Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Общая характеристика понятия




Общая характеристика понятия

Тема 2. Понятие как форма мышления

Вопросы для повторения

1. В чем состоит специфика абстрактного мышления?

2. В чем состоит отличие формальной логики от диалектической?

3. Как, на Ваш взгляд, соотносятся логические формы и объективный мир?

4. Какие объективные тенденции отражают законы формальной логики?

5. Какие ошибки в мышлении возможны при неправильном применении формально-логических законов?

6. Как взаимосвязаны язык и мышление?


 

1. Специфика понятия как формы мышления.

2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий

3. Содержание понятия.

4. Виды объема понятия.

 

1. Специфика понятия как формы мышления.

Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их общих, существенных признаках.Следовательно, общими являются те признаки (свойства), которые присущи хотя бы нескольким предметам (явлениям, процессам). Существенным же признаком будет считаться тот, который отражает коренное свойство предмета и выражает внутреннюю закономерную связь его элементов. Все остальные признаки – несущественные. Таким образом, для образования понятия необходимо выделить общие, существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности, чтобы выявить его, используют следующие логические приемы:

– сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;

– анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков;

– синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;

– абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных);

– обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

Данный законустанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Например, объем понятия «демократическое государство» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «государство». При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго.

3. Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

По характеру объекта понятия могут быть конкретными, если мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, или абстрактными,еслимыслится признак предмета или отношение между предметами. К числу конкретных понятий относят, например, «правовое государство, «нападение на инкассаторов» и т.п. Примерами абстрактных понятий могут послужить такие, как «милосердие», «преступность», «законность», «равенство» и т.п.

По характеру признаков, входящих в содержание понятий, различают положительные и отрицательные понятия. В положительных понятиях признак выражает наличие у предметов какого-либо свойства или отношения. Например, «человек, совершивший кражу» (вор), «мужчина, состоящий в браке» (женатый человек). Отрицательные понятия выражают отсутствие какого-либо свойства или отношения у предметов. Таковыми являются понятия «беспутный (в смысле «непутевый») человек», «незаконная акция», «небьющаяся посуда» и т.д.

По структуре элементов понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. К ним можно отнести такие понятия, как «парламент», «толпа», «библиотека» и т.д. Несобирательным можно назвать понятие, элементы которого не представляют собой множества однородных предметов. Например, «преступление», «справедливость», «курсант» и т.д.

По содержанию понятия делятся набезотносительные и относительные. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.Относительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому. Например, «начальник» – «подчиненный», «получение взятки» – «дача взятки».

4. Виды объема понятия. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называетсяобъемом понятия.

По количественному признаку понятия могут быть общими, единичными. Понятие, в объеме которого мыслится множество элементов класса, называется общим. Такими понятиями будут: «власть», «правоохранительные органы», «совесть» и пр. Если понятие состоит из одного элемента, то оно называется единичным. Например, «Федеральная служба исполнения наказаний РФ», «Уголовный кодекс РФ».

По существованию элементов понятия могут быть пустыми (нулевыми). Понятие, которое не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым). Например, «вечный двигатель», «круглый квадрат», «русалка», «леший» и др.

По качеству элементов общие понятия могут бытьрегистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету. Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Например, «родственники потерпевшего Петрова», «свидетели по делу гражданина Иванова». Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называетсяне регистрирующим. Такие понятия имеют бесконечный объем. Например, «закон», «указ», «договор» т.д.

 

Структура логического анализа понятий

1. По характеру
объекта

 

2. По характеру
признаков

 

3. По структуре
элементов

 

4. По содержанию

 

 

5. По объему

 

 

6. По качеству
элементов

 

7. По существованию элементов

 

Практические задания

1. Укажите объем понятий: а) противоправное деяние;
б) конституционное право РФ; в) вечный двигатель; г) пособник преступления.

2. Определите содержание данных понятий: а) захват заложника;
б) истец; в) бескорыстие; г) теория государства и права.

3. Дайте полную логическую характеристику понятию по объему и содержанию: а) невменяемость; б) организатор преступления;
в) антифашист; г) Союз Советских Социалистических Республик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.