Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинопленка




 

Носителем изображения в кинематографе является ки­нопленка. Применяются четыре формата кинопленки по ширине — 70, 35, 16 и 8 мм. При этом последний формат имеет вид кинопленки 2x8 мм, которую только после съемки и проявления разрезают пополам на две отдель­ные ленты 6 шириной 8 мм. Два первых формата исполь­зуют в профессиональном кинематографе. Кинолюбителей интересуют исключительно кинопленки шириной 16 и 8 мм.

Кроме указанного деления, основанного на ширине кинопленки, различают еще две принципиально разные системы получения кинематографического изображения и соответствующие им виды кинопленок.

Обратимая система, при которой съемка производится на обращаемую кинопленку, а после проявления на ней образуется позитивное изображение, пригодное для пока­за на экране.

Негативно-позитивная система, при которой съемка производится на негативную кинопленку и на ней после проявления образуется негативное изображение. С такого негатива для монтажа печатаются позитивные копии все­го снятого материала. После окончания монтажа фильма в соответствии с копией подбирается и монтируется нега­тив, с которого после этого может быть напечатано любое нужное количество эксплуатационных фильмокопий для показа [С фильма, снятого на обращаемой кинопленке, можно так­же, если в этом будет необходимость, изготовить большее количе­ство копий и сделать это двумя способами: печатая копии на обра­щаемой кинопленке и изготовляя дубль-негатив, с которого можно получить нужное количество позитивных копий. Второй способ более длителен и дорог, так как требует двукратной печати и двойного количества кинопленки.].

Выбор одной из этих систем зависит от назначения фильма и способа его озвучения. Фильм, снятый на обра­щаемой пленке, можно озвучить двумя способами: на от­дельной магнитофонной ленте с синхронным пуском, что, однако, не обеспечивает полной синхронности изображе­ния со звуком, необходимой при диалогах и ряде звуковых эффектов; и путем полива магнитной дорожки на пленку с изображением и записи на нее синхронного звука. В этом случае надо считаться с несколько худшим звуча­нием из-за большого количества склеек при монтаже об­ращаемой копии.

Негативно-позитивная система позволяет кроме двух упомянутых способов использовать оптическую фонограм­му, широко применяемую в профессиональном кинемато­графе.

Существенным недостатком оптической фонограммы для кинолюбителей является повышение стоимости фильма из-за необходимости выполнения ряда дополнительных опе­раций, что одновременно увеличивает и сроки производст­ва. Однако этот вид фонограммы лучше остальных с точ­ки зрения качества звучания и надежности.

С негатива можно изготовить большее количество ко­пий, в то время как обращенная копия после определенно­го количества показов приходит в негодность, и тем самым фильм перестает существовать. Из-за большой стоимости и сложности процесса обработки негативно-позитивная си­стема используется любителями не очень часто, преиму­щественно в случаях постановки фильмов, требующих применения специальных трюков, выполняемых лаборатор­ным путем (вытеснения, специальные эффекты и т. д.), при сложном звуковом оформлении и необходимости боль­шого тиража для широкого распространения.

В формате 8 мм используются исключительно обра­щаемые пленки, которые выпускаются различной свето­чувствительности. В Польше преобладают обращаемые пленки фирмы ОРВО (ГДР) и отечественного фотохими­ческого предприятия «Фотон».

Обращаемые кинопленки отличаются богатством полу­тонов, что дает возможность пользоваться широким ин­тервалом светотени, однако это требует очень точного оп­ределения экспозиции, так как даже небольшие отклоне­ния могут сделать изображение чересчур светлым при передержке или излишне темным при недодержке. Можно, правда, сделать некоторую коррекцию с целью исправле­ния ошибок экспозиции в процессе лабораторной обработ­ки, увеличивая или сокращая время первого проявления, но это требует высокой квалификации персонала и наличия одинаково экспонированной кинопленки для выполне­ния проб. Обязательно нужно знать содержание кадров, подлежащих исправлению, чтобы правильно выполнить подобную поправку при проявлении. С этой целью следует давать описания очередных кадров, находящихся в каж­дой кассете. Они пригодятся также во время подбора ма­териала перед монтажом.

