Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование на разных типах рынка




Ценовая политика про­давца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность.

Рассмотрим характеристики отдельных типов рынков в за­висимости от конкуренции и особенностей ценообразования на них.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, однородного товара (продукта). В определении цен имеется полная свобода конкуренции. Цены под воздействием спроса и предложения приближаются к единым ценам на конкретный товар в соответствующем месте и в фиксиро­ванный момент времени. Для каждого хозяйствующего субъекта цены заданы рынком, он приспосабливается к этим ценам и вынужден с ними считаться. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количе­ство товара по рыночной цене. Продавцы не будут запрашивать цену и ниже рыночной цены, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Чем более совершенным являет­ся этот рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же временной момент покупатели платили за один и тот же товар одинаковую цену.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой ры­ночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие такого диапазо­на цен объясняется способностью продавцов предложить покупа­телям разные варианты в сущности одних и тех же товаров.

Основным признаком рынка монополистической конкуренции является фирменная дифференциация товара (услуги), его специфи­ка для некоторой части потребителей, которая обычно закрепляет­ся патентом, лицензией, фирменной маркой и названием, своеоб­разием упаковки или тары. Особенность продукта может быть выде­лена специфическим качеством, формой, цветом или стилем. Так что предприятие имеет некоторую монополию при установлении цены на свой фирменный товар (услугу), ограниченной наличием кон­курентных заменителей товара (услуги) других предприятий, представленных на рынке.

Олигополистический рынок является одним из самых распрост­раненных структур рынка в современной экономике различных стран. Этот рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стра­тегиям друг друга и соответственно вынужденных считаться с ре­акцией своих конкурентов на рынке.

Олигополия — это такой тип рынка, на котором:

— несколько предприятий (примерно 7-10) обеспечивают весь ры­нок или его подавляющую часть. Товар, который они поставля­ют, может быть однороден и стандартизирован или дифферен­цирован фирменной маркой;

— по крайней мере, некоторые предприятия имеют большой удель­ный вес (более 20%), так что они способны влиять на рыноч­ную цену товара либо диктуя ее, либо варьируя объем продаж, либо воздействуя на другие ценообразующие факторы;

— предприятия осознают свою зависимость как в ценообразова­нии, так и в других моментах поведения от конкурентов и дол­жны учитывать их реакцию.

Можно выделить три модели поведения предприятий на олиго­полистическом рынке товара:

1) нескоординированная олигополия, при которой предприя­тия не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, устраивающую всех;

2) сговор (или картель) предприятий, ориентирующихся не на достижение равновесия в отрасли, а на долгосрочное монополис­тическое равновесие с последующим разделом монополистичес­кой прибыли (более высокой, чем олигополистическая) между участниками;

3) «игра по правилам», при которой предприятия делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия на рынке.

Рынок чистой монополии. Этот тип рынка характеризует господство одного хозяйствующего агента, т.е. на рынке существует только один продавец неко­его товара, причем товар этот не имеет близких заменителей. Это может быть государственная организация, регулируемая монопо­лия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-своему.

Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значе­ние для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назна­чается очень высокой для всемерного сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии государство предписывает устанавливать цены, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии предприятие может устанавливать цены самостоятельно.

 

Тема 12. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения

1. Выбор ценовой стратегии предприятия.

2. Стратегии установления цен на новый товар.

3. Стратегии корректирования цен.

4. Особенности применения скидок.

5. Дискриминационные цены

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.