КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12.Проблема сознания
Тема 11.Познание (гносеология) Модуль 3. Философия познания 1. Прочтите притчу, какая особенность нашего познания в ней отражена? В пользу какого варианта решения вопроса о познаваемости мира свидетельствует данная особенность? Однажды четверо слепых захотели узнать, что же такое слон, на что он похож хотя бы. Попросили подвести их к слону. Один потрогал слона за хобот, и подметил: "Слон на толстый канат похож". Второй потрогал хвост, и возразил ему: «Нет, не на канат, а на верёвку скорее...». Третий, который трогал слона за ногу, возразил: «Нет, он на столб похож вообще-то». А четвёртый, который трогал за брюхо, сказал: «Вы не правы все трое! Слон похож на бочку огромную!».
2. Прокомментируйте высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». К какому варианту решения проблемы познаваемости мира можно отнести данное утверждение? Какие характеристики человека как познающего субъекта нужно «вынести за скобки», чтобы остался трансцендентальный субъект? В чём отличие последнего от психологического и социально-исторического субъекта?
4. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. (Маркс, К. Тезисы о Фейербахе). Прокомментируйте высказывание Маркса. Как практика может выступать критерием истины? Приведите примеры.
5. Я хочу раз навсегда не знать многого. – Мудрость полагает границы также и познанию. (Ницше, Ф.). Прокомментируйте высказывание Ницше. Чем отличаются знание и познание? Как знание многого может ограничивать познание? 1. В чем необходимость возникновения сознания и, соответственно, ограниченность предыдущей формы отражения? Используется ли эта предыдущая форма отражения в практике человеческого существования? 2. Можно ли все проявления человеческого существования объяснить своеобразием процесса труда? Доступен ли животным процесс труда? 3. Сознательное и бессознательное. Интуиция. Понятие бессознательного по 3. Фрейду. 4. Идеальное и его становление в ходе эволюции отражения. Психофизиологическая проблема и идеальное. Информация и идеальное. Проблема соотношения материального и идеального в мышлении. 5. Проблема моделирования мышления. Соотношение возможностей человека и машины в процессе мышления. Существуют ли принципиальные ограничения в развитии способности машин к мышлению?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |