Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В школе




Л. Цели и методы анализа урока физической культуры

АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Анализ урока — необходимый момент в комплексе мер, на­правленных на повышение педагогической квалификации учите­ля и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая куль­тура» в школе.

Назначение анализа урока — выявление позитивных и не­гативных сторон непосредственного дидактического взаимодей­ствия учителя и учащихся.

Цель анализа урока может быть различной. Одна из домини­рующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за каче­ством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние препо­давания физической культуры», повышение уровня частнодидакти-ческой подготовленности учителя. При посещении урока и его по­следующем анализе определяются положительные и отрицатель­ные стороны в организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или ме­тодическое объединение учителей конкретной местности (райо­на, города, области и т.д.). Арсенал умений, который признан полез­ным, распространяется в практике работы учителей данной тер­ритории. Одновременно учителю указывают на слабые стороны его методической подготовки, обосновывают рекомендации по их уст­ранению.

Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы учащихся; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реали­зация образовательной, воспитательной или оздоровительной на­правленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем еди­ных требований к преподаванию; руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др.

В последнее время в связи с введением аттестации учителей анализ урока и приобщение материалов его обсуждения к содер­жанию аттестационных материалов стали практикой.


Наиболее системно анализ урока используется в педагогиче­ской практике студентов учреждений среднего и высшего про­фессионального образования в области физической культуры. В этом случае цель анализа урока — формирование частнодидактических умений учителя в сфере образования, воспитания, развития уча­щихся с соблюдением принципа оздоровительной направленно­сти национальной системы физического воспитания.

В теории и методике обучения предмету «Физическая культу­ра» используются следующие методы анализа урока: педагогиче­ское наблюдение, хронометраж (хронометрирование), пульсомет-рия. Сравнительно недавно появился метод рейтинга.

Каждый учитель обязан знать методы анализа урока по своей дисциплине и уметь их использовать в работе.

Метод педагогического наблюдения — один из самых распрост­раненных в практике анализа урока физической культуры и одно­временно это метод исследования. Наблюдение как метод иссле­дования широко применяется в педагогике и психологии.

В методических материалах данный метод называется: «методи­ческий анализ урока», «педагогический анализ урока», «педаго­гическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культу­ры» и др.

Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физиче­ской культурыэто целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учите­ля и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации по­казателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на уча­щихся).

Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физ­культурных учебных заведений педагогическое наблюдение на­зывают анализом урока по схеме, потому что выявление и регис­трация требуемой информации для лица, выполняющего функ­ции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффек­тивность этой работы во многом зависит от предварительной под­готовки.

Сущность педагогического наблюдения заключается в плано­мерном анализе, оценке деятельности учителя физического вос­питания по реализации им цели и задач урока, определении по­зитивных и негативных сторон этой деятельности, выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повыше­ния учебной деятельности учителя на уроках. Данный вид на­блюдения отличается от повседневных наблюдений наличием четкого плана, в котором обозначены объект наблюдения, цель, задачи, время наблюдения, деятельность и предполагаемый ре­зультат, ожидаемые изменения в учебно-воспитательном про-


цессе и его результатах, документы, в которых фиксируются ре­зультаты наблюдения, выводов, основанных на субъективных и объективных данных, полученных в ходе наблюдения, и реко­мендаций, нацеленных на улучшение наблюдаемого процесса. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожи­дать в результате проведенных наблюдений. Этот метод относи­тельно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все сторо­ны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и учащихся, условия и результативность педагогической деятель­ности).

Сложность эта обусловлена еще и тем, что все то, что вос­принимает наблюдающий, он обязан осмыслить, классифици­ровать, оценить и к концу урока подготовить рекомендации для учителя.

В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения не­обходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию уча­щихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точ­ки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому поможет составление схемы анализа урока.

Схема анализа урока

1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конс­пекта) урока:

- место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспита­тельного процесса по дисциплине;

- наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;

- соответствие места проведения цели и задачам;

- освещение в плане содержания урока;

- соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);

- рациональность форм организации деятельности учащихся;

- степень готовности учителя (внешний вид), состояние ме­ста проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответ­ствие гигиеническим нормам).

 

2. Начало урока; своевременность начала.

3. Проведение урока:

а) вводная часть (мин):

- организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);

- четкость сообщения задач урока и их доступность для уча­щихся;

- правильность названия, объяснение упражнений с учетом возраста учащихся;

- умение четко и красиво показывать упражнения;


 

- выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;

- своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;

- работа по формированию осанки;

- соответствие нагрузки подготовленности школьников;

 

- регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся; б) основная часть (мин):

- работа над правильным дыханием;

- владение методом показа на уроке;

 

- использование словесных методов на уроке, терминологи­ческая грамотность;

- соответствие объяснения возрасту учащихся;

- взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;

- характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;

- использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;

- образовательная ценность урока;

- исправление ошибок;

- современность и ценность указаний;

- привлечение учащихся к анализу своих движений;

- активизация познавательной деятельности класса;

- контроль за работой отделений (групп);

- соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;

- учет внешних признаков утомления;

 

- оздоровительная ценность урока;

- умение провести игру: объяснить, показать, судить, опре­делить результат;

- связь игры с содержанием урока;

- воспитательное значение игры;

- проверка и оценка знаний учащихся;

- организация текущего учета успеваемости;

- применение домашних заданий и их проверка;
в) заключительная часть (мин):

- соответствие заключительных упражнений содержанию урока;

- подведение итогов;

- завершение урока, уход учащихся;

- своевременность окончания урока (причины задержки уча­щихся на перемену);

- воспитательная ценность урока.




4. Оценка и анализ деятельности учащихся:

- интерес к уроку в целом и к упражнениям;

- учебная дисциплина (причины ее нарушения);

- отношение к учителю и уроку физической культуры;

- выполнение указаний и распоряжений учителя;

- познавательная активность, сознательность, инициативность;

- оценка выполнения упражнений школьниками;

- выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руко­водителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса.

5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

- руководящая роль (уверенность, настойчивость, вниматель­ность, чуткость, требовательность. Манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);

- внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);

- речь (командный голос, правильность команд);

- взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимо­действием с коллективом класса, педагогический такт);

- индивидуальный подход к учащимся (активным, пассив­ным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);

- проведение воспитательной работы на уроке (формирова­ние внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смело­сти, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерант-, ности, культуры межличностного общения, товарищества, кол­лективизма и др.);

- умение использовать на уроке методы нравственного вос­питания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесо­образность и эффективность;

- работа по воспитанию физкультурного актива класса;

- работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раз­даче и сбору инвентаря, проведение построений и перестрое­ний во время урока;

- установление типа и вида урока, определение степени со­ответствия его содержания и структуры классификационным осо­бенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выпол­
нить задачи и достичь цели урока).

 

Логическим завершением анализа урока будет протокол его обсуждения теми, кто выполнял данную работу, в присутствии учителя, чья работа оценивается. Рекомендуется следующая фор­ма такого документа (форма 1).


Анализ урока физической культуры методом педагогического наблюдения отличается определенными преимуществами по сравнению с другими методами: возможность выявления динами­ки урока; выявления и регистрации дидактических процессов в условиях непосредственного взаимодействия учителя и учащихся; возможность наблюдения дидактического взаимодействия учите­ля и учащихся, получения фактического материала, характеризу­ющего данное явление.

Вместе с тем метод педагогического наблюдения имеет ряд существенных недостатков:

во-первых, субъективизм в оценке показателей педагогическо­го мастерства учителя на уроке. В зависимости от особенностей межличностных и служебных взаимоотношений или своеобразия качеств личности те, кто анализируют урок, могут быть необъек­тивными. Возможна и недооценка или переоценка отдельных сто­рон показателей либо в целом уровня методической подготовлен­ности учителя физической культуры;



во-вторых, не все, что интересует наблюдателя (анализирую­щего урок), доступно выявлению путем наблюдения (эмоциональ­ное состояние учащихся, характер воздействия учебной нагрузки на морфофункциональное состояние учащихся, мотивы их учеб­ной деятельности, плотность урока и др.);

в-третьих, невозможно держать в поле зрения все стороны учеб­но-воспитательного процесса, поведения учителя и учащихся, а также все условия и результативность педагогической деятельности.

Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность ме­тода анализа — определение времени, затраченного на выполне­ние различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной.

Общая плотность — это отношение педагогически оправдан­ного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относит­ся время, затраченное на организацию учащихся, на использо­вание словесных методов (и слушание учащихся), на обеспече­ние наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполне­ние упражнений, отдых, за исключением вынужденного про­стаивания.

Двигательная (или моторная) плотность — это отношение вре­мени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его от­дельных частей, выраженное в процентах.

Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятель­ностью одного из учащихся данного класса. Для большей объек­тивности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения уп­ражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учени­ком. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновре­менно или раздельно.

 

Процедура хронометрирования требует заранее подготовлен­ного протокола соответствующей формы (форма 2).


С протоколом для хронометрирования и секундомером наблю­дающие занимают удобное место в зале или на спортивной пло­щадке (местности, бассейне и т.д.), но так, чтобы не мешать учи­телю. Важно запомнить: 1) секундомер (хронометр) запускается одновременно со звонком на урок (если звонки не слышны, то по времени, согласованному заранее с учителем) и не останавлива­ется до конца урока; 2) на уроке заполняются лишь только пер­вые три графы данной формы протокола. Причем отмечается вре­мя окончания деятельности (в минутах и секундах).

После урока протокол хронометрирования обрабатывается сле­дующим образом. Устанавливается точная продолжительность каж­дого вида деятельности учителя или учащихся, занесенных в гра­фу 1. К примеру, надо определить продолжительность построе­ния, для чего от времени завершения построения вычитается вре­мя прихода учащихся на место проведения урока (2,20—1,0 мин), разность между двумя величинами и составляет искомое время, т. е. 1,20 мин. Эту разность необходимо занести в соответствующую графу нашего протокола (в данном случае — в графу 6). Так уста­навливается время, затраченное на каждый наблюдаемый компо­нент. Определяется общее количество времени (сумма цифр в каж­дой из граф), затраченного на все наблюдаемые компоненты. Вы­числяется плотность урока.

Хронографирование. Для хронографирования школьного урока физической культуры предназначен хронограф. Питание ап­парат получает от батарейки постоянного тока, который приво­дит в движение лентопротяжный механизм, с помощью которого с заданной скоростью прокручивается разграфленный лист бума-


           
   
   
 
 
 



 

ги. К примеру, 1 см за 1 с (или 1 мм за 6 с). На хронометре столько кнопок (клавиш), сколько компонентов деятельности берется под наблюдение. Хронографист, наблюдая за учеником, включает кноп­ку во время соответствующей работы. В конце урока подсчитыва-ется, сколько времени и на какую работу использовано.

Нами разработана хронокарта. Принцип ее использования примерно такой же, как и в хронографе. Но в данном случае без хронометра не обойтись. По хронометру устанавливается про­должительность деятельности, которая фиксируется на хронокар­те. В конце наблюдения подсчитывают время, затраченное на ту или иную деятельность. Этот вариант может быть выполнен од­ним наблюдателем. Каждое деление хронокарты соответствует 10 или 20 с. На уроке хронокарта заполняется пульсовыми данными урока. Отдельные записи, отражающие различные особенности урока и имеющие значение для анализа, заносятся в таблицу, помещенную под хронокартой с правой стороны. После урока за­полняется таблица, помещенная внизу под хронокартой с левой стороны листа.

Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.

Данный метод позволяет выявить характер соответствия физи­ческой нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенно­стям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям про­ведения урока (форма 3).


По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее ди­намики или умение учителя регулировать физическую нагрузку

на уроке.

Метод пульсометрии помогает получить показатели, характе­ризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, опосредо­ванно, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физиче­ской нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повы­шает объективность материалов анализа урока, полученных дру­гим путем.

Техника получения данных о ЧСС. До начала урока подготавли­ваются протокол пульсометрии, секундомер и определяется уча­щийся, за которым будет вестись наблюдение: из основной меди­цинской группы, дисциплинированный и с уровнем активности на уроке, характерным для данного класса. Его ЧСС до урока должна быть в пределах возрастной нормы.


В зависимости от цели анализа урока и использования метода пульсометрии ЧСС может регистрироваться через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения физи­ческих упражнений.

За 2 — 3 мин до построения класса на месте проведения урока у наблюдаемого учащегося замеряется пульс в состоянии относи­тельного покоя. Для этой цели лицо, измеряющее ЧСС, наклады­вает подушечки четырех пальцев правой руки на лучевую артерию левой руки (около лучезапястного сустава) школьника. Результа­ты записываются в протокол учета пульсовых данных. Продолжи­тельность одной пробы (одноразового измерения) равна 10 с. По­следующие пробы выполняются в соответствии с целями анализа (сразу после выполнения упражнения или через установленный интервал времени — 3, 5, 10 мин).

