Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесса. Л. Контроль в технологии учебно-воспитательного




Л. Контроль в технологии учебно-воспитательного

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ

Контрольная деятельность учителя физической культуры вы­ступает как элемент, который в совокупности с другими (целе-полагание, отбор и обоснование оптимального содержания обу­чения, форм его организации и методов реализации; програм­мирование дидактических процессов; непосредственное дидак­тическое взаимодействие педагогов и учащихся) составляет тех­нологию учебно-воспитательного процесса по данной дисцип­лине.

Функции контроля заключаются в определении соответствия учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам.

Благодаря наличию в структуре педагогической технологии та­кого компонента учитель имеет возможность получить конкрет­ную информацию о том, насколько реальный учебно-воспита­тельный процесс соответствует запланированному.

Отсюда цель контроля — получение конкретной инфор­мации, которая характеризует признаки конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса, определе­ние типичных и индивидуальных затруднений учащихся в усвое­нии конкретного учебного материала и подготовку рекомендаций по устранению негативных тенденций в дидактическом взаимо­действии учителя и учащихся. Вместе с тем контрольно-коррек-ционный компонент должен быть элементом и учебной деятель­ности школьника. В противном случае контрольная функция пре­подавателя может быть воспринята учеником как проявление его воли, его единоличного мнения.

Учащиеся могут воспринимать смысл двигательной задачи, если учителю удается предложить соответствующую мотивацию и со­здать позитивное отношение к уроку в целом, к усвоению изуча­емого на данном уроке двигательного действия. При этом у уча­щихся важно сформировать наряду с умением воспринимать сло­весные воздействия, наблюдать за наглядными воздействиями умение контролировать качество выполнения физического упраж­нения, оценивать результаты своей учебной деятельности.


Таким образом, контрольно-коррекционная составляющая дея­тельности преподавания и учения представляет собой компонент их структуры. В подструктуре данного компонента выделяются сле­дующие элементы его содержания:

а) деятельность учителя. Цели: контроль, подготовка дидакти­
ческого материала для его осуществления, программирование его
реализации, организация непосредственного контроля, получе­
ние конкретной информации о параметрах ожидаемого результа­
та, оценка полученного материала, анализ оценочных суждений
(выявление позитивных и негативных тенденций с определением
причин последних), обоснование рекомендаций для коррекцион-
ных воздействий;

б) деятельность учащихся. Понимание необходимости конт­
ролировать результаты учебной деятельности на уроке, форми­
рование цели самоконтроля, подготовка к контролю, самоконт­
роль (включая выполнение контрольных заданий учителя), по­
лучение информации о параметрах (признаках) результатов сво­
ей учебной работы, самооценка (взаимооценка), самоанализ (вза­
имоанализ), самокоррекция (взаимокоррекция), саморегулиро­
вание познавательной деятельности по предмету «Физическая
культура».

Учащиеся должны понимать не только важность контроля, но и критерии оценки их знаний, умений, навыков, достижений. Если контрольная функция будет представлена лишь как нечто, прису­щее учителю, то деятельность учения в связи с отсутствием в ее структуре этого важного компонента окажется лишенной внут­ренней направляющей и мотивирующей основы. «Оценка и от­метка педагога теряют для ученика содержательный смысл. Это происходит по той простой причине, что вместе с компонентами контроля и оценки он оказался лишенным и критериев и этало­нов, по которым учитель ведет контроль и высказывает оценоч­ные суждения»1.

Отсюда становится очевидным важность формирования у школьников собственных критериев и эталонов оценки техники выполнения двигательных действий, а также нормативов и тре­бований при выполнении ими контрольных тестов и других фи­зических упражнений. Оценивая технику выполнения двигатель­ных действий, учитель системно передает учащимся знания об эталонах и способах оценки результатов их учебной деятельно­сти. До сформированности данного элемента учебной деятель­ности решающее значение имеет доверие школьника к педагогу. «В дальнейшем, по мере того как школьник овладевает теми или иными группами эталонов, педагог все больше опирается на них,

' Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М., 1984. — С. 39.


вынося оценочные суждения, и одновременно помогает ребенку самому корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Завершающей стадией может быть такая готовность школьника, когда он владеет этими эталонами и способами оперирования ими и может в полной мере включать это умение в учебно-по­знавательную деятельность, превращая ее тем самым в самосто­ятельную» '.

Такими критериями на уроках физической культуры могут быть отдельные показатели временных, пространственных и динами­ческих характеристик техники изучаемого двигательного действия. Параметры должны быть подобраны так, чтобы учащиеся прочув­ствовали их. К примеру, внешние ориентиры, некоторые также поддающиеся восприятию учащимися кинестетические чувства, результаты физических упражнений (количество повторений, меры массы: кг, т, ц, времени: мин, с, пространства: м, км).

Обоюдное понимание учителем и учащимися различных сиг­налов, поступающих из внутренней (для учащихся) или внешней среды и воспринимаемых ими по каналам обратной связи, в каче­стве носителей контролирующей информации о ходе решения двигательной задачи позволило бы обеим сторонам, участвующим в контрольной деятельности, реализовать данную функцию в виде кратких указаний («да», «нет»; «больше», «меньше»; «выше», «ниже»; «резче», «медленнее»; «сильнее», «слабее» и т.д.).

Особенно важна срочная контрольно-корректировочная инфор­мация, основанная на обоюдных оценочных суждениях и крите­риях оценки на этапах закрепления двигательного навыка и фор­мирования умения применить знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой. На этих этапах большое место занимает повторное выполнение изучаемых двигательных действий, учебная деятельность связана с взаимо- и самоанализом правильности решения двигательной задачи. Здесь большое значение приобретает сформированность критериев, эта­лонов самооценки, на основе которых учащиеся реализуют соб­ственную контрольную функцию, воспринимают и осмысливают контролирующее воздействие учителя.

В контрольном компоненте деятельности учителя на примере наиболее опытных учителей физического воспитания выделены его элементы. В их числе гностический (познание учителем проблем те­ории и практики контроля в преподавании дисциплины, его мето­дов, средств, способов получения и регистрации контрольной ин­формации, анализа, обсуждения и оценки данного материала). Очень важным для учителя считаем знание им места и значения контроля в процессе обучения и управления им, его особенностей на разных этапах обучения и уровня управления им.

1 Амонашвили Ш.А. — С. 45.

9 Железняк 241


Проектировочный компонент в структуре контроля и уровень его сформированности позволяют правильно определить и конк­ретизировать цель и задачи контроля, выбрать адекватные мето­ды, средства, формы его организации, время проведения. Иными словами, уровень сформированности данного компонента помо­гает оптимально планировать, когда и для чего необходим конт­роль, какие методы и средства для этого нужны, в каких формах его можно реализовать.

Организационный компонент призван обеспечить реализацию контроля учителем.

Оценочный компонент — позволяет педагогу обобщить мате­риал, полученный в результате контроля, выявить позитивные и негативные проявления в ходе обучения, правильно опреде­лить направления основных и второстепенных усилий, чтобы придать объекту управления необходимую и своевременную ориентацию.

Регулировочный компонент дает возможность правильно оце­нить достигнутое и обосновать рекомендации для коррекции процесса обучения, чтобы были достигнуты его общественные цели и задачи в данном (конкретно управляемом) цикле обу­чения.

В теории и методике преподавания предмета «Физическая куль­тура» в целях контроля ведутся учет успешности усвоения учащи­мися учебного материала программы (успеваемости), контрольные срезы сформированности основных двигательных умений и навы­ков, системы знаний, контрольные испытания в тестах, характе­ризующих уровень двигательной подготовленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.