Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия права»: история и современность 3 страница




В связи с распространенными в западной литературе оценками гегелевской позиции как тоталитарной следует отметить, что обоснованный философом своеобразный пра­вовой этатизм является противоположностью ошибочно и тенденциозно приписываемому ему тоталитаризму[61]. В гегелевском этатизме правомерно видеть не идеологи­ческую подготовку тоталитаризма, а авторитетное фило­софское предупреждение о его опасностях. Ведь тотали­таризм XX в., рассмотренный с позиций гегелевской фило­софии государства и права,— это антиправовая и антиго­сударственная форма организации политической власти,

[30]

модернизированный деспотизм. Осмысление гегелевской концепции государства в контексте опыта и знанийXX в.о тоталитаризме позволяет понять взаимоисключающую противоположность государственности и тоталитаризма. В этом смысле можно уверенно сказать: этатизм против тоталитаризма[62]. Такая позиция не отрицает недостатки гегелевского этатизма: возвышение государства над инди­видами и обществом в целом, отрицание либеральной кон­цепции автономии личности. Однако с точки зрения идей правовой государственности существенно отметить то, что принцип суверенности государства, признаваемый гегелев­ским и иным этатизмом, является по существу одновре­менно и правовым требованием, необходимым условием для любой концепции и практики существования права и правового государства. Тоталитаризм же во всех его вариантах и проявлениях — это как раз отрицание данного принципа суверенности государства, подмена государст­венных форм и необходимо связанных с ними правовых норм, процедур иными, экстраординарными, опирающи­мися на прямое насилие или угрозу его применения властными структурами, институтами, нормами. Свою неполноценность тоталитаризм как узурпация, подмена и извращение суверенной государственной власти компенсаторно прикрывает выхолощенными, по преимуществу вер­бальными конструкциями и формами, имитирующими государственно-правовой порядок. Но эта внешняя государ­ственно-правовая атрибутика (все эти традиционные госу­дарственные названия властно-приказных учреждений юридические наименования произвольных принудитель­ных актов) не меняет сути дела — принципиальной несов­местимости тоталитаризма с началами права, с идеей и практикой государственного суверенитета, а тем самым и с этатизмом. И именно тоталитаризм, а не этатизм, как нередко ошибочно считают, является радикальным отри­цанием прав и свобод личности, независимости и само­стоятельности гражданского общества, которое в условиях тоталитаризма полностью политизируется и идеологизи­руется, лишается самостоятельности, разрушается и «по­глощается» тоталитарной системой.

Согласно гегелевской диалектике понятия права, дви­жению от абстрактных форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое идеальное вы-

[31]

ражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное про­явление тех или иных моментов органической нравствен­ной целостности.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия, как подчеркивали осново­положники марксизма, давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических, оппозиционных воззрений. Это было наглядно продемонст­рировано в последующей истории гегельянства и трактовок гегелевской философии права с различных идейно-теорети­ческих позиций[63].

* * *

Выдающаяся роль, которую сыграла «Философия пра­ва» (вместе со всей гегелевской философией) в процессе формирования и эволюции взглядов К. Маркса и Ф. Эн­гельса в начале их творческого пути, а также в процессе становления и развития марксизма, содержательное бо­гатство этого произведения обусловили интерес к нему советских исследователей на протяжении многих десяти­летий.

В 20-е годы при освещении гегелевской тематики в со­ветской печати главное внимание уделялось уяснению роли гегелевской философии как одного из теоретических источ-

[32]

ников марксизма, отношению Маркса, Энгельса и Ленина к учению Гегеля, Сопоставлению идеалистической и ма­териалистической диалектики[64]. Изучая Гегеля, исследо­ватели касались также ряда вопросов идеологического, политико-правового характера, таких, например, как социально-классовые корни, идеологический характер и политическое содержание гегелевской философии, смысл идейно-теоретической борьбы между Представителями марксистского подхода к Гегелю и неогегельянцами.

В плане изучения и анализа политико-правовых про­изведений Гегеля, и прежде всего его «Философии права», большое значение имело то обстоятельство, что уже в 20-е годы ряд исследователей обращают внимание не только на негативные моменты философии права Гегеля, но и на исторически прогрессивные аспекты гегелевского учения об обществе, государстве и праве, на роль и значение геге­левской диалектики общественно-политической жизни в процессе генезиса историко-материалистического подхода к данной проблематике.

Следует при этом иметь в виду, что многие исследова­тели (и не только в 20-е, но также и в 30—40-е годы), положительно оценивая некоторые моменты гегелевского диалектического метода, его «рациональное зерно» и резко критикуя его систему, в тех редких случаях, когда они обра­щались к «Философии права» или вообще к политической и правовой теории Гегеля, трактовали их преимущественно как лишенное диалектичности концентрированное выра­жение негативных черт гегелевской системы.

При таком механистическом разделении и противопо­ставлении метода и системы политико-правовое учение Гегеля автоматически оказывалось частью «реакционной» системы, противостоящей «прогрессивному» методу. Оче­видно, что лишь после преодоления таких односторонних и механистических представлений о соотношении метода и системы в философии Гегеля можно было верно оценить характер и содержание его философии права, уяснить свое­образие гегелевской диалектики социально-политических явлений, познать специфику диалектики в «Философии права» по сравнению с диалектикой в «Науке логи­ки» и т. п.

[33]

Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в 20-е годы. Так, А. М. Деборин, отмечая, что Гегель поль­зовался диалектическим методом не только при анализе общефилософских проблем, но и в своей социальной фило­софии, писал: «...не только метод Гегеля, но и определен­ные, необходимо связанные с методом результаты его исследования в области общественных наук не прошли бес­следно для Маркса»[65]. При этом Деборин имел в виду, в частности, высокую оценку Марксом гегелевской «Фило­софии права», роль данного произведения в процессе фор­мирования политико-правовых взглядов Маркса.

Другой исследователь тех лет, К. Милонов, критикуя нигилистическое отношение к учению Гегеля, наряду с «политической реакционностью» его подчеркивал, что Ге­гель «учит диалектике общественной жизни... И именно марксисты должны показать, что Гегель, несмотря на весь свой идеализм, значительно ближе нам, чем любому оттенку политического, философского и всякого прочего мракобесия»[66]. Милонов акцентировал вни­мание, в частности, на том, что исследование проблем гегелевской диалектики общественной жизни существенно необходимо для глубокого изучения и понимания взглядов В. И. Ленина, в том числе на политику.

Интерес к гегелевскому политическому учению в его соотношении с марксистской теорией государства и права заметно оживился в связи с опубликованием в 1927 г, впервые на языке оригинала рукописи К. Маркса «К кри­тике гегелевской философии права» под редакцией и с пре­дисловием Д. Б. Рязанова. Политико-правовые аспекты этой работы были обстоятельно освещены И. П. Разумов­ским[67]. В поле его внимания как проблемы оценки самой гегелевской философии права (ее диалектическая методо­логия, буржуазный социально-классовый характер, черты

[34]

компромисса нового со старым в системе гегелевских по­литических воззрений), так и обширная тема генезиса марксистского учения о государстве и праве (роль и место гегелевской философии права в процессе этого генезиса, сопоставление философских и политических взглядов мо­лодого Маркса, Гегеля и Фейербаха).

Специально этой теме была посвящена и статья А. Ма­карова[68]. Раскрывая значение критики Марксом гегелев­ской «Философии права» в качестве важного этапа форми­рования диалектико-материалистического учения о госу­дарстве и праве, Макаров писал, что это произведение Геге­ля было закономерным итогом его теоретической деятель­ности в качестве идеолога немецкой буржуазии и представ­ляет собой вершину домарксовой социологии и буржуаз­ной государственно-правовой теории.

Большая серия журнальных публикаций в начале 30-х годов была приурочена к 100-летию со дня смерти Гегеля[69]. Положительные оценки революционных черт диалектического метода Гегеля сочетаются в этих статьях с резкой критикой его политической доктрины и государст­венно-правовых взглядов. Подчеркивая буржуазный ха­рактер гегелевского политического учения, их авторы (Ф. Горохов, В. Ральцевич) в то же время в других своих оценках этого учения упускали из виду, что философское обоснование и отстаивание Гегелем буржуазного учения о государстве и праве (при всей его половинчатости и компромиссности) в условиях современной философу полуфеодальной Германии было по существу исторически прогрессивным, а не реакционным явлением, отвечало требованиям буржуазного преобразования существовав­ших общественно-политических порядков, отвергало, а не освящало феодальную государственность. Отсюда, в частности, ряд противоречивых суждений этих авторов о политическом характере гегелевского учения.

Специально анализу политико-правовых взглядов Геге­ля была в это время посвящена статья Е. Б. Пашуканиса[70].

[35]

Расценивая гегелевскую государственно-правовую теорию в качестве вершины буржуазной политической мысли, он отмечает у Гегеля не только обожествление государства, но и глубокое учение о гражданском обществе, о буржуаз­ных правах и свободах.

В своем анализе ряда историко-диалектических поло­жений «Философии права» (в частности, § 185, где речь идет о внутренних противоречиях гражданского общества). Пашуканис отмечает «зачатки материалистического уче­ния о государстве» у Гегеля, говорит о том, что «классовая теория государства уже стоит на пороге»[71]. Эти характе­ристики представляли собой конкретизацию применитель­но к гегелевской философии права известного ленинского положения о наличии в философии Гегеля зачатков исто­рического материализма.

Большое внимание в 20—30-е годы уделялось неоге­гельянским интерпретациям учения Гегеля. Этой пробле­матике была специально посвящена книга М. Аржанова[72]. Критикуя воззрения ведущих неогегельянцев (И. Пленге, Г. Лассона, Ю. Биндера, Э. Гирша, Д. Джентиле и др.), М. Аржанов, кроме того, предпринял попытку проследить некоторые важные вехи становления и укрепления тради­ций реакционных и милитаристских интерпретаций геге­левской философии права в литературе XIX и началаXX в.Следует вместе с тем отметить, что и в книге Аржанова, и в большинстве журнальных публикаций 20—40-х годов в ходе критики социально-политических идей неогегельян­ства зачастую не проводится необходимая, принципиаль­ная и последовательная дифференциация между положе­ниями собственно гегелевской «Философии права» (о соот­ношении силы и права, роли государства, войне и между­народном праве, нациях и др.) и их неогегельянскими интерпретациями.

С более верных позиций оценка учения Гегеля в 30— 40-е годы была дана М. Каммари и В. Ф. Асмусом[73].

Большим событием в истории нашего гегелеведения стало издание в 1934 г. «Философии права» на русском

[36]

языке[74]. В «Предисловии» Института философии Комакадемии «Философия права» характеризовалась как одно из важнейших сочинений Гегеля, изучение и исследование которого необходимо для лучшего понимания сильных и слабых сторон его по существу буржуазной политико-правовой доктрины, глубокого освещения генезиса мате­риалистической диалектики, диалектико-материалистического учения об обществе, государстве и праве, аргументи­рованной критики политической идеологии неогегельян­ства.

В этом «Предисловии» содержалось и положение о том, что изучение «Философии права» будет способствовать «более глубокому пониманию философии марксизма, кото­рая имеет одним из своих истоков гегелевскую философию, составной частью которой является «Философия права»»[75]. Данное положение обосновывалось и в статьях Л. Германа.

С критикой такого подхода выступил М. Аржанов, по­лагавший, что указанный тезис «затушевывает принци­пиально различное отношение Маркса — Энгельса, марк­сизма-ленинизма к методу и системе гегелевской фило­софии», поскольку «в действительности Маркс воспринял диалектический метод Гегеля, материалистически его пере­работав, преодолев и отвергнув гегелевскую систему, в ча­стности и в особенности его систему взглядов на право и государство»[76].

В подходе Аржанова, ставившем под сомнение наличие диалектики в «Философии права», рельефно отразился факт недостаточной разработанности в гегелеведении тех лет таких проблем, как соотношение метода и системы при­менительно к политико-правовым произведениям Гегеля, их место и роль в его совокупном творчестве, их значение в процессе формирования философских и политических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Этим, в частности, обусловлены имевшие тогда место (и не только у М. Аржа­нова) преувеличения «реакционности» «Философии права»,

[37]

суждения о том, что в «Философии права» «больше всего слабых, отрицательных сторон от системы» и что именно в ней нашли «свое наиболее яркое, резкое, сгущенное отра­жение и воплощение консервативные, реакционные отри­цательные стороны гегелевской философии»[77].

Следует отметить, что в статье Аржанова наряду с таки­ми общими отрицательными оценками содержались указа­ния и на прогрессивные моменты гегелевской философии права (постановка вопроса об объективной закономерности общественных явлений и их взаимосвязи, учение об аб­страктном праве и гражданском обществе). В целом геге­левская концепция государства расценивалась им в каче­стве буржуазной — «не буржуазно-демократической, а буржуазно-юнкерской»; Гегель же характеризовался в ка­честве философа прусского пути капиталистического пре­образования Германии[78].

Более последовательно буржуазный смысл гегелевской философии права отстаивался в упомянутой статье М. Каммари, в которой подчеркивалась необходимость конкретно-исторического подхода к политическому учению Гегеля (учет социально-классовой, политической и идеологиче­ской обстановки в тогдашней Германии, ее внутреннего и внешнего положения и т. п.). От распространенных в то время представлений о Гегеле как апологете войны, шовинисте выгодно отличается анализ гегелевских суждений о войне и нации (требование Гегелем «правовой основы» для применения силы, признание им принципов и норм международного права, выступление против антисемитиз­ма), данный М. Каммари.

В самом начале 40-х годов Гегель характеризовался в качестве прогрессивного буржуазного идеолога, отвергав­шего феодальный строй и философски обосновывавшего разумность буржуазного общества и государства[79]. Однако вскоре в связи с критикой выпущенного в 1943 г. Инсти­тутом философии АН СССР III тома «Истории философии» было, в частности, отмечено, что в III томе «не подвергну -

[38]

ты критике такие реакционные социально-политические идеи немецкой философии, как восхваление прусского мо­нархического государства, возвеличение немцев как «из­бранного» народа, пренебрежительное отношение к сла­вянским народам, апологетика войны, оправдание коло­ниальной, захватнической политики и т. д.». Отмечалось также, что «авторы III тома необоснованно приписывают Гегелю распространение диалектики на общественную жизнь»[80].

Но и в это время Гегель продолжает рассматриваться в качестве буржуазного идеолога. Несколько позже, в ходе обсуждения в 1947 г. работы Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», вся классическая немец­кая философия стала характеризоваться как «аристокра­тическая реакция на французскую революцию и фран­цузский материализм»[81].

По смыслу этого тезиса представители немецкой клас­сической философии (Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель) оказывались не буржуазными, а феодальными, дворянски­ми идеологами. Ввиду фактической ошибочности такой оценки на дискуссии наряду с теми, кто прямо отстаивал тезис об «аристократической реакции», выступили фило­софы М. Д. Каммари, Б. М. Кедров, Б. А. Чагин, Я. А. Мильнер, О. Л. Резников и др., которые предприняли попытку согласовать данный тезис с оценкой представителей клас­сической немецкой философии как буржуазных, а не фео­дально-дворянских идеологов.

Тезис об «аристократической реакции» имел широкое хождение в литературе конца 40-х и первой половины 50-х годов и отрицательно сказался на исследованиях исто­рии философской и политической мысли вообще, гегелев­ской «Философии права» в частности.

В 1947 г. вышла в свет работа А. А. Пионтковского «Уголовно-правовая теория Гегеля в связи с его учением о праве и государстве». Хотя это произведение, естествен­но, не свободно от ряда распространенных в те годы одно­сторонних и ошибочных положений (о гегелевском учении как «аристократической реакции», апологии войны и коло­ниальной политики, о политической реакционности и

[39]

контрреволюционной сущности воззрений Гегеля и т. п.), однако ценная сторона его состояла в содержательном анализе действительных проблем гегелевской философии права в их конкретно-исторической перспективе.

Во второй половине 50-х годов появляется ряд публика­ций, в которых были подвергнуты критике имевшие место ранее ошибки и недостатки при освещении взглядов клас­сиков немецкой философии, в том числе Гегеля[82].

Критика и преодоление ошибочной формулы об «ари­стократической реакции», неверной по существу и вредной как общеобязательная установка, благотворно сказались на всем советском гегелеведении и позволили от абстракт­ных оценок и характеристик, не опиравшихся на конкрет­ный содержательный анализ учения Гегеля, перейти к соб­ственно исследовательской работе в данной предметной области.

Для современных исследований характерны углублен­ный интерес к методологическим проблемам философии Гегеля, тесная связь с актуальной тематикой современ­ной философии и юриспруденции, с реальными социально-политическими и идеологическими явлениями современно­сти. Заметный рост удельного веса проблематики полити­ко-правового характера во всем современном мировом геге­леведении стимулировал как развитие юридического гегелеведения, так и усиление внимания советских философов к политическим, правовым, этическим аспектам гегелев­ского учения[83].

[40]

В советской научной литературе в последние десяти­летия ставились вопросы политической характеристики гегелевского учения, его формирования и развития, про­водился анализ соотношения философии права Гегеля с марксистской теорией государства и права, исследовался ряд кардинальных в методологическом и идейно-по­литическом плане гегелевских концепций (личность и го­сударство, общество и государство, диалектика права и по­литики, конституционализм, разделение властей и право­вое государство, воля и право, свобода — право — закон, мораль — нравственность — право, война и мир), а также освещалась специфика места и роли гегелевской фило­софии в истории политических и правовых учений, прово­дился критический разбор истории гегельянства и совре­менного состояния западного гегелеведения и т. д.[84]

Значительную роль в обогащении источниковой основы исследований философско-правовых воззрений Гегеля сыг­рали перевод и издание на русском языке ряда политико-правовых работ Гегеля[85].

Некоторые совместные исследования и публикации, охватывающие проблематику философско-правового ха­рактера, были осуществлены гегелеведами СССР и ГДР[86].

Издание «Философии права» Гегеля, перевод и публи­кация новых источников впервые на русском языке по геге-

[41]

левской философии государства и права не только будут содействовать углублению научных разработок политико-правовых аспектов творческого наследия великого немец­кого мыслителя-диалектика, но и, несомненно, окажут бла­готворное воздействие и на современные исследования в области философии права, теории государства и права, политологии, общей и правовой социологии, этики и ряда других научных дисциплин.

Гегель в Предисловии к «Философии права», говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омоло­дить некую устаревшую форму жизни, уходящую в про­шлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением суме­рек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов, приоб­ретая все новый и новый облик. Галерея этих обликов об­ширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права — в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью — продолжается.

* * *

Настоящее издание помимо текста первого русского издания (старый перевод в необходимых случаях уточнен и обновлен) включает в себя также новый материал — «Приложение (новые источники по «Философии права»)», впервые публикуемое на русском языке.

Новый материал составляет около трети объема первого русского издания. Он состоит из заметок самого Гегеля и фрагментов лекционных записей его студентов (К. Грисхайма, К. Гомайера, Г. Гото, Д. Штрауса и др.). Эти новые материалы даны в виде отдельного раздела — «Приложе­ния», чтобы не нарушать ставшую привычной для читателя структуру текста первого русского издания (как, впрочем, и многих зарубежных изданий) «Философии права». Та­ким образом, в настоящем издании общий корпус гегелев­ской «Философии права» включает в себя все структурные части текста издания 1934 г.: 1) Основной текст соответ­ствующих параграфов «Философии права», 2) Примеча­ния, 3) Прибавления и Приложение (новые источники по «Философии права»).

Новые материалы, даже в том ограниченном объеме,

[42]

в каком они представлены в настоящем издании, в целом значительно обогащают наши представления о содержании гегелевской философии общества, государства и права, позволяют «заглянуть» в творческую лабораторию философско-правовой мысли Гегеля и проследить ряд аспектов в ее эволюции, дают возможность сопоставить положения цензурированной книги с более свободными формами вы­ражения авторской позиции (собственноручными заметка­ми, лекциями), помогают лучшему, более конкретному и точному пониманию социальных, политических и право­вых воззрений этого глубокого и сложного мыслителя. Перевод осуществлен с издания: Hegel G. W. F. Grundiinien der Philosophic des Rechts oder Naturrecht und Staats-wissenschaft im Grundrisse. Nach der Ausgabe von Eduard Hans herausgegeben und mit eine Anhang versehen von Hermann Klenner. Berlin, 1981.

В. С. Нерсесянц

 

[43]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.