КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесса. Л. Контроль в технологии учебно-воспитательного
Л. Контроль в технологии учебно-воспитательного НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ Контрольная деятельность учителя физической культуры выступает как элемент, который в совокупности с другими (целе-полагание, отбор и обоснование оптимального содержания обучения, форм его организации и методов реализации; программирование дидактических процессов; непосредственное дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся) составляет технологию учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Функции контроля заключаются в определении соответствия учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам. Благодаря наличию в структуре педагогической технологии такого компонента учитель имеет возможность получить конкретную информацию о том, насколько реальный учебно-воспитательный процесс соответствует запланированному. Отсюда цель контроля — получение конкретной информации, которая характеризует признаки конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса, определение типичных и индивидуальных затруднений учащихся в усвоении конкретного учебного материала и подготовку рекомендаций по устранению негативных тенденций в дидактическом взаимодействии учителя и учащихся. Вместе с тем контрольно-коррек-ционный компонент должен быть элементом и учебной деятельности школьника. В противном случае контрольная функция преподавателя может быть воспринята учеником как проявление его воли, его единоличного мнения. Учащиеся могут воспринимать смысл двигательной задачи, если учителю удается предложить соответствующую мотивацию и создать позитивное отношение к уроку в целом, к усвоению изучаемого на данном уроке двигательного действия. При этом у учащихся важно сформировать наряду с умением воспринимать словесные воздействия, наблюдать за наглядными воздействиями умение контролировать качество выполнения физического упражнения, оценивать результаты своей учебной деятельности. Таким образом, контрольно-коррекционная составляющая деятельности преподавания и учения представляет собой компонент их структуры. В подструктуре данного компонента выделяются следующие элементы его содержания: а) деятельность учителя. Цели: контроль, подготовка дидакти б) деятельность учащихся. Понимание необходимости конт Учащиеся должны понимать не только важность контроля, но и критерии оценки их знаний, умений, навыков, достижений. Если контрольная функция будет представлена лишь как нечто, присущее учителю, то деятельность учения в связи с отсутствием в ее структуре этого важного компонента окажется лишенной внутренней направляющей и мотивирующей основы. «Оценка и отметка педагога теряют для ученика содержательный смысл. Это происходит по той простой причине, что вместе с компонентами контроля и оценки он оказался лишенным и критериев и эталонов, по которым учитель ведет контроль и высказывает оценочные суждения»1. Отсюда становится очевидным важность формирования у школьников собственных критериев и эталонов оценки техники выполнения двигательных действий, а также нормативов и требований при выполнении ими контрольных тестов и других физических упражнений. Оценивая технику выполнения двигательных действий, учитель системно передает учащимся знания об эталонах и способах оценки результатов их учебной деятельности. До сформированности данного элемента учебной деятельности решающее значение имеет доверие школьника к педагогу. «В дальнейшем, по мере того как школьник овладевает теми или иными группами эталонов, педагог все больше опирается на них, ' Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М., 1984. — С. 39. вынося оценочные суждения, и одновременно помогает ребенку самому корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Завершающей стадией может быть такая готовность школьника, когда он владеет этими эталонами и способами оперирования ими и может в полной мере включать это умение в учебно-познавательную деятельность, превращая ее тем самым в самостоятельную» '. Такими критериями на уроках физической культуры могут быть отдельные показатели временных, пространственных и динамических характеристик техники изучаемого двигательного действия. Параметры должны быть подобраны так, чтобы учащиеся прочувствовали их. К примеру, внешние ориентиры, некоторые также поддающиеся восприятию учащимися кинестетические чувства, результаты физических упражнений (количество повторений, меры массы: кг, т, ц, времени: мин, с, пространства: м, км). Обоюдное понимание учителем и учащимися различных сигналов, поступающих из внутренней (для учащихся) или внешней среды и воспринимаемых ими по каналам обратной связи, в качестве носителей контролирующей информации о ходе решения двигательной задачи позволило бы обеим сторонам, участвующим в контрольной деятельности, реализовать данную функцию в виде кратких указаний («да», «нет»; «больше», «меньше»; «выше», «ниже»; «резче», «медленнее»; «сильнее», «слабее» и т.д.). Особенно важна срочная контрольно-корректировочная информация, основанная на обоюдных оценочных суждениях и критериях оценки на этапах закрепления двигательного навыка и формирования умения применить знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой. На этих этапах большое место занимает повторное выполнение изучаемых двигательных действий, учебная деятельность связана с взаимо- и самоанализом правильности решения двигательной задачи. Здесь большое значение приобретает сформированность критериев, эталонов самооценки, на основе которых учащиеся реализуют собственную контрольную функцию, воспринимают и осмысливают контролирующее воздействие учителя. В контрольном компоненте деятельности учителя на примере наиболее опытных учителей физического воспитания выделены его элементы. В их числе гностический (познание учителем проблем теории и практики контроля в преподавании дисциплины, его методов, средств, способов получения и регистрации контрольной информации, анализа, обсуждения и оценки данного материала). Очень важным для учителя считаем знание им места и значения контроля в процессе обучения и управления им, его особенностей на разных этапах обучения и уровня управления им. 1 Амонашвили Ш.А. — С. 45. 9 Железняк 241 Проектировочный компонент в структуре контроля и уровень его сформированности позволяют правильно определить и конкретизировать цель и задачи контроля, выбрать адекватные методы, средства, формы его организации, время проведения. Иными словами, уровень сформированности данного компонента помогает оптимально планировать, когда и для чего необходим контроль, какие методы и средства для этого нужны, в каких формах его можно реализовать. Организационный компонент призван обеспечить реализацию контроля учителем. Оценочный компонент — позволяет педагогу обобщить материал, полученный в результате контроля, выявить позитивные и негативные проявления в ходе обучения, правильно определить направления основных и второстепенных усилий, чтобы придать объекту управления необходимую и своевременную ориентацию. Регулировочный компонент дает возможность правильно оценить достигнутое и обосновать рекомендации для коррекции процесса обучения, чтобы были достигнуты его общественные цели и задачи в данном (конкретно управляемом) цикле обучения. В теории и методике преподавания предмета «Физическая культура» в целях контроля ведутся учет успешности усвоения учащимися учебного материала программы (успеваемости), контрольные срезы сформированности основных двигательных умений и навыков, системы знаний, контрольные испытания в тестах, характеризующих уровень двигательной подготовленности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |