Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы хозяйствующих субъектов в РБ. Процессы разгосударствления и приватизации




В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, который требует либерализации и децентрализации экономики.

Под разгосударствлением понимают процесс отстранения государства частично или полностью (в том числе путем приватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. Прежде всего, в рамках самой государственной собственности оно проявляется в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.

В Беларуси разгосударствление – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике, уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.

Основные формы разгосударствления:

– аренда государственных предприятий;

– преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

– ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества со стопроцентной долей государства; с участием других, кроме государства, учредителей.

До октября 2012 года преобразование государственных предприятий в акционерные общества осуществлялось на основании плана преобразования, утверждаемого Советом Министров на три года (Приложение Б).

С октября этого года данный план изложен в новой редакции. В нем по-прежнему остались 128 предприятий, которые уже были преобразованы в 2011 – 2012 году, а также те, приватизация которым еще предстоит (Приложение В). Изменились также и планируемые годы преобразования. Некоторые перенесли на более ранний срок, приватизацию других отложили до последнего года трехлетки – 2013 года.

Внесение изменений в план преобразования свидетельствует о том, что он не совершенен. Преобразование в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления. Если такие предложения отсутствуют, инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

В основном, предприятия коммунальной собственности приватизировались путем выкупа арендованного имущества арендной организацией, продажи на аукционах и по конкурсу.

Основные способы разгосударствления:

- сокращение доли государственного сектора в экономике;

- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

- либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;

- перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;

- переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;

- денационализация собственности.

Таким образом, вопросы разгосударствления актуальны по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. В настоящее время процесс разгосударствления в Беларуси продвигается медленно. Нет единой государственной стратегии и четкой позиции по политике разгосударствления. Не смотря на это, разгосударствление в Республике Беларусь продолжается, так как путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен.

Одним из путей разгосударствления является приватизация, под которой понимается смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность – это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. За последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно.

60.Инфляция, факторы влияющие на её в РБ. Режим таргетирования инфляции и проблемы его реализации в РБ.

Инфляция – это повышение общего уровня цен по всей стране. Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Обзор инфляционных процессов можно показать на примере Соединенных Штатов с 1920 года. Стабильность цен в 20-е годы и дефляция 30-х уступили место острой инфляции, которая наступила сразу после второй мировой войны. Период с 1951 по 1965г.г. характеризуется довольно стабильным уровнем цен, а с 1965г. явно наступил «век инфляции». В

1979 и 1980 годы уровень цен ежегодно повышался на 12-13%. Однако к середине 80-х уровень цен понизился и стал ниже 4%. Но инфляция не исключительно американское явление. Почти все промышленные страны, кроме

Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным предложением и повышением цен.

Прежде чем характеризовать виды инфляции, нужно отметить, что в реальности эти виды в чистой форме не встречаются. Инфляционные процессы представляют собой некоторую комбинацию, но для понимания таких процессов надо рассматривать по отдельности их составляющие как отдельные виды.

Авторы теории чрезвычайных издержек (Дж. М. Кейнс, У. Торн, Р. Куэн) были уверены, что инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой

– теория инфляционной спирали «заработная плата – цены». Можно выделить важнейшие из действительно инфляционных причин роста цен:

- во-первых, отсутствие контроля со стороны государства над денежной массой, выбрасываемой в обращение.

- во-вторых, это несбалансированность государственных расходов, выражающихся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем печатания новой денежной массы, что приводит к росту массы денег в обращении. Особенно инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с милитаризацией экономики. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах.

- в-третьих, общее повышение уровня цен в ХХI веке связано с изменением структуры рынка, который все в большей степени приобретает очертания рынка несовершенной конкуренции. Современный рынок в значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой.

- в-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.

- в-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в частности, характерно для белорусской экономики.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть.

Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.

Различают два типа инфляции:

- скрытая (подавленная) инфляция;

- открытая инфляция.

Выделяют следующие виды инфляции: а) по проявлению:

- внутренняя инфляция (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);

- внешняя (снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты); б) по причинам возникновения:

- инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;

- инфляция издержек;

- инфляция спроса. в) по темпам нарастания:

- умеренная (ползучая) инфляция;

- галопирующая инфляция;

- гиперинфляция. г) по степени сбалансированности их роста:

- сбалансированная инфляция;

- несбалансированная инфляция.

В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. В случае же определения цен централизованно- директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция. Данные понятия были ведены в научный оборот шведским экономистом Б. А. Хансеном.

Скрытая инфляция имела место при социалистической системе хозяйствования.

Для нее был характерен тотальный административный контроль над ценами и доходами, который заключался в их централизованном планировании. Это привело к почти полному разрушению рыночного механизма, что в свою очередь

«стимулировало» формирование устойчивого дефицита потребительских товаров и факторов производства. В отличие от скрытой инфляции открытая инфляция характеризуется общим повышением цен.

Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий – темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий.

Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).

Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения влево. Это отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены и сокращается объем реального валового национального продукта.

Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса на товары, по сравнению с его прежней величиной. В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период.

Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально- экономического развития страны.

3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.

При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

4. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике

Беларусь с тем, чтобы в 2005 г. выйти на уровень 10-14% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси являются: монетарная политика; политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.