Следует избегать проведения в одном фильме съемок на различных видах обращаемых пленок, так как каждая из них после проявления может иметь собственный отте­нок. В этом случае смонтированный фильм не будет иметь однотонного изображения, что плохо воспринимается зри­телями.

Если нужно проводить съемки при естественном и ис­кусственном освещении, то в обоих случаях следует исполь­зовать один тип кинопленки, обеспечивающий необходи­мую величину экспозиции. При негативно-позитивном про­цессе эта забота отпадает, так как тон копии определится только позитивной кинопленкой и ее обработкой.

Имея дело с кинопленкой, следует помнить о времени сохранности ее эмульсии, которая благодаря происходя­щим в ней химическим процессам постепенно теряет пер­воначальную чувствительность с одновременным увеличе­нием вуали.

Считается, что кинопленки сохраняют первоначально указанную светочувствительность при соответствующих условиях хранения около двух лет. Поэтому в случае съе­мок на кинопленке с просроченным сроком годности или на кинопленке, в которой по каким-либо причинам нет уверенности, следует сделать съемочную пробу при не­скольких разных диафрагмах, чтобы после проявления установить наилучшую для данных условий экспозицию. Это нужно делать, чтобы не погубить всю работу непра­вильным экспонированием кинопленки. Цветные кино­пленки стареют значительно быстрее черно-белых, и у них появляется нарушение цветового баланса.

Наконец, несколько рекомендаций о хранении кино­пленок, что влияет на их долговечность и качество.

Кинопленку следует хранить при комнатной темпера­туре 18 — 20° С. Нужно следить, чтобы она находилась вда­ли от всяких источников тепла, печей и радиаторов. Ме­таллические коробки с пленкой должны быть заклеены липкой лентой, что предохраняет от изменения влажно­сти внутри коробки. Излишне пересушенная кинопленка легко скручивается и становится ломкой.

Следует также предохранять кинопленку — как про­явленную, так и сырую — от влажности, которая может привести к склеиванию кинопленки и повреждению эмуль­сии. При быстрых изменениях температуры, например при переносе кинопленки с холода в теплое помещение, и, наоборот, нужно перед зарядкой в съемочный аппарат или до перемотки подождать некоторое время, чтобы бы­строе изменение температуры не вызвало запотевания по­верхности, а затем слипания и повреждения эмульсии.

При съемках на морозе следует хорошо утеплить ка­меру, обмотав ее сукном или фланелью. Мороз вызывает затвердение кинопленки, и она может трескаться во вре­мя съемки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК

 

Технические дефекты, которые могут быть обнаруже­ны на снятом материале, можно разделить на три груп­пы: фабричные дефекты кинопленки, неправильное экспо­нирование при съемке и механические повреждения изоб­ражения — царапины; дефекты лабораторной обработки.

Фабричные дефекты встречаются относительно редко. Иногда бывают так называемые электрические разряды, возникающие вследствие неправильного изготовления или несоответствующего транспортирования кинопленки, ко­торые дают разного вида и размера пятна на изображении, от еле заметных до полностью портящих снятый материал. Электризация и разряды могут появиться также при не-

умелой перемотке кинопленки перед зарядкой или после съемки. Еще реже встречаются какие-либо повреждения эмульсии, возникшие в процессе производства кинопленки и не выявленные техническим контролем.

Дефекты экспозиционного характера бывают главным образом следствием неправильного измерения экспозиции или неточной установки диафрагмы объектива, если, ко­нечно, экспонометр исправен. В случае каких-либо сомне­ний еще до начала съемок следует обязательно сделать пробы и проявить их. Проба — это кусок кинопленки, сня­тый при принятых условиях экспонирования. После полу­чения результата на основе проявленной пробы можно принять соответствующие меры: отремонтировать или за­менить экспонометр, откорректировать соответственно ве­личину экспозиции и т. д. Так же следует поступить при съемках на кинопленках с просроченным сроком годности, не в оригинальной упаковке, хранившейся в плохих усло­виях. Пробы делаются и при таких необычных видах съем­ки, как съемка днем «под ночь», применение специальных светофильтров, покадровая съемка и т. д.

В результате неправильной экспозиции изображение получается излишне светлым или слишком темным по сравнению с желаемым, возникает значительная разница в плотности, что приводит к нарушению единства харак­тера изображения.

Дефекты при обработке кинопленки могут быть вызва­ны такими причинами, как несоответствие температуры или состава проявителя, неправильное время проявления, недостаточная промывка или сушка кинопленки и т. д.

Редко кинолюбители сами проявляют свои кинопленки. Это требует не только квалификации, но и специального оборудования. Только некоторые киноклубы имеют собст­венные лаборатории, в которых их члены могут сами про­являть обращаемые кинопленки.

Проявление негативных кинопленок для кинолюбите­лей чаще всего производится в специальных производст­венных лабораториях, а обращаемые кинопленки обраба­тываются большей частью фирмами, изготовляющими их в своих фабричных лабораториях.

 

ГЛАВА VIII. КЛЕИТЬ ИЛИ МОНТИРОВАТЬ?

 

Закончились съемки, материал после обработки в ла­боратории у нас в руках. С нетерпением, вызываемым желанием увидеть, как все получилось, собираемся на пер­вый просмотр. На экране появляются знакомые места, лица, предметы. Иногда проскакивают засвеченные кон­цы. Кадры, снимавшиеся не в сюжетной последовательно­сти, создают неразбериху. Имея в памяти содержание сня­того фильма, стараемся сравнивать с ним отдельные кад­ры, оценивая их соответствие замыслу. Перед нами фильм, разложенный на элементы, одни из них готовы, другие еще требуют шлифовки. Это напоминает детскую игрушку-картинку, разрезанную на части, которую нужно сложить, подбирая друг к другу отдельные элементы изображения, и только после этого можно будет увидеть нечто целое и понять его содержание.

Теперь наступил этап монтажа фильма. Если предста­вить себе такой идеальный случай, что фильм снимался строго по рабочему сценарию с соблюдением длины от­дельных кадров, предусмотренной в сценарии без запаса, то было бы достаточно склеить все кадры в предусмотрен­ной последовательности и фильм готов. Однако техничес­ки и организационно это невыполнимо, так как в действи­тельности отдельные кадры снимаются по нескольку раз, особенно с участием актеров. Кадры с так называемыми захлестами [Захлест выполняется продлением кадра, который должен со­единяться на «движении» со следующим. Соответственно раньше начинается и тот следующий кадр. Этим предусматривается воз­можность точно в нужном месте соединить смежные кадры, отре­зав лишние куски в процессе монтажа.] обеспечивают точное соединение их при мон­таже со следующими кадрами. Кроме того, некоторые кад­ры могут по разным причинам потребовать включения пе­ребивок, что определяется еще и необходимостью создания нужного ритма изображения. Все это подтверждает, что монтаж является обязательным этапом в производстве фильма, в значительной степени определяющим его худо­жественную форму. Монтаж — это важное средство воз­действия на зрителя, которое способствует лучшему пони­манию фильма.

Основы действия монтажа в полном смысле аналогич­ны особенностям восприятия человеком отдельных явле­ний в их логической последовательности. Однако монтаж по сравнению с механизмом естественного познания имеет одну дополнительную особенность. Монтаж может не толь­ко отражать действительность изобразительно-звуковыми средствами, но и легко ее преобразовывать, оперируя до­статочно свободно категориями времени и пространства, не говоря уже о различных специальных возможностях, даваемых техникой комбинированных съемок. Нет боль­шого преувеличения в утверждении, что монтаж — это су­щество фильма. Известнейшие создатели фильмов при­дают ему большое значение, полностью используя его воз­можности. Так, Всеволод Пудовкин в своей книге «О мон­таже» писал, что, по его мнению, монтаж не основывается на соединении различных эпизодов в одну ленту, что для него монтаж прежде всего способ выражения основной идеи фильма.

Просматривая в большом количестве любительские фильмы, часто с прискорбием убеждаешься в порче тема­тически хороших замыслов, выраженных в интересных кадрах, в результате неудачного монтажа, при котором те­ряется общий смысл, утрачивается ясность мысли. Легко­весный монтаж предрешает и результат постановки. По­этому на монтаж нельзя жалеть времени. Монтажу нуж­но учиться, а монтируя фильм, следует представить себе, как его будут воспринимать зрители.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.