Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи монтажа




 

Монтаж фильма должен решать ряд задач. Основной из них, имеющей несколько технический характер, явля­ется отбор и распределение снятого материала в соответ­ствии с режиссерским сценарием или монтажным листом и исключение дефектных дублей и кадров. Далее монтаж должен придать всему нужный темп и обеспечить непре­рывность и плавность изобразительного и звукового по­вествования. Это требует хорошего знания драматургиче­ских основ кинематографа и особенностей зрительского восприятия. Без этого можно допустить много монтажных ошибок, что приведет к плохой передаче замысла поста­новщика, воплощенного в снятом материале.

Чтобы кинематографическое произведение имело до­статочную силу воздействия на зрителей, волновало их, заставляло думать, оно должно быть предельно художест­венно выразительным и иметь четкое построение. Выпол­нение этих условий и есть драматургическая задача мон­тажа. Уже на основании режиссерского сценария можно судить, в какой степени это возможно сделать. Если дра­матургическая разработка темы не выполнена в стадии подготовки и не исправлена в период съемок, то даже са­мый лучший монтажер немного сможет сделать. Можно только попытаться исправить мелкие драматургические упущения или сгладить их.

Ассоциативной задачей монтажа является такой под­бор выразительных средств, при котором из взаимосвязи отдельных изображений или звуков в сознании зрителя возникают новые значения. В одном любительском филь­ме есть сцена, в которой герой, ожидая появления на свет ребенка, вдруг слышит шум пролетающего военного реак­тивного самолета, поднимает голову и с беспокойством следит за самолетом. Такой самолет может предвещать смерть для него и его семьи. При этом не звучит ни одного слова. Однако зритель совершенно однозначно понимает из сочетания изображений, подкрепленных дополнительно звуком, что герой беспокоится о будущем.

Следует обратить внимание на использование звука для выявления или подчеркивания определенных ассоциа­тивных выводов. Звук в той же степени, что и изображе­ние может с успехом выполнять такие функции. При этом нет необходимости показывать сам источник звука, если он достаточно известен. Показ в кадре убегающего в стра­хе человека при звуке выстрелов, даже без показа стре­ляющего, достаточно ясно информирует о причинах бегст­ва. Также шум проходящего поезда, проникающий внутрь помещения, свидетельствует, что оно находится вблизи железной дороги.

Изобразительно-звуковые метафоры относятся к основ­ным художественным средствам кинематографа. Их ори­гинальность и разнообразие говорят о качестве фильма и умении его постановщика.

При монтаже фильма можно использовать следующие виды соединения кадров между собой:

Склейка — соединение между собой двух кадров, чаще всего снятых в разных планах. Такая склейка оставляет монтажеру большую свободу в расположении имеющегося Материала, которая ограничивается только темой фильма и его драматургической конструкцией.

Склейка на движении — соединение очередных кадров в порядке последовательности действия во время дви­жения снимаемого объекта. Это может быть также про­должением движения, начатого в предыдущем кадре, например при переходе от одного по масштабу плана к другому.

Вытеснение, затемнение, шторки — это фигуры, имею­щие свойства знаков препинания, отделяющие более или менее выразительно отдельные фрагменты фильма. (Под­робнее об этом говорилось в главе III.)

Не очень опытные постановщики пытаются застрахо­ваться от будущих трудностей в монтаже, поручая опера­тору снять многочисленные перебивки. Перебивки — это чаще всего короткие кадры, содержащие различные ней­тральные элементы: детали обстановки помещения, в ко­тором проходит действие, архитектурные детали на натуре, случайные прохожие и т. д. Если при монтаже не окажет­ся промежуточного плана для соединения между собой кадров, в которых участвуют действующие лица, а непо­средственное их соединение вызывает недопустимый ска­чок изображения, то вклеивается такая перебивка. Однако это не всегда дает желаемый результат, не говоря уже о вызываемом перебивками снижении темпа действия.

Перебивки могут быть использованы также в тех слу­чаях, если имеется длинный и в общем хороший кадр, но с каким-либо дефектом на отдельном небольшом участке (например, блик света, попавший в объектив, вздрагива­ние камеры и т. д.). Пропуск, появившийся после вырезки дефектного участка, можно заполнить соответствующей перебивкой, если нельзя заново снять весь этот кадр.

Излишне длинные кадры со слабо выраженным внут-рикадровым движением можно несколько улучшить пере­бивками, делающими их менее монотонными.

Перебивками являются также короткие кадры, пока­зывающие лица болельщиков во время спортивных сорев­нований. Они заполняют пробелы, возникшие по таким причинам, как перемена положения камеры для показа соревнований с другой точки зрения, смена объектива и т. п. Подобного вида перебивки выполняют и драматурги­ческую роль, показывая реакцию трибун и отдельных бо­лельщиков. Они также могут позволить сократить общее время показа соревнования. Однако излишнее применение перебивок является плохой манерой и нарушает плавное течение повествования.

Уже говорилось о темпе, который должен быть оконча­тельно доработан в процессе монтажа. Этот темп опреде­ляется подбором длины следующих друг за другом кадров. Их длина зависит от ряда различных причин. Во-первых, от познавательного содержания кадра: короче показывается кадр с малым количеством деталей, дольше — в котором деталей больше, чтобы зритель успел их рассмотреть. Во-вторых, длительность кадра определяется игрой актеров и произносимыми ими диалогами. Нельзя прерывать кадр на половине какого-либо действия. Темп должен быть пре­дусмотрен постановщиком при разработке сценария, а по­том во время съемок. Аналогично обстоит дело с кадрами, снимаемыми с движением камеры. Скорость этого движе­ния может устанавливаться только во время съемок. В-третьих, длина кадра может зависеть от вида снимаемо­го плана. Далекие общие, даже статичные планы требуют большей длительности показа: более близкие планы могут быть соответственно короче. Главным является то, чтобы закончить кадр в момент, когда его содержание уже вос­принято зрителем и дальнейшее продолжение угрожает затянутостью и скукой, что считается наибольшим недо­статком всякого искусства. Скука убивает прортзведение — говорится не без основания.

Использование в фильме особенностей ритма необы­чайно существенно с точки зрения его воздействия на зри­телей. Ритмом изображения можно создать спокойное на­строение или акцентировать динамику, усыплять или воз­буждать чувства и напряжение. Этому благоприятствует большая свобода в обращении с пространством и временем в кинопроизведениях.

В конце рассуждений о ритме следует еще подчерк-путь, что он строится несколько иначе в немых фильмах, где господствует изображение, чем в звуковых, где ритм определяется длительностью диалога или сопроводитель­ного комментария.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.