КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монтируем фильм
Познакомившись вкратце с основами киномонтажа можно приступить к решению отдельных задач, возникающих в период монтажа фильма в их производственной последовательности. Поэтому первой работой будет просмотр всего снятого материала и его оценка. Даже если есть ручное устройство для просмотра, материал нужно обязательдо просмотреть на экране с кинопроектора, на котором его можно продемонстрировать с той частотой, с какой он снимался (16 или 24 кадр/с). Материал можно просмотреть два или три раза, оценивая одновременно качество отдельных кадров как с точки зрения постановочной ценности, так и их технического качества. После просмотра следует сразу исключить кадры, испорченные вследствие неправильной съемки, ошибок актеров и т. д. Для этого нужно каждый рулон кинопленки разрезать на отдельные кадры, которые пронумеровать в соответствии с режиссерским сценарием и разложить в этой последовательности на рабочем столе. Если для этого нет места на столе, то можно в комнате, где производится монтаж, натянуть веревку и на ней развесить с помощью бельевых зажимов очередные кадры вместе с карточками, на которых написаны их номера. После этого следует заняться отбором лучших дублей. Тут может очень помочь настольное просмотровое устройство, на котором можно свободно еще несколько раз просмотреть каждый кадр, оценивая композицию, плавность движения камеры, исполнение ролей участниками, фотографическое качество и т. д. Выбранные дубли оставляют, а остальные сохраняют в своем архиве, описав их содержание. Некоторые из них могут в дальнейшем пригодиться, хотя бы как перебивки для других фильмов. Имея отобранный и разложенный в соответствии с последовательностью эпизодов и сцен материал, приступают к склейке кадров между собой, при этом еще не определяется окончательная длина отдельных кадров. Это будет первый вариант монтажа фильма, который следует просмотреть на экране, чтобы правильно ориентироваться в его форме, уже приближающейся к окончательной, и очередности развития событий. Только после просмотра можно будет составить представление о правильности принятой структуры и темпе, в котором развивается действие, проверить соответствие примененных переходов между кадрами и сценами, подумать над будущим звуковым оформлением. В некоторых фильмах может оказаться нужным иметь несколько более длинные отдельные кадры из-за продолжительности звукового комментария, поясняющего происходящие события, как это часто бывает в научно-популярных и инструктивных фильмах. Это может оказаться необходимым для окончания музыкальной фразы или какого-нибудь звукового эффекта. Кинолюбители, снимающие на обращаемой пленке, должны считаться с тем, что урезанный один раз кадр уже нельзя удлинить, не вызвав скачка в изображении. Такая возможность есть только при съемке на негативной кинопленке. В этом случае можно доклеить — удлинить кадр в рабочей копии куском чистой кинопленки, чтобы потом при монтаже негатива учесть эту разницу, если в негативе был запас. После такого просмотра уже можно приступать к окончательному монтажу. Подгоняют друг к другу последующие кадры, подрезая их, если они длинны, в начале или конце. Там, где нужно, вставляют кадры-перебивки. Перебивка может иметь от 10 до 20, а иногда и меньше кад-риков. Достаточно, чтобы ее смысл дошел до сознания зрителя, слившись с существом всей сцены. Излишне затянутые статичные кадры гораздо более опасны, чем длинные кадры с динамичным действием. Естественно, что каждая перебивка должна быть по смыслу тесно связана с содержанпем монтируемого эпизода. Лучше всего, если это будет какая-либо деталь, встречавшаяся в одном из предыдущих общих планов. Перебивка также должна отвечать общей тональности изображения. Особое внимание нужно уделять переходам от одного кадра к другому на движении. Лучше всего, чтобы такой переход проходил в первой или последней фазе движения. Так, например, в сцене поднятия тоста одним из участников банкета первый кадр, снятый общим планом, представляет собравшихся вокруг стола. При этом центральным персонажем является человек, который потом подымает тост, встав с бокалом в руке. Следующий кадр, снятый средним планом, укрупняет его, выделяя из окружения, но показывает сначала еще сидящим, а потом — когда он встает с бокалом в руке и произносит свой тост. Заканчивается сцена крупным планом стоящего с бокалом в руке. Соединение кадров в момент начала вставания героя с места с точки зрения монтажа не будет удачным. Значительно лучше выполнить его, когда герой поднимется с места или, уже стоя, поднимает бокал. При монтаже таких кадров обязательно нужно просмотровое устройство, позволяющее остановить изображение на любом кадре для выбора наиболее подходящего для перехода места. Выбранное место отмечают специальным пленочным карандашом со стороны основы кинопленки. Такая же отметка делается и на соседнем кадре. После этого, сложив два соединяемых кадра так, чтобы совместились отметки, легко увидеть на просвет, в одинаковых ли фазах движения находятся эти участки кадров. Потом отрезают два-три кадрика от кадра с более крупным планом, чтобы избежать впечатления повторения части движения. Такие соединения должны выполняться точно с проверкой полученного результата на экране. Даже небольшая разница в характере жеста или движения в соединяемых кадрах может вызвать «скачок» в изображении. Мы часто видим такие «скачки» в кинотеатрах, показывающих старые кинофильмы, в которых из-за обрывов было вырезано по нескольку кадриков. Монтируя фильм, нужно также обращать внимание на соответствие направления движения. Об этом говорилось подробно в главе VI. Здесь нужно дать только некоторые советы на «черный день», когда встретятся кадры с несоответствующим направлением движения, что может случиться при использовании архивных материалов, а обстоятельства требуют их использования. В крайнем случае можно вклеить один из таких кадров наоборот, т. е. стороной основы вместо эмульсии. Правда, это даст на экране временное впечатление иерезкости изображения, но лучше это, чем дезориентация зрителя в развитии действия. Лучше пойти на меньшее зло, если нет другого выхода. И вот фильм смонтирован. К нему нужно подклеить надписи с названием фильма и фамилиями постановщиков, а также пленочный ракорд на начало, чтобы предохранить фильм снаружи и обеспечить его зарядку в кинопроектор без потери первых кадров изображения. Длина надписей должна быть достаточной для свободного прочтения. Принимается приблизительно одна секунда на слово, а для заглавий это время удваивается. Итак, закончен фильм в немом варианте. Если кинолюбитель хочет на этом остановиться, что иногда бывает при фильмах на семейную тематику, то все готово для первого показа приглашенной публике. Однако чаще всего для более широкого показа фильм требует озвучения. Современный кинозритель привык не только видеть, но и слышать. Только сумма визуального и звукового впечатлений может обеспечить правильное восприятие фильма и удовлетворить зрителя, если кинокартина окажется ему по вкусу. Работа постановщика должна быть еще продолжена.
ГЛАВА IX. ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОВОРИЛО
Когда кинематограф был «великим немым», он все должен был высказать только изображением, жестами, мимикой актеров, а если этого оказывалось мало, на экране появлялись прерывавшие изображение надписи. Как, однако, кинематографу не хватало третьего звукового измерения, свидетельствует использование с самого начала его развития музыкального сопровождения, исполнявшегося пианистом, а иногда и целым оркестром, аккомпанировавшим фильму прямо в кинотеатре. Кроме музыки, создающей определенное настроение в отдельных сценах фильма и играющей непосредственно драматургическую роль, и речи, которая позволяла бы человеку на экране выразить привычными словами свои мысли, кинематографу очень не хватало различных шумов и звуков, неразрывно связанных с тем, что происходит вокруг нас. Большинство событий и явлений сопровождается различными звуками, дающими дополнительное представление о характере происходящего. Мчащийся экспресс без характерного стука колес, шума и свиста производит впечатление поезда-привидения, а не нормальной железной дороги, перевозящей пассажиров. Самолет без рокота моторов выглядит как планер. Стрельба орудий без звука выстрелов не производит грозного впечатления. Естественно, нельзя ввести в фильм одновременно все имеющиеся на свете разновидности звуков. Обязательны строгий отбор, устранение второстепенных шумов и оставление только тех, которые могут быть использованы как выразительное средство, действующее на зрителя и усиливающее восприятие изображения. При этом время звучания и его интенсивности должны быть соответственно дозированы. Многократное использование какого-либо натурального звука по различным причинам нежелательно. Главным образом это относится к звукам очень высоких тонов. Ряд звуковых эффектов создается искусственно, что необходимо, когда их натуральная запись звучит фальшиво и не передает действительного характера. Так, например, ритмичный звук марширующего войска отлично выражает шелест сгибаемой в определенном темпе газеты, топот конских копыт — стук деревянной колотушки. Имитация различных звуков для кинематографа — это отдельная сложная специальность. Переходим к музыке в фильме. Она может быть синхронной, вытекающей из содержания разыгрываемых сцен. Типичным примером этого вида использования музыки является первый польский послевоенный фильм «Запрещенные песенки», в котором мелодии, наигрываемые уличными музыкантами, составляли драматургический стержень картины. Музыка может быть и иллюстративной, когда сопровождает действие, подчеркивая его атмосферу, создает необходимое эмоциональное напряжение или имеет характер звукового лейтмотива. Музыка в фильме должна быть хорошей. Какая-нибудь пиликающая музыка может больше напортить, чем помочь. Музыка должна подходить к изображению по сво-. ему ритму и характеру, а также быть достаточно выразительной. Хорошая музыкальная иллюстрация драматургически осмыслена и отвечает общему складу фильма. Одновременно она должна быть умеренной, ненавязчивой и ограничиваться только акцентированием действия. Громкая, назойливая музыка, которую мы слышим в некоторых фильмах, является противоположностью хорошей музыкальной иллюстрации. Музыка, так же как и различного рода шумы, не должна сопровождать изображение непрерывно. Кроме того, следует помнить, что всякого рода звуковое сопровождение требует соблюдения определенной пространственной перспективы. Это же относится и к диалогам. И тут нужно остановиться на использовании тишины как существенного драматургического элемента. Особенно важным является умелое использование тишины в кульминационных моментах, когда она создает подготовку к предстоящему перелому. Возникающий вдруг из глубокой тишины крик, свист, грохот вызывает большее впечатление, чем тот Же самый звук, слышимый на фоне или после других звуков. Об этом нужно всегда помнить, озвучивая фильм. Применение слова также требует умеренности и осторожности. Фильмы с большим количеством текста были кошмаром первых лет звукового кино. Затянутые кадры, в которых герои вели бесконечные разговоры, были противны самому существу кинематографа, который требует быстрого движения, постоянно меняющихся положений и непрерывного действия. Таким путем кинематограф превращался в плохую имитацию театра. Слово можно и нужно использовать только как необходимое дополнение к изображению в тех случаях, когда самого изображения оказывается недостаточно. Диалог будет тем лучше, чем он лаконичнее. Краткость — его самое ценное качество. По своему характеру диалог должен быть приближен к разговору. Тогда он зазвучит естественно и убедительно. Почти всегда раздражает зрителя, а иногда и вызывает неуместный смех звучащая с экрана напыщенная фраза, чересчур литературное предложение. В любительских кинофильмах часто применяется речевой комментарий, записанный на отдельной магнитофонной ленте или на магнитной дорожке, нанесенной на кинопленку. Текст такого комментария во многих случаях является наиболее слабой частью любительского фильма. Одни тексты очень многословны, другие схематичны, тяжелы и снижают ценность изображения. Следует отметить, что даже для профессиональных журналистов написание текста к фильму может на первых порах представлять трудности. Это достаточно специфическая разновидность литературы. Внимательное вслушивание в текст, идущий с экрана, когда он производит хорошее впечатление и когда не нравится, может очень помочь в написании собственного текста. В кинематографии под названием комментарий понимается читаемый диктором и записанный на звуковой дорожке текст, дополняющий изображение. Как правило, он встречается в кинохронике, в научно-популярных и в некоторых документальных фильмах. В художественных фильмах комментарий применяется редко, главным образом как текст от автора, являющийся вступлением к фильму. В некоторых случаях экранизации литературных произведений комментарий используется для соединения отдельных частей. Однако нужно подчеркнуть, что комментарий в фильме всегда является злом, так как основным выразительным средством кинематографа остается изображение. Только диалог или разговор героев на экране является естественной формой живого слова. Комментарий должен быть максимально сжатым. Необычайно важна тесная связь слова с изображением. Слово должно дополнять изображение, но недопустимо повторение словами того, что зритель сам видит на экране. При написании текста необходимо помнить о соответствии ритма слов и предложений ритму монтажа изображения. Поэтому окончательный вариант текста нужно отрабатывать только после окончания монтажа фильма и тщательного ознакомления с ним. Раньше можно сделать только отдельные предварительные формулировки, вытекающие из характера и содержания сценария. Следует также обращать внимание на звучание отдельных слов и их сочетание. Это важно с точки зрения сохранения их смысла и фонетических особенностей. Исключаются, например, выражения с шипящими слогами. При написании текста нужно внимательно вслушиваться в его звучание. При разработке текста к хроникальным киносюжетам и документальным фильмам хорошие результаты может давать метод использования первых ассоциаций. Этот способ основывается на том, что автор текста, просматривая первый раз смонтированный или даже юлько подмонти-рованный фильм, высказывает свои первые мысли, поясняющие или комментирующие изображение. Полученный таким образом черновик в последующем сопоставляется с общим впечатлением от сюжета, уточняется, шлифуется стилистически и по звучанию. В определенных случаях, например в спортивных темах, может оказаться целесообразным использовать определения и формулировки, возникшие как неожиданная безотчетная реакция на видимое и информирующее о положениях, которые могут ускользнуть от внимания среднего зрителя. Этот метод придает тексту черты искренности ж оригинальности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |