КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты политикиПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ БЕСПЛАТНЫЕ ВИДЕОКУРСЫ
7.4 Поддержите проект! Команда нашего сайта делает всё возможное, чтобы вся информация на нём была абсолютно бесплатной для вас. Ведь и эту книгу вы тоже получили бесплатно. И я надеюсь, что так будет и дальше. Но денег, что приносит проект, недостаточно для его полноценного развития. В общем, если книга принесла вам пользу, поддержите наш сайт материально. Деньги пойдут на развитие проекта и написание новых статей. С уважением, создатель и автор сайтаtvoytrener.com Илья Тимко.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. 1. Особенности политологии. 1. 2. Что изучает политология 1.3. Основные понятия 1.4. Методы науки 1.5. Закономерности политологии 2. МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ 2.1. Факторы, определяющие значение политологии 2.2. Политология в системе наук о политике 2.3. Функции политологии 1.1. Особенности политологии. Политическая наука (политология) изучает как идеологическую, так и практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть, определяющая границы мира политики, его специфику. Природа власти, ее формирование, выполняемые функции в обществе, взаимодействия групп, партий, общностей, индивидов, государств по поводу власти, формы и последствия данных взаимоотношений составляют содержание политической науки. Достоверность научных суждений о власти и о взаимодействиях по поводу нее достигается путем проверки конкретных политических явлений, соотнесения представлений о них с реальностью и, наконец, возможностью их количественного и качественного измерения. Все это осуществляется с помощью определенной совокупности методов, исследующих не воображаемые, а действительные взаимодействия государств, социальных общностей, групп, партий, общественных движений, индивидов по поводу власти. Кроме того, эти суждения внутренне взаимосвязаны и составляют единую систему, позволяя рассматривать политическую сферу в ее целостности. Формирование политологии в качестве самостоятельной науки не было простым, хотя и опиралось на развитую западную культурную традицию. Период доказательства ее права на достойное место в ряду наук об обществе одновременно был периодом уточнения предмета науки, формирования эмпирической и теоретической базы, концептуального и категориального аппарата.
1.2.Что изучает политология Единства мнений по поводу предмета политической науки не существует. Это обусловлено традициями конкретных стран, научных школ, направлений, которые влияли на развитие мировой политологии. Так, в США политология всегда имела прагматическую направленность и развивалась, ориентируясь исключительно на потребности политической практики американского общества. В Западной Европе политологии свойствен академизм, стремление к широким теоретическим обобщениям, к универсальности выводов, пригодных для различных ситуаций.
Подходы к определению предмета политологии Политология I подход Наука о государстве II подход Наука о власти Субъект политики: Государство
государство, социальные общности (классы, этносы), группы, партии, общественные движения, индивиды Политология — единственная и единая наука о политике
Политология — одна из наук о политике наряду с политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.
Основы первого подхода к содержанию политической науки заложил древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.), который рассматривал в качестве ее предмета государство. Это было обусловлено тем, что содержание политики в античности (а затем и в средневековье) сводилось к деятельности государства — единственного субъекта политической жизни. Впоследствии, следуя аристотелевской традиции, политологию определяли какнауку об управлении государством. Эта позиция и по сей день имеет многочисленных сторонников в Западной Европе, особенно во Франции и Германии. В их интерпретации политическая наука едина. Так, современный французский политолог М.Гравитц полагает, что политическая наука — это «изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди». Сторонники альтернативной точки зрения учитывали эволюцию политической жизни. Со временем содержание политики стало включать в себя не только деятельность государственных структур, но и активное участие в ней негосударственных институтов: групп давления, общественных движений, партийных систем, средств массовой информации, отдельных личностей. Ведь все участники политического процесса, несмотря на их различное происхождение и природу, взаимодействуют по поводу власти. Впервые политическую науку как науку о власти определил итальянский общественный деятель и политический мыслитель, философ и социолог Н.Макиавелли (1469— 1527). Она и стала доминирующей в западной политологии. Однако поскольку властные отношения чрезвычайно богаты по содержанию, многообразны по формам проявления и субъектам - носителям, постольку в их анализе стали вычленяться те или иные стороны многогранного мира политики, которые становились предметами исследования самостоятельных отраслей политического знания. Это привело к дифференциации политической науки и образованию целого спектра политических дисциплин: политической философии, политической теории, политической социологии, политической психологии, политической антропологии и т.д. Естественно, возникла проблема: следует ли считать политологию единой наукой, или она состоит из самостоятельных отраслей знания? Объективно отсутствие единой точки зрения по поводу предмета политической науки было обусловлено и тем, что представители различных наук изучали политику и власть в традициях своих отраслей. Так, юристы настаивали на том, что политическая наука изучает государство; философы рассматривали политологию как разновидность социальной философии; социологи считали ее отраслью социологии, изучающей политические явления, и т.д. По инициативе ЮНЕСКО, которая в значительной мере способствовала формированию политологии, в 1948 г. в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки. Было решено употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Содержание политической науки составили следующие проблемы: 1) политическая теория (политическая теория и история идей); 2) политические институты (конституция, центральное правительство, региональное и местное правительство, государственная администрация, экономические и социальные функции правительства), сравнительный анализ политических институтов; 3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие гражданина в правительстве и в администрации, общественное мнение); 4) международные отношения (международная политика, международные политика и организации, международное право). Однако добиться сближения указанных двух точек зрения по предмету политической науки не удалось. Впоследствии на всемирных конгрессах политической науки в орбиту анализа включались все новые темы, например, такие, как поведение избирателей на выборах, процесс принятия решения, политическая модернизация, европейская интеграция и т.д., что расширяло предмет науки и осложняло достижение согласия между различными подходами.
(?) В чем принципиальные различия двух точек зрения на предмет и задачи политологии?
1.3. Основные понятия Содержание политических взаимодействий государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий, т.е. основных понятий. Классификация, категорий политологии может осуществляться по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни — изменчивость и стабильность, то можно выделить два ряда понятий. Динамизм политического развития отражают категории «политический интерес», «политический выбор», «политическое развитие», «политический процесс», «политическая модернизация», «политические технологии», «политическая ситуация», «политическая альтернатива» и т.д. Стабильность политической сферы выражают понятия «политическая власть», «политический режим», «политическая система», «политические нормы», «политические традиции», «политическая культура» и т.д. Язык политологии пластичен, разнообразен по формам своего выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной (лат. verbalis — устный, словесный) форме, т.е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления: власть, режим, демократию и т.д. Но политология оперирует символами, знаками, стереотипами, выражающими смыслы деятельности и назначение конкретных политических институтов. Так, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике; гербе, гимне, флаге. А главная идея и цели политической партии или движения могут выражаться в эмблеме или знаке. Так, эмблемой нацистской партии в фашистской Германии была свастика: крест с загнутыми под прямым углом концами. Когда-то в искусстве древних народов, а также в античности и средневековье он был символом плодородия, солнца, скрещенных молний. В фашистской Германии он стал символом агрессии и насилия. 1.4. Методы науки Каких-либо специфических методов познания политических взаимодействий политология не сформировала, а использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики. Каждый метод эффективен в исследовании определенных ситуаций.
Первоначально в политологии использовались институциональный и исторический методы. С помощью институционального метода, преобладающего в юридических науках, политическая жизнь анализировалась сквозь призму деятельности политических институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д. Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявления связи прошлого, настоящего и будущего. В XIX веке заметное влияние на политическую мысль оказала социология. Социологический подход рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и купцов. Потребность в том, чтобы представить политические явления зримо и конкретно осязаемо, обусловила введение в научный оборот в 30-х годах XX века бихевиористского метода, с позиции которого политика рассматривалась в контексте поведения конкретной личности. Это позволяло использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений. С тех пор в политологических исследованиях стали активно применяться математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование и т.д. С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Психологический метод в анализе политики одним из первых стал использовать Н.Макиавелли — автор известного труда «Государь». Это был блестящий анализ субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, пороков индивида (жадности, лести, зависти и т.д.). В рамках психологического метода в качестве предпосылки политического поведения рассматривается весь спектр психических мотиваций, в психоанализе же акцентируется роль бессознательного в политической деятельности. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, т.е. не осознаваемые разумом (лат. rationalis — разумный; irrationalis — неразумный), моменты политического поведения. Действительно, в политическом поведении далеко не всегда удается выявить точные цели субъекта, проанализировать его идеалы. Как считал создатель психоанализа австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд (1856—1939), поступки субъекта обусловливаются бессознательным, т.е. теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Всякий раз в моменты эмоциональных напряжений образы и впечатления детства становятся мотивами поведения. Метод психоанализа оказался очень эффективным при выявлении природы тоталитаризма, объяснении деструктивного и агрессивного политического поведения, например поведения разгневанной толпы, политиков, призывающих к войне как способу решения возникших проблем, вождей, которые для установления единоличной власти способны уничтожить миллионы своих соотечественников. В 50-х годах XX века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становление системного подхода, в рамках которого политика рассматривается как целостное самодостаточное образование, а логика ее развития представляется обусловленной, с одной стороны, взаимодействиями с внешней средой, с другой — характером внутренних связей между составляющими политику элементами.
(?) Какие из методов политической науки наиболее эффективны для анализа следующих сторон политической жизни в России: а) для исследования политических настроений избирателей перед выборами; б) для определения эффективности деятельности, институтов законодательной, исполнительной и судебной власти; в) для понимания целей деятельности политических лидеров; 1.5. Закономерности политологии. Как и всякая наука, политология стремится сформулировать свои знания о политике в форме закономерностей, т.е. объективных устойчивых взаимосвязей, принципов, тенденций. Первые попытки выявить такие закономерности предпринимались Н.Макиавелли и Ш.Монтескье (французский писатель, философ, историк; 1689—1755), которые обращали внимание на взаимосвязи политики с природными факторами, психологией, культурой народов. Обычно выделяют две группы взаимозависимостей: 1) объективные взаимосвязи политики с другими сферами жизни общества; 2) собственно политические закономерности, т.е. устойчивые взаимозависимости между элементами политики. К первым относят зависимость политических форм от экономического развития; обусловленность демократии уровнем культуры общества, наличием демократических традиций; влияние на форму правления размера территории и т.д. Ко вторым относят, например, принцип легитимности: любая власть нуждается в признании ее со стороны общества; политические решения предполагают наличие механизма реализации; политическая власть функционирует, лишь будучи передаваемой от субъекта к объекту, и наоборот; устойчивость режима обусловливается соблюдением принципов разделения властей и отделения политики от других сфер и т.д.
(?) Действие каких закономерностей обнаруживается в следующих исторических фактах: а) в абсолютном большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки существуют авторитарные режимы в форме гражданских или военных диктатур, а не демократии; б) режимы коммунистических партий в 1989—1991 гг. в СССР, странах Центральной и Восточной Европы пали быстро и относительно мирно. Выводы 1. Политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфическое отличие политологического знания от других видов знаний состоит в том, что оно выявляет природу, условия и технологию распределения и осуществления власти в политическом сообществе, т.е. среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни. 2. Коль скоро в политическом процессе в качестве активных участников взаимодействуют институты публичной власти (прежде всего государство), общество и индивид, политологию можно определить следующим образом: политология — это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, проявляющихся через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида. Тип такого взаимодействия может быть конфликтным или консенсусным, что зависит от уровня политического сознания и культуры общества, зрелости партийной системы, качества политической элиты и лидеров, характера международных политических отношений. Данные переменные раскрывают содержание предмета политологии объемно и осязаемо. 3. Единства мнений относительно предмета политологии не существует, как нет единой точки зрения и по вопросу о соотношении политологии с другими политическими дисциплинами (политической социологией, политической философией, политической психологией, политической географией, политической антропологией и т.д.). Одна группа ученых исходит из того, что существует единая общая наука о политике — политология, включающая в себя в качестве составных элементов существующие политические дисциплины: политическую социологию, политическую антропологию, политическую философию, теорию государства и права и т.д. Другая группа исследователей рассматривает политологию как одну из наук о политике, а наряду с ней самостоятельно существуют политическая социология, политическая философия, политическая антропология и т.д.
2. МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ 2.1. Факторы, определяющие значение политологии Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: 1) особенностями ее пред метя и 2) теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике. Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как, скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким является политическая власть.
2.2. Политология в системе наук о политике
Политическая философия изучает ценностные аспекты властных отношений Политическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти Теория государства и права изучает историю и закономерности возникновения государства и права История политических учений изучает становление политической науки, основных понятий и теорий Политическая психология изучает субъективные мотивации политического поведения Политология — комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Интегрирует и синтезирует выводы других наук о политике Политическая география изучает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь Политическая антропология изучает влияние родовых качеств личности, основополагающих потребностей человека в пище, одежде, духовном развитии, безопасности на политическое поведение Политическая история изучает изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества
Политическая жизнь общества — достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами являются предметом анализа целого спектра политических дисциплин. Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства и права изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает «человек политический» как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение. По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти, выясняя те источники и движущие силы, которые влияют на процессы распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики. Таким образом, политология изучает политическую, практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии органично взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.
(?) Чем вызвано существование такого множества наук о политике и что обусловливает их различие?
2.3. Функции политологии Назначение политологии в жизни общества определяется теми функциями, которые она призвана выполнять. Особое значение политология имеет для конкретного индивида в тех обществах, которые только создают демократические основы жизни. Во-первых, она способна диагностировать состояние общественного развития благодаря выявлению существующих групп интересов и определению их соответствия тенденциям социального прогресса. Во-вторых, осмысление тенденций общественного развития позволяет выработать эффективные механизмы интеграции индивидов в политическое сообщество и обеспечить реализацию общественных и личных интересов. В-третьих, вооружая индивида социально-политическими знаниями,политология помогает ему понять логику общественной эволюции и выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политология обогащает личность политическим опытом, политической культурой, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса. Однако политология не может застраховать общество от всех политических неурядиц и конфликтов уже хотя бы потому, что политическая жизнь не всегда развивается на основе рационально осознанной мотивации политического участия. Вот почему сама политология должна совершенствовать методы анализа, глубже проникать в природу волевого начала и механизмов его трансляции. Познавательная функция призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации Инструменталистская функция призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики Функция политической социализации призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения Диагностическая функция призвана определять соответствие программ, политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально - критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни Прогностическая функция призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономических, социально-классовых, идеологических и т.д.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |