КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование на разных типах рынка
Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность. Рассмотрим характеристики отдельных типов рынков в зависимости от конкуренции и особенностей ценообразования на них. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, однородного товара (продукта). В определении цен имеется полная свобода конкуренции. Цены под воздействием спроса и предложения приближаются к единым ценам на конкретный товар в соответствующем месте и в фиксированный момент времени. Для каждого хозяйствующего субъекта цены заданы рынком, он приспосабливается к этим ценам и вынужден с ними считаться. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене. Продавцы не будут запрашивать цену и ниже рыночной цены, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Чем более совершенным является этот рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же временной момент покупатели платили за один и тот же товар одинаковую цену. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие такого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты в сущности одних и тех же товаров. Основным признаком рынка монополистической конкуренции является фирменная дифференциация товара (услуги), его специфика для некоторой части потребителей, которая обычно закрепляется патентом, лицензией, фирменной маркой и названием, своеобразием упаковки или тары. Особенность продукта может быть выделена специфическим качеством, формой, цветом или стилем. Так что предприятие имеет некоторую монополию при установлении цены на свой фирменный товар (услугу), ограниченной наличием конкурентных заменителей товара (услуги) других предприятий, представленных на рынке.
Олигополистический рынок является одним из самых распространенных структур рынка в современной экономике различных стран. Этот рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга и соответственно вынужденных считаться с реакцией своих конкурентов на рынке. Олигополия — это такой тип рынка, на котором: — несколько предприятий (примерно 7-10) обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть. Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой; — по крайней мере, некоторые предприятия имеют большой удельный вес (более 20%), так что они способны влиять на рыночную цену товара либо диктуя ее, либо варьируя объем продаж, либо воздействуя на другие ценообразующие факторы; — предприятия осознают свою зависимость как в ценообразовании, так и в других моментах поведения от конкурентов и должны учитывать их реакцию. Можно выделить три модели поведения предприятий на олигополистическом рынке товара: 1) нескоординированная олигополия, при которой предприятия не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, устраивающую всех; 2) сговор (или картель) предприятий, ориентирующихся не на достижение равновесия в отрасли, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем олигополистическая) между участниками;
3) «игра по правилам», при которой предприятия делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия на рынке. Рынок чистой монополии. Этот тип рынка характеризует господство одного хозяйствующего агента, т.е. на рынке существует только один продавец некоего товара, причем товар этот не имеет близких заменителей. Это может быть государственная организация, регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-своему. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство предписывает устанавливать цены, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии предприятие может устанавливать цены самостоятельно.
Тема 12. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения 1. Выбор ценовой стратегии предприятия. 2. Стратегии установления цен на новый товар. 3. Стратегии корректирования цен. 4. Особенности применения скидок. 5. Дискриминационные цены
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |