Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Тема 7. Формы развития знания




Тема 1. Логика как наука

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема 7. Формы развития знания

Тема 6. Логические основы теории аргументации

Тема 5. Вопросно-ответная ситуация

Сущность и логическая структура вопроса. Понятие вопроса. Проблема, задача, предпосылки вопроса. Виды вопросов: по существу и не по существу темы, простой и сложный, уточняющий и восполняющий, корректный и некорректный. Правила постановки вопросов.

Сущность и виды ответов. Понятие ответа. Виды ответов: по существу и не по существу вопроса, прямой и косвенный, полный и частичный, краткий и развернутый, определенный и неопределенный. Правила постановки ответа.

 

Понятие аргументации. Аргументация и убеждения. Аргументация и доказательство.

Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое и косвенное доказательство. Виды косвенного доказательства: апагогическое (от противного) и разделительное.

Понятие критики и опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов, критика демонстрации. Стратегия и тактика аргументации и критики. Правила по отношению к критике.

Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения. Правила по отношению к тезису и антитезису. Возможные ошибки. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки. Правила демонстрации. Ошибки в демонстрации.

 

Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды вопросов. Предпосылки вопросов. Виды ответов на вопросы.

Виды решения проблем в рамках существующей теории: требующие модификации существующей теории; требующие создания новой теории.

Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Версия. Конкурирующие гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез.

Теория как система научных знаний. Виды научных теорий. Логически систематизированные теории. Аксиоматически построенные теории.


 

 

1. Предмет и значение логики.

2. Понятие логической формы и логического закона.

3. Логические законы.

4. Мышление и язык.

1. Предмет и значение логики. Термин «логика» (от греч. 1оgos – мысль, разум, закономерность) используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает абстрактное мышление, которое активно отражает действительность в опосредованных, обобщенных формах.

1.Понятие форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

2. Суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.

3. Умозаключение форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам выводится заключение.

2. Понятие логической формы и логического закона. Логической формой является строение мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру следующих суждений: «Некоторые страны – федеративные», «Некоторые слушатели суть первокурсники», «Некоторые правонарушения – преступления». Содержание у данных суждений различно, а форма одна и та же. Формула представленных суждений – «Некоторые S суть Р». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («Некоторые»). Два следующих условных (импликативных) суждения имеют одну и ту же форму: «Если хищение совершено тайно, то оно является кражей»; «Если курсант изучает логику, то он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений – «Если S есть Р, то S есть Р».

3. Логические законы – это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения.Основными логическими законами являются: законы тождества; противоречия; исключенного третьего; достаточного основания.

 

1. Закон тождества: любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Закон тождества требует однозначности, определенности мысли. Он выражает одно из важнейших требований логического мышления – определенность. При нарушении этого закона возможны следующие ошибки:

– подмена понятий. Например, «Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу»;

– двусмысленность, двойственность – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений. Например, «Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев».

 

2. Закон (не) противоречия: два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истинными, одно из них должно быть ложным. Закон раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Если по закону тождества требуется, чтобы мысль о не изменяющихся предметах оставалась равной самой себе, то закон противоречия запрещает считать ее той и не той одновременно: «А не может быть не А» (А не есть не А). Согласно этой норме мышления, в рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний относительно чего бы то ни было. Поэтому закон этот следовало бы назвать законом запрета противоречия, так как иначе может возникнуть обманчивое впечатление, будто в нем речь идет об оперировании противоречащими утверждениями, хотя закон их исключает, не допускает.

Логика различает два типа несовместимости мыслей:

– формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: «Следственный эксперимент идет» и «Следственный эксперимент не идет», где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание («не», «нет») другой;

– содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: «Цветок – роза» и «Цветок – ромашка».

Логического противоречия не будет если:

– утверждается принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицается принадлежность этому же предмету другого признака. Например: «Все свидетели прибыли на судебное заседание» и «Ни один свидетель не дал правдивых показаний»,

– речь идет о разных предметах. Например: «Гражданин К. совершил кражу» и «Гражданин Н. не совершал кражу»;

– утверждается и в то же самое время отрицается относительно одного предмета, но который рассматривается в разное время. Например, нет противоречия в суждениях, в которых утверждается, что подсудимый совершил угон автомобиля без насилия и с насилием, опасным для жизни потерпевшего, если речь идет о преступлениях, совершенных в разное время;

– один и тот же предмет рассматривается в разных отношениях. Например, совершение преступления неоднократно может рассматриваться как конструктивный признак конкретного состава преступления либо как обстоятельство, отягчающее наказание.

 

3. Закон исключенного третьего: два противоречащих высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них должно быть истинным, другое – ложным, третьего не дано. Например: «Решение суда основано на законе» или «Решение суда не основано на законе».

Условия, при которых действует закон:

– когда из двух противоречащих высказываний об одном и том же единичном предмете, взятом в определенном времени и отношении, одно отрицает то, что утверждается о другом. Например: «И. совершил тайное хищение чужого имущества» или «И. не совершил тайное хищение чужого имущества»;

– когда из двух противоречащих суждений одно отрицает то, что утверждается другим, и одновременно утверждает нечто новое. Например: «Если приговор оправдательный, значит, он не обвинительный». В данном высказывании третьего не дано, потому что суд другого решения вынести не может;

– когда из двух противоречащих высказываний одно утверждает что-либо относительно целого класса предметов, событий, взятого в определенном времени и отношении, а другое одновременно отрицает это же относительно некоторых предметов, явлений, событий данного класса. Например: «Все статьи гражданского права связаны с собственностью» или «Некоторые статьи гражданского права не связаны с собственностью»;

– когда из двух противоречащих суждений одно что-либо отрицает относительно всего класс предметов, явлений или свойств, а другое утверждает то же самое относительно некоторых предметов, явлений, событий того же класса. Например: «Ни одно преступление не является правомерным деянием» или «Некоторые преступления являются правомерными деяниями».

 

4. Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная, доказанная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Например: «Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого».

4. Мышление и язык. Мышление есть функция человеческого мозга. Оно неразрывно связано с языком. Функции естественного языка многочисленны и многогранны:

– язык позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

– языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций;

– язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки-признаки, или знаки-показатели (дым – признак огня, повышенная температура тела – признак болезни); знаки-сигналы (звонок – знак начала или окончания занятия); знаки-символы (дорожные знаки) и др. Для обозначения предметов служат имена.

Имена – это своеобразные «логические подлежащие» (их называют субъектными терминами) повествовательных предложений: они обозначают предметы нашей мысли, т.е. то, относительно чего в предложении что-либо утверждается или отрицается. Имена подразделяются на общие и единичные, описательные (сложные) и на неописательные (простые).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.