Метод рейтинга. В середине 1970-х гг. предпринималась попыт­ка обосновать такой метод педагогического анализа урока физи­ческой культуры, который бы минимизировал субъективизм в оце­ночных суждениях. Таким стал рейтинговый метод. Метод прошел проверку у нас в стране и за рубежом и приобретает все большее признание как инструмент объективной оценки отдельных сто­рон дидактических процессов.

Сущность метода в том, что в изучаемых явлениях выявляются. такие их элементы, которые поддаются измерению и оценке. В данном случае это педагогическая деятельность учителя на уро­ке физической культуры. Ее элементы — методические навыки и умения, возможность проявления которых на уроке наиболее ве­роятна. Определяются оценочная шкала и критерии оценки выделенных навыков и умений. Ведется подготовка эк­спертов, привлекаемых в качестве судей для оценки степени вы­раженности элементов деятельности на уроке.

Так, выделены 34 частнодидактических навыка и умения, ко­торые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учи­теля на уроке физической культуры. Разработана 6-балльная шка­ла оценки компонентов: «большая» (соответствует оценке 5), «до­статочная» (4), «удовлетворительная» (3), «небольшая» (2), «ми­нимальная» (1) и «не проявляется» (0).

Разработаны критерии, соответствующие каждой из шести сте­пеней. Все это вносится в протокол (форма 4).

Первый этап анализа урока. На уроке экспертные судьи делают записи произвольных формы и содержания, где фиксируют пози­тивные и негативные стороны деятельности учителя.

После урока протокол (с. 238) заполняется каждым экспер­том, включая учителя, чья деятельность является предметом ана­лиза и оценки. Степень выраженности всех 34 умений фиксирует­ся (точками, крестиками, любыми знаками). Рекомендуем обо­значить степень выраженности в точках пересечения умения и сте-


пени его выраженности. При соединении прямой линией точеч­ных обозначений получается квалиграмма урока физической куль­туры.

Второй этап анализа урока начинается с усреднения баллов, выставленных учителем, каждым из экспертов, путем суммирова­ния оценок по каждому умению и вычисления средней арифме­тической величины.

Третий этап анализа урока. Вычисляется коэффициент выра­женности педагогических умений на уроке (К) по формуле

где а — сумма усредненных оценочных баллов, выставленных эк­спертами и учителем; п — сумма максимально возможных баллов. В данном случае такой постоянной величиной и является 170 (про­изведение 34 навыков и умений и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170 = 0,85.

На этом этапе коэффициент выраженности педагогических на­выков и умений переводится в отметку за урок в целом. Для этого адаптирована балльно-оценочная шкала1.

Коэффициент выраженности педагогических навыков и уме­ний переводится в оценку за урок:

Данный метод анализа урока позволяет определить уровень сформированности конкретных педагогических умений и степень их проявления в преподавании.

Это обстоятельство облегчает обоснование рекомендаций для учителя или студента-практиканта (стажера), помогает устано­вить рейтинговую систему определения участников конкурсов на лучший урок, проводить аттестацию учителей физической культуры, кафедр и факультетов учреждений профессионально­го физкультурного образования. Наилучшим методом будет ком­плексный подход к анализу урока физической культуры, когда материалы данного метода подтверждаются пульсометрией и хро­нометражем.

Вместе с тем резервы для совершенствования еще не исчерпа­ны. Приемлемые решения этой проблемы содержатся в теорети­ческих подходах к системным исследованиям и технологии учеб­но-воспитательного процесса.

1 Беспалько В. П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. — 1998. — № 1.


       
 
   
 


Контрольные вопросы и задания

1. Что такое анализ урока физической культуры?

2. Назовите цель и задачи анализа урока.

3. В чем заключается сущность анализа урока методом педагогическо­го наблюдения?

4. Объясните назначение, сущность и методику использования мето­да хронометрирования урока.

5. Какой метод используется для определения рациональности регу­лирования физической нагрузки на уроке физической культуры?

6. Каковы сущность, назначение и особенности использования рей­тингового метода для анализа урока физической культуры?


ГЛАВА 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.