КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Испания
Италия В Италию готика проникла сравнительно поздно – в XIII в. и не стала господствующим стилем. Италия, уже вступившая в новую культурно-историческую эпоху – ренессансную, не могла прямо заимствовать французский опыт, сформированный в иной социокультурной системе. Элементы готики были творчески переосмыслены и соединены с традициями итальянского зодчества. Поэтому итальянская архитектура второй половины XIII и XIV вв. характеризуются распространением готики и одновременно зарождением некоторых принципов, предваряющих архитектуру Возрождения. Итальянская готика отличается тем, что редко использует систему готической конструкции, а ограничивается применением элементов готического стиля: стрельчатых арок, роз, вимпергов, пинаклей и т.п. Города Италии украсились прекрасными церквами, великолепными дворцами – палаццо, открытыми галереями – лоджиями с аркадами и капителями и живописными фонтанами. Во всем этом можно распознать элементы готического стиля. Примером итальянской готики служит собор XIV в. в Сиене. С одной стороны, в нем демонстрируется заимствование готической конструкции и отдельных декоративных элементов готического стиля – те самые розы, вимперги, пинакли, башенки-фиалы, стрельчатые арки. С другой – показаны и полукруглые арки, и подчеркнутые горизонтали. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение мощных куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. Уникальным для Италии считается, рассчитанный на 40 тыс. молящихся, Миланский собор (1386 -XIX вв.), – самый большой из всех готических соборов. Это ажурное беломраморное здание с контрфорсами и целым лесом вздымающихся над ним фиал. На его формах сказалась близость Франции и Германии. В результате получилась некоторая компилятивность с преобладанием северных влияний. Собор отличается также непомерной пышностью, особенно в скульптуре. Собор не стал образцом для Италии, архитектура полуострова развивалась особым путем. Итальянское искусство – преимущественно светское. Для итальянцев остались чуждыми многие готические элементы. Каркасная система, при которой исчезала стена, была им не по душе, и стена в итальянских сооружениях всегда сохранялась. Итальянских зодчих увлекала не вертикаль, а размеренность и гармония, даже если они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец Дожей (XIV-XVI вв.) и Дворец Ка Д`Оро (1/2 XV в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Примечательно, что во Дворце Дожей обычные архитектурные принципы нарушены. Массивная стена покоится на чудесных легких и стройных готических галереях, - аркадах и лоджиях. Вообще же, считается, что в Италии готический стиль, не родившись, вытеснялся ренессансными веяниями. Готическая архитектура Испании существенно отличается от сооружений Франции, Германии, Англии. Прежде всего, в архитектуре Испании каркас не всегда торжествует над стеной. И самое главное, в испанской готике произошло немыслимое, казалось бы (из-за постоянной вражды) сочетание утонченной мусульманской художественной системы с европейской готической системой. Самобытны церкви Каталонии, в которых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод и имеют огромную ширину нефа, как, например, в соборе в Жероне, 1325— 1607 ширина нефа 24 м. В Каталонии был создан и лучший образец гражданской готической архитектуры Испании - биржа в Пальме (1426—1451), с восьми-гранными угловыми башнями, служившая прообразом для многочисленных построек. Обширные позднеготические соборы в Севилье, Саламанке (1513—1733) и Сеговии (1522—1626) сдержанны по декор, убранству. Грандиозный пятинефный Севильский собор, воздвигнутый в начале XVI в. на месте арабской мечети, с колокольней, перестроенной из минарета, сам очень напоминает мечеть. Своеобразно внутреннее пространство испанских церквей. Храм делится на две половины, захватывая и неф, высокой стеной – ретабло, богато украшенной скульптурой и живописью. Таким образом, священнослужителям отводится помещение не меньше, чем молящимся. Таким образом, в Испании мы видим при взаимной национальной и религиозной вражде плодотворное переплетение культур. Мусульманские мастера приглашаются для строительства христианских церквей, не говоря уже о замках феодалов. Готическая скульптура. Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Она развивалась в теснейшей связи с архитектурой, и это позволяет говорить о синтезе искусств в период готики – синтезе архитектуры, скульптуры и монументальной живописи в форме витража. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: Во-первых, на смену господствующему в художественной концепции абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет. Во-вторых, основным видом готической скульптуры является круглая пластика. Конечно, готика знает и рельеф, постоянно к нему обращается, однако преимущественно развивается круглая пластика. Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, аркбутаны, контрфорсы. Бесчисленные мелкие фигуры и сцены размещаются на косяках дверей, цоколях, постаментах, кронштейнах. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов – так например - гаргуйли. Скульптура покрывает и капители, однако на смену распространенным в романских храмах фигурным сценам приходят растительные мотивы. Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора. Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Число скульптур в таких соборах достигало двух тысяч. Украшались как внешние стены храма, так и внутренние. В готических соборах очень много изображений в виде барельефов, сценок из народной жизни, потешных представлений, нередко прямая сатира на монахов и церковников. Изображения включали в себя не только религиозные сюжеты и священные персонажи, но также и реальный мир, и отвлеченные понятия (время, сельскохозяйственные работы, аллегории, например, семь свободных искусств.). Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников и крестьян отражают иерархическую структуру феодального общества. Фигуры готической скульптуры вытянуты, изломаны, на лицах отражается огромное напряжение духовных сил. Для художников готического стиля характерно отвращение к цветущей и ухоженной плоти, так как они отражали прежде всего жизнь – тяжелую, драматическую, полную лишений и бедствий. Художники стремились показать высшую, духовную красоту, которая озаряла истощенные тела и изнуренные лица. Однако к концу XIII в. в изображениях людей появляются и черты портретного сходства. Не стремясь к идеально прекрасному, готические ваятели показали своих современников такими, какими они были в действительности, без поправок и обобщений. Наряду с беспощадным, чрезмерным натурализмом изображения страданий проявлялось и другое стремление: в тесном тревожном мире утвердить человеческое достоинство, прославить душевное благородство, высокое назначение человеческого рода.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |