КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология форм государства
Принципы, на которых происходит становление государства и из которых вытекает его сущность, выражаются в форме государства. Она представляет собой способ организации и устройства государства, который включает прежде всего организацию верховной государственной власти, ее органов (т.е. форму правления), реализующих общезначимые интересы. Одна из ранних типологий форм правления была предложена Аристотелем, который строил свою типологию, исходя из двух критериев: 1) количественного (какова численность тех, в чьих руках находится власть) и 2) качественного (как они ее используют — служат общему благу, интересам всех или же частным интересам). На этой основе он выделял три правильные формы, где власть используется на общее благо: царство (монархию), аристократию, политию (рее публику), и три неправильные формы, в которых правители преследуют корыстные интересы: тиранию, олигархию, демократию. Позже, основываясь на аристотелевской типологии, Н.Макиавелли выдвинул концепцию циклического развития государственных форм. Она построена на идее взаимообращения добра и зла. Природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Так и государства, достигнув предела совершенства и утратив возможность дальнейшего развития, начинают двигаться в обратном на правлении — к регрессу. В истории постоянно чередуются состояния упадка и подъема государств. Формы государства легко превращаются друг в друга. Согласно Н. Макиавелли, существует три хорошие (основные) формы правления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохие (извращенные) формы правления (тирания, олигархия и анархия). Они настолько похожи, что легко переходят одна в другую: монархия превращается в тиранию, демократия — в анархию, аристократия — в олигархию и т.д. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения и свою противоположность из-за подобия.
(?) Какие подходы к типологии форм государства существуют в политической мысли?
Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Различия между ними состоят в способах формирования институтов высшей власти. Монархия предполагает передачу власти по наследству и назначение на государственные должности, осуществляемое самим монархом. Республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу Монархии бывают абсолютными, если государственную власть единолично осуществляет монарх, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (например, монархии в Саудовской Аравии, Омане) Однако монархии могут быть и ограниченными, конституционными, парламентскими, если власть монарха ограничена каким-либо представительным органом, действующим на основе конституции (как, например, в Великобритании). Республики подразделяются на президентские и парламентские. (?) 1. В чем отличия монархии от республики? Приведите примеры современных монархических государств. 2. Чем различаются президентские и парламентские республики?
Форма государства включает форму территориально-политического устройства, т.е. те принципы и механизмы, на основе которых распределяется власть на территории государства, осуществляется взаимодействие между центральными и местными органами государственной власти. Поскольку государство объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, возникает потребность в определении конкретных принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этих общностей и целостность государства.
Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно представляет собой единое государство, которое может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом. На их территории действуют государственные органы, подчиненные центральным органам государства. В унитарном государстве действуют единая конституция и гражданство, единая система высших государственных органов, права и суда (как, например, в Италии, Франции, Великобритании и т.д.). Принцип федерализма (фр. fe'deralisme — от лат. foedus — союз, верность союзу) предполагает такую форму политической организации, которая включает несколько национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Вырастающая на этом принципе форма территориально-политического устройства — федерация — представляет собой объединение нескольких государств, являющихся ее равноправными членами. Наряду с общими для всех членов федерации высшими (федеральными) органами государственной власти и управления в каждом государстве, входящем в федерацию, имеются аналогичные органы. Соотношение функций и полномочий между высшими органами власти и управления федерации и высшими органами власти и управления каждого субъекта федерации определяется на основе договора. Примерами федеративного устройства государства являются Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Германия и некоторые другие. Принцип федерализма сказывается на структуре высших органов законодательной власти, обычно представляющих собой две равноправные палаты. Каждая из палат выражает соответственно интересы территорий (верхняя) и интересы населения определенных округов (нижняя палата). Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. Это временные объединения, создающиеся для решения каких-либо актуальных проблем (финансовых, военных, энергетических и т.д.). Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства. Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются вовсе, либо трансформируются в федерации. По крайней мере, на это указывает опыт США, которые с момента образования в 1776 г. были конфедерацией 13 штатов, но затем трансформировались в федерацию (в 1789 г.). Аналогичная ситуация имела место и в Швейцарии.
(?) 1. Назовите признаки унитарного, федеративного и конфедеративного государств.
5. Функции государства Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка, финансового контроля. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.
(?) 1. Современные конституционные государства Запада прошли в своем развитии четыре стадии: 1) установление внутреннего мира и достижение государственного суверенитета — независимости и верховенства государственной власти (т.е. создание государства как института); 2) конституционное государство: разделение властей, гарантии неотчуждаемых прав и прав человека, принцип парламентского большинства 3) осуществление принципа суверенитета народа, введение всеобщего избирательного права, политической демократии создают государство правовое, демократическое; 4) социальное государство: развитая функция социальной защиты всех граждан. Урок № 13. Тема: Политические партии и партийные системы. 1. Партия как разновидность политических сил: эволюция представлений.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |