учебно-воспитательный процесс (в новом учебном году, полугодии, четверти, на уроке), и много других факторов. Назначение программирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» — объединение в непрерывное и целостное явление физкультурного образования учащихся общеобразовательных школ, осуществляемого на протяжении всего периода пребывания детей в школе. Функции программирования: - обеспечение целенаправленности учебно-воспитательного - установление целесообразной последовательности, непрерывности изучения разделов (блоков) учебной программы по ступеням школы, годам обучения и периодам учебного года; - определение рациональной взаимосвязи образования, воспитания, развития учащихся, укрепления их здоровья, формирования здорового образа жизни для достижения личной физической культуры в соответствии с особенностями роста и развития детей, подростков, юношей. Таким образом, программирование как компонент технологии учебно-воспитательного процесса, его назначение и функции в управлении данным явлением имеют большое значение для пре-* подавания предмета «Физическая культура». Программирование позволяет педагогу видеть перспективу и динамику процесса; прогнозировать возможные затруднения и выбирать эффективные средства и методы их профилактики. Если затруднения все же возникли, нужно обосновать пути их преодоления. Отсюда программирование — важнейший инструмент оптимального функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе. Рассматриваемая тема освещена в трудах многих ученых — специалистов по теории и методике физического воспитания в аспекте планирования. Педагоги применяют множество документов планирования, различных по форме и содержанию. Чаще используются три вида планирования (на год, четверть и поурочное), оформленные в документах 2 — 7 видов. Количество документов, устанавливающих систему решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в каждом классе в течение учебного года и на четверть, достигает 11 названий. К примеру, документ, в котором планируется работа на учебный год, в методических материалах имеет разные названия: план учебной работы для каждого класса на год, график учебно-воспитательной работы по фи- зическому воспитанию, учебный план на четверть, тематический план, календарный план и т.д. Как известно, разработка документов планирования — дело учителя физической культуры. Он имеет право дать документам планирования наименования, какие считает целесообразными. Такая же ситуация может быть и с их номенклатурой, количеством. Важно, чтобы учитель не только разрабатывал документы планирования учебно-воспитательного процесса по своей дисциплине, но и мог их реализовать на практике. Вместе с тем введение чрезмерно большого количества документов планирования может дезориентировать учителя, формализовать его работу. Будущему учителю физической культуры нужно помочь в разработке этих материалов и рекомендовать их разумную номенклатуру. Целесообразно разрабатывать документы, в которых программный материал планируется на учебный год, четверть, и план (или план-конспект) на каждый очередной урок. Многие учителя физического воспитания разделяют данную точку зрения. Считаем нужным унифицировать как количество, так и названия документов планирования. В практику работы учителей необходимо перспективное планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Имеются в виду предвидение и предварительное осмысливание учителем учебной работы по предмету в общих (основных) ее аспектах на учебный год в целом. Учитель представляет структуру и содержание предмета и проектирует его прохождение в малом макроцикле преподавания. Одновременно он представляет наиболее значимые фрагменты учебно-воспитательного процесса. Перспективное программирование. Обычно учителя физической при его составлении используется графический способ изображения разделов программы. Назначение плана-графика: 1. Определение цели и ведущих педагогических задач на учебный год для каждой параллели классов. 2. Установление рационального (в условиях данной школы) объема учебного времени для каждой параллели классов. 3. Выбор педагогически оправданной последовательности в изучении программного материала в течение учебного года по классам. К составлению плана на год предъявляются такие требования, как реальность, конкретность, вариативность, преемственность, содержательность, компактность, наглядность. Перспективный годовой план должен быть составлен на основе глубоко- го анализа результатов предыдущего учебного года, оценки материально-технических и природно-климатических условий места расположения школы и учебных возможностей самих школьников и учителя. Конкретность плана. Годовой план должен иметь четкую структуру, конкретизирующую содержание конкретных его частей: цель, основные задачи, основные средства их достижения в виде разделов программы (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, лыжная подготовка, теоретические сведения и др.), последовательность их прохождения, четко ограниченные временные интервалы, их взаимосвязь. Вариативность плана заключается в возможности внесения в него некоторых корректив в соответствии с изменениями условий, в рамках которого будет функционировать учебно-воспитательный процесс (изменение последовательности изучения разделов, акцентов на формирование умений или на развитие двигательных качеств и др.). Преемственность плана обеспечивается определением последовательности обучения с учетом сходства структурных компонентов движений и распределением учебного материала по урокам с учетом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих уроков. Содержательность плана, под которой мы понимаем соответствие плана своему назначению и выполнение учителем поставленных в нем задач, его соответствие местным условиям. Компактность плана — возможность восприятия и осознания содержания плана без излишних усилий, относительная простота составления, краткость, сжатость. Наглядность плана. План должен быть красочно оформлен и вывешен на видном месте в школе, доступен для ознакомления с ним. Приступая к составлению годового плана-графика прохождения программного материала по физической культуре, педагог должен исходить из следующих условий: 1) требований программы и других нормативных документов органов управления образованием; 2) состояния здоровья школьников; 3) уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся; 4) интересов учащихся; 5) климато-географических условий места расположения школы; 6) материальной базы школы; 7) материала программы по физической культуре не только для данного класса, для которого планируется материал, но и предыдущего; 8) результатов анализа и оценки итогов предыдущего года; 9) возможностей самого учителя и пр. Техника составления годового плана-графика предполагает определенный порядок действий: - определяются и формулируются цель и задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные); - составляется сетка часов по программе и по условиям школы (если такие изменения предусмотрены программой), в которой указаны все разделы программы и количество отведенных на их изучение часов, сетка часов утверждается директором; - составляется поурочная сетка учебного года по четвертям; - графически указываются последовательность и продолжительность прохождения каждого раздела программы. Решение этой задачи требует от педагога творческого подхода к применению полученных им знаний на практике с учетом конкретных условий. Некоторые авторы понимают планирование только как распределение физических упражнений на то количество времени, которое указано в сетке часов. На самом деле, распределяя упражнения, педагог планирует и задачи, и время, и средства (в виде этих же упражнений), и методы, и формы организации учебной деятельности на уроках. Ибо учитель, таким образом, планирует учебный процесс на год, чтобы последовательно выполнить ведущие (для каждого класса) педагогические задачи. Распределение видов упражнений по урокам одновременно с указанием типа урока (вводный, ознакомления, углубленного разучивания, повторения, совершенствования, учебный и т.д.) и его вида (изучение одного вида физических упражнений, комбинированный и др.). Тогда же педагог должен представить и различные формы организации учебной деятельности на уроках в рамках своих возможностей. Рассмотрим пример плана-графика (табл. 4). ПЛАН-ГРАФИК изучения программного материала по физической культуре в 4-х классах средней школы № 5 г. Махачкалы в 1992/93 учебном году Цель: завершить общее начальное физкультурное образование учащихся. Задачи: 1) сформировать систему знаний о личной физической культуре младшего школьника; 2) привить умение использовать общеразвивающие физические упражнения и основные жизненно важные двигательные действия в практике физкультурной деятельности младшего школьника;
3) объединить элементы физкультурной деятельности учащихся в основные формы ее организации в режиме дня, недели; 4) обеспечить развитие двигательных качеств на уровне не ниже средних величин, характерных для данного региона или географической зоны города, высокогорья, предгорья, плоскости или равнины и т.д.; 5) подготовить учащихся к выполнению норм и требований программ мы; 6) содействовать развитию волевых и моральных качеств учащихся; продолжать работу по развитию интереса к физической культуре и спорту и формировать потребность заниматься ими. С учетом возможностей и педагогической целесообразности приемлемо и комбинированное планирование, когда одновременно изучается материал из двух разделов программы, например гимнастика и спортивные игры, спортивные игры и легкая атлетика и др. Комбинированное планирование повышает интерес детей к урокам физической культуры, позволяет предварительно подготовить их к усвоению материала, который несколько позднее будет изучаться на уроках (опережающее планирование развития двигательных качеств, необходимых для формирования базовых основ предстоящего изучения двигательных действий). Данный вариант дает возможность перенести на период подготовительного этапа обучения двигательным действиям один из разделов программы, сделать это дополнительной задачей урока. В таком случае основной задачей урока будет формирование двигательного умения, навыка, его закрепление и т.д., но по двигательным действиям из другого раздела программы, т.е. параллельно. Таким образом, перспективное программирование ориентирует педагога на достижение цели и задач предмета «Физическая культура» в относительно законченных (завершенных) годичных циклах. Оперативное программирование, нацеленное на достижение промежуточных результатов путем последовательной реализации цели, задач перспективных планов с учетом конкретно складывающейся обстановки. В отличие от оперативного планирования, применяемого в социально-экономическом прогнозировании, где «не ожидается существенных изменений объекта исследования, ни качественных, ни количественных»1, в педагогической практике оперативные планы нацелены на достижение запланированных для данного отрезка времени (четверти, месяца) уровня знаний, умений и навыков, норм, видов физкультурной деятельности. Ибо одно из важных условий улучшения планирования — ориентация на конечные результаты, которые помогают выстроить систему целей и задач, разных по масштабам и срокам их выполнения и обусловливающих дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса. Временной интервал функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре по оперативному плану в практике общеобразовательной школы — учебная четверть, определенный этап, логически взаимосвязанный с предыдущими и последующими этапами микроцикла (учебного года). Обнаруживается сходство между циклами спортивной тренировки и учебного процесса по физической культуре, которая имеет много общего со спортивной тренировкой (и по части развития двигательных качеств, двигательных умений и навыков, и воспитания морально-волевых качеств и др.). Поэтому считаем возможным приблизить содержание оперативного, четвертного плана к содержанию циклов учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», подчинив их закономерностям обучения по данной дисциплине. Имеется в виду специфика формирования знаний, двигательных навыков, качеств; умения школьников использовать знания и навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей морфофункционального развития. Документ оперативного программирования, как уже отмечалось, имеет много различных названий. Однако считаем, что наиболее соответствует его назначению и содержанию План учебной работы по физической культуре для___ класса________ школы на_____ четверть_____ учебного года. Составляется он на основе плана-графика изучения программного материала в учебном году и учебного материала программы. Целевое назначение четвертного плана — это дальнейшая кон- 1 Рабочая книга по прогнозированию. — М., 1982. — С. 12. кретизация цели и педагогических задач и учебного материала. Если в плане на год учитель определил последовательность изучения отдельных разделов программы, то здесь он устанавливает последовательность изучения учебного материала из каждого раздела программы. Например, в годовом плане предусмотрено изучение в первой четверти упражнений из разделов «Легкая атлетика, подвижные игры и баскетбол». Составляя план на четверть, необходимо определить круг физических упражнений из этих разделов для изучения, закрепления, совершенствования именно в этой четверти; нормативные требования, которые должны быть выполнены учащимися именно в этот период учебного года, и т.д. Способ составления плана на четверть достаточно прост и доступен. Перечень физических упражнений по разделам записывается столбиком во второй графе плана, и условными знаками обозначается количество уроков, на протяжении которых данные упражнения будут предметом обучения. Требования к плану на четверть: 1) конкретность педагогических целей и задач; 2) строгое соответствие логике развертывания учебно-воспитательного процесса в микроцикле (учебном году), т.е. плану-графику изучения программного материала; 3) наглядность (компактность); 4) доступность для восприятия без излишних интеллектуальных усилий; 5) всесторонность воздействия каждого урока на учащихся; 6) системность уроков, посвященных темам, педагогическим задачам (формированию двигательных навыков: инструктивных умений, знаний, развитию двигательных качеств и т.д.); 7) вариативность; 8) эмоциональность воздействия каждого урока на учащихся (имеется в виду положительное эмоциональное воздействие); 9) логичность динамики объема и интенсивности физической нагрузки; 10) взаимосвязь обучения, воспитания и развития. - цель на данный период (четверть); - конкретные задачи по обучению движениям (техническая подготовка), развитию двигательных качеств (способностей), формированию теоретических сведений, подготовке к выполнению норм и требований, оздоровлению, морально-волевому воспитанию; - учебный материал каждого урока данного мезоцикла с обозначением времени на его изучение; - общий объем физической нагрузки в основных циклических (разновидности бега), ациклических (прыжки, подтягивания, отягощения) движениях, играх, единоборствах и др. Для обозначения продолжительности времени, в течение которого изучается тот или иной материал программы (учебный материал), могут быть использованы различные знаки (знак «плюс»). Возможна и иная символика, в частности буквенная, соответствующая начальным буквам названий этапов процесса обучения. Приводим один из возможных вариантов оперативного плана — плана учебной работы на четверть (табл. 5). ПЛАН УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Цель — подготовить учащихся к государственной аттестации по завершению общего начального физкультурного образования. Задачи: 1) сформировать умение определить объем физической нагрузки в режиме дня младшего школьника; 2) привить навыки организации и проведения командных подвижных игр в быту, на местах отдыха, учебной и производственной практики; 3) научить элементарным навыкам самоконтроля по частоте сердечных сокращений на самостоятельных занятиях медленным бегом и другими физическими упражнениями, используемыми для развития силы, быстроты, выносливости и т.д.; 4) продолжать работу по развитию общей выносливости, силы мышц верхних и нижних конечностей и туловища; 5) обеспечить готовность учащихся к сдаче требований и норм по легкоатлетическим физическим упражнениям; и др. В данном случае мы взяли условную школу. При соблюдении общих требований к составлению этого документа он может иметь различные формы содержания. Графическая запись процесса обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств позволяет наглядно проследить, достаточное ли количество уроков запланировано на решение поставленных задач и общей цели учебной четверти на обучение конкретному длительному действию, с одной стороны (это видно по горизонтали), и, с другой — контролировать общий объем нагрузки на каждый урок (по вертикали). Наличие всех этих моментов в плане учебной работы на четверть позволяет считать, что это документ оперативного планирования и связующее звено между планом на год и поурочным планом. Текущее программирование — составление плана на каждый очередной урок. Это конечный документ планирования, кульминационный момент подготовки учителя к уроку. В общеобразовательных школах составляют план урока и план-конспект урока. Целесообразность того или иного документа определяется уровнем методической подготовленности самого учителя. Педагогу, имеющему достаточный опыт работы, видимо, нет необходимо- 8 Железняк 209
сти составлять подробный план-конспект урока. А молодых учителей не всегда может удовлетворить поурочный план в виде небольшой схемы. Многие учителя ограничиваются составлением примитивной схемы, где указаны физическое упражнение (а иногда и вид спорта), части урока и методы обучения двигательным действиям. Анализ уроков, проведенных по таким планам, в абсолютном большинстве подтвердил их низкое качество. Главный недостаток поурочных планов — отсутствие конкретных педагогических целей и задач. А ведь конкретные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи определяют содержание урока физической культуры, методы его проведения. Другой недостаток — это когда в качестве содержания указывают его части и описание физических упражнений. Не формальные три части (вводная, основная, заключительная) определяют структуру урока, как это считают некоторые учителя, а конкретные элементы урока (организация учащихся, подготовка их организма к предстоящей основной работе по усвоению учебного материала, подготовка места занятий, задание на дом и т.д.), из которых состоят упомянутые части. Что отличает поурочный план по физической культуре от оперативного? В первую очередь уровень детализации его цели, педа-„ гогических задач и содержания. Здесь необходимо конкретизировать ведущие дидактические задачи данной дисциплины и затем задачи по развитию двигательных и воспитанию морально-волевых качеств, решение которых обеспечивается в тесной связи с укреплением здоровья и морфофункциональным развитием школьников. Кроме оперативного плана основанием для конкретизации педагогических задач урока служат результаты анализа и оценки самим учителем итогов предыдущего урока, особенности коллектива конкретного класса, его готовности к решению намеченных на очередном, предстоящем уроке педагогических задач, условия, где будет проведен урок, и др. В практике работы учителей и в методической литературе используются разные формы планов и планов-конспектов уроков физической культуры. Все они приемлемы. Здесь приводится целесообразная, на наш взгляд, форма плана. Записи в плане могут быть краткими, с использованием принятой формы сокращений (например, исходное положение — и.п.) в языке, на котором ведется обучение в школе, и принятой в научно-методической литературе терминологии. В первой графе записываются названия частей урока, и желательно указывать их ориентировочную продолжительность. Во второй — содержание урока по его элементам, о которых уже говорилось, и видам деятельности, из которых они состоят. Физические упражнения записываются в соответствии с очередностью их выполнения, начиная с построения, деятельность учителя и учащихся — в виде определенных действий. В третью графу входит все, что связано с дозировкой содержания урока, особенно физических упражнений. Указываются продолжительность выполнения физических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений, игр, единоборств и т.д.); количество повторов двигательных действий (количество раз); расстояние (м, км) отягощения (кг и количество повторов). Назначение данной графы в том, чтобы, во-первых, указать очередность вида деятельности, основываясь на показателях второй графы; во-вторых, помочь учителю управлять объемом и интенсивностью физической нагрузки и их динамикой на уроке. Четвертая графа требует особого внимания педагога, так как сюда записывается все то, что представляет определенную ценность для него самого: способы построений, перестроений, размещения, порядок перемещений, возможные затруднения и ошибки учащихся при обучении технике двигательных действий, меры по их профилактике и исправлению, способы использования средств наглядности, словесных воздействий. Словом, деятельность педагога по управлению уроком раскрывается именно в этой графе. Желательно, чтобы после урока учитель на основе самоанализа записывал в конце каждого поурочного плана критические замечания, выводы и рекомендации к очередному уроку. В практике работы специалистов физического воспитания встречаются планы-конспекты и конспекты уроков физической культуры. План-конспект составляется по приведенной форме. Он в отличие от плана урока более детально отражает содержание урока. Сюда записываются все физические упражнения (и общеразвива-ющие, и подготовительные, и подводящие, и основные) в той последовательности, в которой они будут представлены в содержании и структуре урока. Специалисты (например А.Н.Хан) считают, что план-конспект позволяет лучше ориентироваться в построении урока, а следовательно, быстрее выявлять его достоинства и недостатки. Планом-конспектом пользуются студенты-практиканты, молодые учителя (работающие первые три—пять лет) и педагоги, дающие открытые и показательные уроки. Конспект урока физической культуры — это полное воспроизведение его содержания. Здесь должны быть записи, отражающие деятельность педагога и ожидаемую деятельность учащихся на уроке, от приветствия, с которого учитель начинает его, до заключительных слов. Конспект используют только студенты-практиканты на своих первых пробных уроках. Контрольные вопросы и задания 1. Какое место занимает программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре? 2. Что подлежит программированию? 3. В чем сущность программирования? 4. Назовите и охарактеризуйте виды программирования в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». 5. Назовите основные компоненты содержания подготовки учителя к уроку. ГЛАВА 14
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 8228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |