Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. 1. Альтернативы государственного развития после Февраля




План

Темы рефератов

1. Альтернативы государственного развития после Февраля.

2. Пенитенциарная политика и пенитенциарное законодательство Временного правительства.

3. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
в межреволюционный период: характер взаимоотношений с Временным правительством.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 37, 38]

 

Тема 11. Создание советского государства и права
(октябрь 1917 – 1918 гг.)

Цель занятия: сформировать понятие о формировании советского государственного аппарата, уяснить изменения в социальной структуре общества изучаемого периода, получить представление об изменении формы государства, усвоить основные этапы создания и развития советского права в изучаемый период.

Семинарское занятие – 2 часа

1. II Всероссийский съезд Советов и его решения. Декларация прав народов России.

2. Формирование советского государственного аппарата. Создание советской судебной системы.

3. Конституция РСФСР 1918 года: история создания, конституционные проекты, разработка, характеристика и значение.

4. Создание системы советского права.

 

При рассмотрении первого вопроса вначале следует остановиться на причинах, способствующих приходу к власти большевиков в октябре 1917 г. Затем следует подробно остановиться на подготовке и созыве II Всероссийского съезда Советов. После этого необходимо рассмотреть программные документы, принятых на II Всероссийском съезде Советов.

В частности, какая программа первоочередных мероприятий Советского государства содержалась в обращении к «Рабочим, солдатам и крестьянам!»?

Дайте характеристику основным положениям Декрета о мире. Определите, позволяла ли изложенная в Декрете программа борьбы за мир прекратить мировую войну? Можно ли утверждать, что этот документ имел, прежде всего, пропагандистский характер?

При рассмотрении вопроса, касающегося Декрета о земле, следует затронуть вопрос, связанный с национализацией земли, необходимо, прежде всего, выявить основные принципы и формы землепользования. Попробуйте определить, решал ли Декрет о земле самую острую социальную проблему России?

Вопрос об образовании временного рабоче-крестьянского правительства начните с объяснения, почему левые эсеры отказались от предложения большевиков войти в состав Совета Народных Комиссаров (СНК)?

Почему рабоче-крестьянское правительство получило название «Временное»?

Перечислите основные положения Декларации прав народов России. Подумайте, были ли они реализованы на практике?

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на то, что Октябрьская революция привела к кардинальным изменениям во всех сферах Российского общества. Наиболее сильные сдвиги произошли в политической системе России. Назовите центральные органы власти и управления Советского государства, порядок их формирования и компетенцию, охарактеризуйте основные принципы формирования и деятельности нового государственного аппарата.

Подробно следует остановиться на формировании правоохранительных органов: милиции, ВЧК. Проанализируйте, какие принципы изначально были заложены при их формировании, и какие принципы пришли им на смену впоследствии. Затем следует рассмотреть те изменения, которые произошли в судебной системе. Следует иметь в виду, что после Октября была ликвидирована старая система судов. Новые принципы теперь уже советской судебной системы были заложены Декретами о суде № 1, 2, 3, а также Положением о народном суде РСФСР 1918 г. На основе содержания этих нормативно-правовых актов необходимо рассмотреть структуру советских судебных органов и их компетенцию.

При ответе на третий вопрос семинарского занятия следует начать с созыва и роспуска большевиками Учредительного собрания в январе 1918 г. Подумайте, почему большевики, поддерживая до Октября идею созыва Учредительного собрания, после их прихода к власти меняют свою программную позицию на диаметрально противоположную?

Следует учесть тот факт, что опыт государственного строительства был обобщен в принятой в июле 1918 г. первой Советской Конституции. В ней отразилась реальная расстановка классовых сил в стране, были закреплены основные принципы советской демократии и советской федерации.

В текст основного закона была целиком включена ранее принятая Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, содержавшая целый ряд норм о федерации.

В целом, в Конституции закреплялась уже сложившаяся система власти и управления, где высшими органами были: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком, а органами отраслевого управления – народные комиссариаты.

Дайте подробную характеристику функций и полномочий верховных органов власти, основных положений избирательного права по Конституции. Можно ли Совет Народных Комиссаров назвать исполнительной властью? Имел ли СНК другие функции?

Определите, как организовывалось управление на местном уровне? Каковы особенности создания органов власти и управления в сельской местности?

При ответе на четвертый вопрос семинарского занятия следует иметь ввиду, что после Октября была разрушена существовавшая ранее система права и началось формирование новой, советской, системы права. Ее основные принципы были сформулированы в Декрете о суде № 1. Следует подробно остановиться на основных источниках советского права в этот период: революционное правосознание, обычное право, нормативно-правовые акты высших государственных органов, решения судебных органов, партийные решения. После этого необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли в гражданском, семейном, трудовом и уголовном праве в октябре 1917 – середине 1918 гг. вследствие прихода к власти большевиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.