КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение и сущность государства. Процесс становления государства у различных народов происходил двояким образом:либо установлением определенного режима власти
Процесс становления государства у различных народов происходил двояким образом: либо установлением определенного режима власти, либо определением границ расселения, отделяющих территорию одного этноса от другого. Государство появляется как универсальный механизм выражения и реализации общезначимых интересов социальной общности: гражданских, национальных, классовых. Исходя из принципа генезиса государства, можно говорить о трех версиях происхождения и сущности государства: договорно-правовой, национальной и классовой
Идеал правового государства, сформированный идеологами Просвещения, основан на признании суверенности и автономности индивида, равных с другими прав и свобод. Для защиты своих прав и свобод самостоятельные и независимые друг от друга индивиды создают государство. Оно является результатом общественного договора, соглашения между правителями и подданными относительно способов организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Идеал правового государства заключал в себе определенный элемент космополитизма, в соответствии с которым человечество мыслилось в виде некоторого «всемирного гражданства», объединенного общими для всех правами и свободами. Идеология либерализма, лежащая в основе концепции правового государства, признает приоритет прав частного лица перед интересами общества и государства. Однако наряду с гражданином носителем прав и свобод могут выступать социальные и национальные общности, живущие в границах конкретного государства. Сами граждане принадлежат к различным этносам, нациям, но забота о собственном интересе не лишает их стремления к процветанию всей нации. Однако юридическое равенство лиц не устраняет исторически сложившегося неравенства между разными народами: бедными и богатыми, сильными и слабыми. Формально-всеобщий, наднациональный характер права, нашедший свое отражение еще в лозунгах Великой Французской революции, имеет тем не менее явно выраженный национальный характер: государство — есть выражение «коллективного духа нации». Образование национальных государств провозглашало равенство прав каждого народа, в том числе его право на государственное самоопределение. С помощью национальной идеи, лежащей в основе национального государства, пытались решить проблемы не только правового равенства людей разных национальностей, но и равенства наций в смысле их права на самостоятельное экономическое, политическое и культурное развитие. Таким образом, концепция правового государства, защищающая интересы частного лица, его политические и экономические свободы, в период зарождения буржуазного общества дополнилась теорией национального государства, отстаивающей приоритет государственных интересов конкретной нации и народа. С точки зрения классового принципа происхождения и сущности государства оно рассматривается как результат разделения общественного труда. Вследствие развития производства, а именно тогда, когда специализация работника в определенной отрасли позволила ему производить больше, чем он потреблял, появилась имущественная и социальная дифференциация. Она привела к образованию классов. Экономически господствующие классы (обладающие собственностью) создали государство как орган классового господства, защиты и выражения их интересов. В марксизме классовый принцип генезиса государства доведен до крайности. В частности, в нем признается, что социалистическое государство отражает интересы пролетариата, который устанавливает собственную диктатуру в отношении других социальных групп. Естественно, удержание классового господства порождает конфликты, антагонизмы, переходящие в гражданские войны, массовые репрессии против непролетарских слоев населения.
(?) Насколько соответствует истине утверждение профессора политологии Университета г. Нью-Йорка А. Янова о том, что «государство в принципе не может быть ни добрым, ни справедливым. Подобно тому как магнитная стрелка стремится к северу, так и государство стремится к тирании»? 2. Главную задачу государства китайский философ Шан Ян (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н.э.) видел в ослаблении народа. Он считал: слабый народ — значит сильное государство или сильное государство — значит слабый народ. Как изменились представления о силе и слабости государства с тех пор? Что сегодня является признаком силы или слабости государства? 3. В чем сходство и различия правового, национального и классового государств? 4. Что представляет собой современное государство? Каковы принцип его происхождения и сущность?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |