Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка учителя к уроку физической культуры





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Сущность операционно-деятельностного компонента сводится к подготовке к уроку физической культуры, содержание которого соответствует предыдущим компонентам — целеполаганию и про­граммированию.

Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, состав­ляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости под­готовки к уроку не дискутируется.

Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хороше­му уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специ­алистов по теории и практике школьного урока физической куль­туры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифициро­ванные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Дей­ствительно, систематическая подготовка к уроку — одновремен­но одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.

Специалисты по вопросам теории и практики урока выделя­ют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку.

Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготов­ки учителя к уроку по данной дисциплине, предварительная ра­бота включает сложную деятельность учителя, о которой гово­рилось ранее.

1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М., 1989. -С. 25-27.


Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя со­ставляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текуще­го учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выя­вить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физ­культурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприя­тиям и др.



Полезной информацией располагают учитель, который рабо­тал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный ак­тив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвое­ние программного материала в будущем году.

Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их при­чины. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного про­цесса по физической культуре в новом учебном году.

Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок.

После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необхо­димо подготовить:

а) себя к работе;

б) актив класса;

в) место для проведения занятия;

г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д.
Подготовка (проектирование) содержания урока начинается с

обоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитатель­ных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкрети­зации образовательных (дидактических) целей и задач.

Приводим примеры их конкретизации для педагога (но не для учащихся, для которых эти цели и задачи должны формулиро­ваться более доступно). Например, задачи при обучении тех­нике бега:

- сформировать представление о беге с высокого (или низко­го) старта;

- научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т.д.;

- научить правильным положениям туловища или головы в беге;


- научить правильной постановке стопы.

Если в следующем классе также предстоит обучать технике бега, более сложной ее разновидности, то здесь формулируются иные образовательные задачи:

- научить сохранять правильную осанку в беге, ставить ногу с передней части стопы;

- учить быстро и плавно увеличивать скорость движения в стар­товом разгоне.

При обучении т е х н и к е прыжка в длину с разбега:

- научить разбегу в 4 шага, с попаданием толчковой ноги в зону отталкивания;

- научить сочетанию отталкивания с высоким выносом впе­ред—вверх бедра маховой ноги;

- научить удачному попаданию на брусок толчковой ногой с 5 шагов разбега и т. д.

Конкретная формулировка образовательной задачи позволит более глубоко разработать содержание урока: подобрать рацио­нальные виды деятельности учителя, задания-задачи для учащих­ся, разновидности методов (словесный и наглядности), обеспе­чить их единство и взаимосвязь.

В соответствии с намеченными целью и задачами урока под­бираются действия, формы организации деятельности учащих­ся, устанавливается их взаимосвязь с деятельностью педагога,'* уточняются типичные для данного этапа обучения и конкретно­го двигательного действия затруднения занимающихся, их при­чины, меры профилактики возможных ошибок, пути исправ­ления.

Для этой цели широко используются так называемые картоте­ки физических упражнений. Особенно помогает картотека при подборе средств для вводной части и начала основной части уро­ка: общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп; подводящие и подготовительные уп­ражнения, связанные с содержанием основной части.

Наиболее рационален вариант, когда один и тот же комплекс общеразвивающих упражнений выполняется на 2 — 3 уроках, если он состоит из 6 —8 упражнений; на 4—5 уроках, если в комплек­се их 12—13. Логично, когда вначале проектируется, моделирует­ся основная часть урока, а затем вводная и заключительная.

При подготовке к уроку педагог должен обратить внимание на свою речевую и двигательную подготовленность. Заранее должны быть продуманы разновидности словесного метода (рассказ или беседа), чтобы заинтересовать школьников и добиться сознатель­ного отношения к выполнению цели урока; сформулированы пред­ложения, с помощью которых учащимся будет сообщена цель (за­дачи) урока; подготовлено грамотное, доходчивое объяснение тех­ники выполнения физического упражнения. В плане (плане-конс-




пекте, конспекте) должны быть отмечены возможные ошибки при выполнении физического упражнения на всех этапах усвоения тех­ники. Такие ошибки и затруднения изучены, обобщены и описа­ны в методических пособиях.

Во взаимосвязи, а не рядоположенно с возможными ошибка­ми в поурочном плане должны быть указаны средства и методы профилактики возможных неточностей, искажений изучаемой техники.

Педагогу полезно проверить себя в подаче (произношении) команд, заранее сформулировать определения, указания, реко­мендации, которые должны быть восприняты и осознаны учащи­мися, форму вводной беседы, описания игры; определить инто­нации, смысловые акценты; продумать другие речевые приемы, связанные с использованием словесных методов.

Для учителя физического воспитания важно иметь требуемый уровень двигательной подготовленности. Немаловажное значение имеет внешний облик (одежда, манера держаться, умение пользо­ваться жестами и др.).

Подготовка актива класса, на который можно опираться в организации различных видов учебной деятельности, заключа­ется в их инструктивно-методическом просвещении. Учащиеся должны знать назначение различных физических упражнений, ошибки и уметь их подмечать; уметь устранять ошибки, оказы­вать помощь и поддержку одноклассникам при выполнении ими двигательных действий, страховать, судить подвижные и спортив­ные игры. Такой подготовке следует придавать опережающий ха­рактер, т.е. актив класса должен состоять из учащихся, успешно усваивающих программный материал по физической культуре, отличающихся дисциплинированностью и способных поддержать ее в классе.

Важное место в подготовке к уроку занимает дозировка объема и интенсивности физической нагрузки, отчего зависит и диффе­ренцированный подход к учащимся по результатам углубленного медицинского осмотра, контрольным испытаниям двигательной подготовленности и итогам текущего учета успеваемости. Напри­мер, при обучении лазанью по канату кроме основного упражне­ния намечаются: вис на качающемся канате с последующим при­землением в пределах отметки на гимнастическом мате или пры­жок через гимнастического коня из виса на качающемся канате и т.д. Это рассчитано на сильных учащихся. Для менее подготовлен­ных предлагаются относительно простые по координационной сложности и проявлению физических качеств упражнения.

В поурочном плане должно быть предусмотрено, когда из об­щей работы исключаются учащиеся со слабым уровнем физиче­ской подготовленности и какая дополнительная физическая на­грузка предусматривается для выполнения сильными.


Намечается, когда пройдет предварительная подготовка к ус­воению сложных двигательных действий, обучение которым пред­стоит через 4 — 8 уроков. Эта работа начинается с подбора обще­подготовительных, специальных упражнений, а за 3 — 4 урока — с подводящих упражнений.

Например, прежде чем приступить к разучиванию техники опорного прыжка, в вводную часть предшествующих уроков вклю­чают упражнения на преодоление прыжком препятствий различ­ной высоты, постепенно увеличиваемой (гимнастические ска­мейки, гимнастическое бревно). Учитель определяет, какие тех­нические средства обучения он будет использовать. В вводной ча­сти может быть применено музыкальное сопровождение (магни­тофоны, радиолы). На магнитную пленку можно записать музы­ку, команды, методические указания. Это позволяет учителю кон­тролировать качество выполнения общеразвивающих упражне­ний.

У творчески работающих учителей физической культуры спортивные залы оборудованы проекционной аппаратурой для изучения техники наиболее сложных упражнений. Воссоздавая самые трудные фазы упражнений, можно облегчить их зритель­ное восприятие, осознание, чтобы сформировать точную схему двигательного образа.

Эти и другие возможности (магнитная доска для воспроизве­дения размещения игроков на футбольном поле, баскетбольной, волейбольной и гандбольной площадках, их тактических комби­наций, которые активизируют познавательную деятельность школьников) должны быть отражены в поурочном плане.

Полезным может быть и такой опыт учителей, когда для боль­шей наглядности и формирования навыков самостоятельной ра­боты используются карточки.

На плотном листе бумаги размером с обычный машинопис­ный лист схематически изображается разучиваемое на данном уроке двигательное действие, а под ним — подготовительные и подво­дящие упражнения. Это своеобразные задания. Каждое задание пронумеровано. Учитель указывает в поурочном плане номер за­дания и время его выполнения, а на уроке он называет номер задания, и ученики начинают его самостоятельно выполнять при взаимопомощи, страховке и контроле. После определенного ко­личества повторений учащимся предлагается выполнить упраж­нение в целом, сверяя правильность друг у друга по рисунку на картинке.

Рисунки может сделать учитель, если владеет навыками гра­фического изображения движений. Еще проще найти нужную схему в книгах и перефотографировать ее, например в школьном фото­кружке. Карточки готовят по темам «Бег», «Прыжки», «Метания», «Акробатика», «Висы», «Упоры».


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы место и функции непосредственного дидактического взаи­модействия в структуре технологии учебно-воспитательного процесса?

2. В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятель-ностей учителя и учащихся в компоненте непосредственного дидакти­ческого взаимодействия?

3. Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учи­теля и учащихся в преподавании и учении по физической культуре.

4. Каковы сущность и содержание подготовки учителя к уроку? Назо­вите этапы подготовки и дайте их характеристику.

5. Как формулируется цель урока?

6. Определите взаимосвязь целей и задач урока при подготовке учите­ля к уроку.


ГЛАВА 15

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5881; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.