Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И некоторые общие рекомендации начинающему оратору




Репетиция устного выступления

 

Никакого актера не выпустят на сцену (да и сам он туда не пойдет), если роль не отрепетирована. Докладчик - тот же актер. Правда, в отличие от театрального актера, он к тому же еще и автор, и режиссер тоже. Но тогда без репетиции ему, тем более, не обойтись!

Все великие ораторы прошлого репетировали свои речи. Импровизация в устном выступлении - штука хорошая, но она возможна не до, а только после репетиции. Так что и как репетировать?

Репетировать надо многое: жесты, мимику, темп, интонацию, манеру держаться, и это, кажется, еще не все. Например, в дополнение к перечисленному можно репетировать перед зеркалом костюм. Не помню, кто именно, Теофраст или Демосфен (но точно кто-то из них), уходил в пустыню, набивал в рот камешками и репетировал произношение. С целью репетиции можно устроить выступление перед привычной вам микроаудиторией, можно записаться на магнитофон, еще лучше - на телекамеру. Как видим, направлений и вариантов много, и невозможно дать советы на все случаи жизни. Поэтому в заключение ограничимся некоторыми общими рекомендациями, выбранными нами из разных источников [74], [75], [76]. Их не лишне иметь в виду, на каком бы этапе подготовки к выступлению мы ни находились.

1. Чтобы научиться живо и интересно говорить перед аудиторией, надо много читать. Причем, читать следует не только специальные, но и периодические издания. Лектор должен знать новости в день их появления на свет. Докладчику, не знающему того, что известно всем, не воздадут должного даже за знание того, чего еще никто не знает.

2. К выступлению всегда надо иметь больше материала, чем вы в состоянии использовать. Это вселяет уверенность и дает возможность приспособиться к обстановке, если лекция примет неожиданный оборот.

3. При подготовке к занятиям конспект обязателен. Его надо взять с собой, но как бы ни хорош был ваш конспект, обращаться к нему во время выступления можно только в самых крайних случаях.

4. Первая фраза никогда не должна быть банальной. Начинать надо с положения, которое, не будучи избитым, найдет живой отклик у слушателей. Они должны подумать: "Докладчик умный человек, пусть продолжает".

5. Следует излагать факты, а не доказывать их. Стиль доказательств обычно возбуждает чувство враждебности.

6. Во время выступления аудитория должна сидеть, а выступающий перед ней - стоять. Стоящий человек имеет психологическое преимущество перед сидящим.

7. Если вы ставите перед аудиторией вопросы, не разрешайте отвечать на них одним и тем же.

8. Докладчик должен извлечь максимум пользы из своего внешнего вида, а для этого он должен быть подтянутым и стоять прямо. Излагая материал, он не должен ходить, иначе аудитория сосредоточит внимание на его движениях, а не на словах.

9. Принято считать, что внешний вид женщины-лектора особо должен удовлетворять следующим требованиям: не отвлекать (где это она взяла и сколько оно стоит?); не раздражать (чего это она так вырядилась!); не действовать на инстинкты (тут у каждого свое, но у всех не то, что бы работало на сверхзадачу).

10. Прочитайте у Д.Карнеги раздел "Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения" [51] и используйте в своих устных выступлениях, помимо приведенных, также и его рекомендации.

 

Итак, желаем успеха!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.

2. Краткий философский словарь / Под ред. П.Юдина, М.Ро-зенталя. - М., 1954.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.

4. Лопатина Н.В. Культура чтения как компонент информационной культуры личности // Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. 25-27 ноября 1994. - Тамбов, 1994.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1976.

7. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.- М., 1987.

8. Каверин С.Б. Как формируется эстетическая потреб-
ность // Режиссеры самодеятельных театральных коллективов: межвузовский сборник научных трудов. - М., 1992.

9. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.

10. Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972.

11. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться. - М., 1975.

12. Маркова А.К. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников // Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников. - М., 1968.

13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.

14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.

15. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности: Вопросы психологии, 1972, № 2.

16. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / Вопросы психологии, 1984, № 4.

17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.

19. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

20. Кабанова-Меллер Е.Н. Роль обобщения в переносе / Вопросы психологии, 1984, № 4.

21. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., 1976.

22. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

23. Щукина Г.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся в познавательном процессе. - М., 1976.

24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

25. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

26. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

27. Лийтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

28. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973.

29. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

31. Лисовский В.Г., Дмитриев А.В. Студент и учебный процесс // Личность студента. - М., 1974.

32. Матюшкин А.М. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности / Вопросы психологии, 1982, № 4.

33. Немов Р.С., Гальвановскис А.Я. Уровень развития группы как фактор, влияющий на взаимосвязь ее величины и успешности / Вопросы психологии, 1982, № 2.

34. Петровский А.В., Туревский М.А. Развитие группы как социально-психологическая проблема / Вопросы психологии, 1979, № 2.

35. Селиванов В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред К.К. Платонова и др. - М., 1975.

36. Яковлев В.А. Студенческий коллектив - центр воспита-ния // Вопросы психологии воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. - Тамбов, 1976.

37. Штарке К. Студенческая молодежь // Исследование проблем молодежи в ГДР. - М., 1976.

38. Косырев В.Н., Сластенин В.А., Старов М.И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе / Вопросы психологии, 1985, № 3.

39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1976.

40. Косырев В.Н. Психологический механизм влияния объективных факторов на отношение студентов к учебе // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - Тамбов, 1983.

41. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.

42. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.

43. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

44. Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. - М., 1988.

45. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час: теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой. - Кемерово, 1980.

46. Пекелис В.Д. Твои возможности человек! - М., 1974.

47. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

48. Бородина В.А. Десять уроков динамического чтения. - Л., 1976.

49. Емеличев В.Е. Вы можете научиться читать в три раза быстрее / ЭКО, 1973, №№ 4, 5.

50. Кузнецов О.Х., Хромов Л.П. Техника быстрого чтения. - М., 1977.

51. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1983.

52. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М., 1987.

53. Воробьев Г.П. Кибернетика стучится в школу.- М., 1986.

54. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М., 1992.

55. Булычев И.И. Опыт изложения проблем гносеологии методом универсального логического алгоритма. - Тамбов, 1994.

56. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учебно-методическое пособие. - М., 1988.

57. Аронина А.И., Штернберг Л.Ф. Формирование навыков скоростного конспектирования лекций: Методические рекомендации.- Куйбышев, 1985.

58. Айтштейн В.Г. Скоропись без секретов / Наука и жизнь, 1981, № 3.

59. Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1978.

60. Мездрогин В.Б., Степанов А.А. Использование сокращенных обозначений и математических символов для конспектирования // Методика и практика преподавания в техническом вузе. - Л., 1987.

61. Ухтомский А.А. О резонансной теории нервного проведения // Собрание сочинений. - Л., 1976.

62. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.- М., 1989.

63. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

64. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

65. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.

66. Шмидт Р. Искусство общения: Практикум делового человека. - М., 1992.

67. Грехов С.В. Культура педагогического общения. - М., 1990.

68. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

69. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М., 1988.

70. Синг Дж. Беседы о теории относительности. - М., 1973.

71. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

72. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - Л., 1989.

73. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология - производству и воспитанию. - Л., 1977.

74. Коупленд Н. Психология и солдат. - М., 1960.

75. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.

76. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.