КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая власть и стиль руководства
Россия, как и любая формирующаяся демократия, переживает сегодня период самой активной политической жизни. Последняя не менее интересна, чем экономическая, социальная или духовная жизнь. А некоторые процессы, происходящие в политике, прямо влияют на другие стороны общественной жизни. Как известно, основу политической системы составляет власть. Сила, власть и авторитет - три формы проявления влияния. Оно показывает, что один человек или группа в чем-то превосходят других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть превосходство в должности, социальном положении, которое закреплено конституцией, уставом, законом, традицией, тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности и тогда мы должны говорить о влиянии через свой авторитет. Власть - это влияние на основе закона или традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Источниками власти выступают сила и авторитет. Сила - применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Авторитет -общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и руководимые. Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из специальных видов этих отношений, которые называют властными отношениями. Их природа состоит в превосходстве одних над другими. Одни, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные, внизу. Такой порядок называется иерархическим. Итак, мы выделили три способа влияния - силу, власть, авторитет. Рассмотрим только один способ влияния - власть, и убедимся, что она как наиболее развитая и самая сложная из трех способов влияния разбивается на несколько разновидностей. Власть может основываться: а) на личных качествах, б) на традиции и обычаях, в) на формальном законе. Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т. е. легитимной. Легитимация (лат. legitimus - законный) - признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающих политическим принципам, например, свобода слова, защита гражданских прав или социальная помощь бедствующим слоям населения. Различают харизматическую, традиционную и легальную лигитимную власть.
Рассмотрим эти типы власти подробнее. Харизматическая власть. Управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств называется харизматическим. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости». Термин «харизма», взятый из Нового Завета (где он, впрочем, употребляется в совершенно ином смысле), обозначает такой тип социального господства, который основывается не на традиции или законе, а на необычайно сильном влиянии индивидуального лидера. Прототипом харизматического лидера является религиозный пророк, который ниспровергает установленный порядок вещей именем некой высшей власти, данной ему от Бога. Вспомним исторические фигуры Будды, Иисуса и Магомета. Однако харизматический лидер может существовать и в мирской жизни, особенно в политике. Здесь уместно вспомнить Цезаря или Наполеона. Харизма - высшая степень неформального авторитета. «Большая умница», «свой парень», «борец за справедливость», «святой» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выдающиеся качества, а исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным. Такие люди не просто авторитетны, они - непререкаемые авторитеты для общества. А. Эйнштейн и И. Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами. Аятолла Хомейни - религиозный лидер современного Ирана - считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей. В. И. Ленин тоже был харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных. Как следует из теории харизмы М. Вебера, необычайная страстность харизматического движения только в редких случаях сохранялась дольше одного поколения. По мысли Вебера, харизма неизбежно «рутинизируется», т. е. превращается в нечто обыденное, нерадикальное, нечудесное. За пророками следуют папы, за революционерами - администраторы. Когда перепитии великой революции остаются позади и устанавливается новый общественный порядок, тогда вдруг оказывается, что произошедшие изменения были не столь уж революционными, какими представлялись поначалу. Там, где мятежный пыл начинает спадать, появляются прозаические соображения выгоды и политические амбиции. Вновь заявляют о себе старые привычки, а созданный харизматической революцией новый строй начинает походить на ancien regime, который недавно с ожесточением отвергался. Несмотря на недолговечность харизмы, Вебер считал ее движущей силой истории. Как бы сильно ни проявлялись старые шаблоны, мир уже никогда не оставался прежним. Даже если изменения были не столь грандиозны, как того желали революционеры, их значение нельзя преуменьшать. Иногда лишь по прошествии длительного времени выяснялось, насколько глубоки они были на самом деле. Вот почему едва ли не все старания контрреволюционеров в истории оказывались тщетными. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новых традиций еще не появилось. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Это явление называют культом личности. Культ личности (от лат. cultus - почитание) - чрезмерное возвеличивание личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Подданные воспринимали фараона или царя как наместника Бога на земле. Харизматическим лидерам принято дарить подарки. В СССР были даже музеи, где выставлялись подарки, которые преподносили правителям за десятки лет существования советской власти. Традиционная власть достигается благодаря обычаям, привычке повиноваться, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования власти монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения к другому. Примером могут служить отношения между господином и слугой. Случалось, что в родовых поместьях европейской аристократии династии господ и династии слуг шли сквозь время параллельно. Дети господ становились новыми господами, а дети слуг - новыми слугами у одной и той же самой семье. Традиция входила в кровь и плоть настолько глубоко, что расставание со своим господином было равнозначно смерти. Легальная власть называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому - серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но против приказа никто не пойдет. Это признак того, что в данном обществе верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление. В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье. В чистом виде указанные типы власти встречаются редко. Гораздо чаще можно увидеть их комбинацию. Главы католической и православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно и как харизматические лидеры, и как традиционные руководители, и как легальные правители. Харизматическими лидерами высшие иерархи церкви являются потому, что искренне верят в особенность своих качеств, в способность прямо и непосредственно общаться с Богом. Поскольку церковь - древнейший и традиционный институт, то подчинение низших священнослужителей высшим давно вошло в обычай и традицию. Наконец, легальным такой тип власти делает то обстоятельство, что они управляют при помощи точно таких же указов, постановлений и директив, что и светские чиновники. Церковь, пожалуй, исключительный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управленческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях. Аятолла Хомейни, находясь в изгнании, оставался харизматическим лидером мусульман Ирана. Когда он вернулся и возглавил государство, то приобрел еще и атрибуты легального правителя. Традиционным руководителем мусульман делал его статус аятоллы. Аятолла («знамение аллаха») является представителем высшей категории мусульманских богословов-законоведов у шиитов. В молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти. В политической системе США доминирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы. Например, Верховный суд обращается к Конституции для урегулирования судебных споров. Это явно традиционный аспект американской политической системы, где можно выявить и харизматические элементы. Американцы с любовью относятся к основателям своего государства. Такие президенты, как Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди, были харизматическими лидерами, считают они. Помимо типов власти выделяются стили руководства, или управления. Власть и руководство - очень похожие и одновременно очень разные явления. Власть - ключевая точка в иерархии, где принимают самые важные вопросы, касающиеся фирмы, предприятия или государства в целом. Она, как правило, наверху пирамиды. Руководство - это процедура осуществления власти, техника ее реализации, если можно так выразиться. Менеджер или король наделены властью для того, чтобы эффективно руководить подчиненными, решать конфликты, защищать от врагов, снабжать сырьем и думать о сбыте продукции, экономить на расходах и повышать доходы и т. п. Поэтому руководитель организует, планирует, контролирует, прогнозирует события. Он - дирижер оркестра. И это главное. А вот власть для руководителя - средство эффективного управления. На уровне государства стиль управления, т. е. индивидуальная манера руководить, перерастает в систему управления, в распоряжении которой суды, армия, полиция, аппарат чиновников, средства массовой информации. Такую систему называют авторитарной. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система управления, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Демократический стиль характерен для парламентской формы правления как наиболее прогрессивной. Попустительский стиль фактически означает устранение от руководства, передачу власти целиком и полностью подчиненным. Примеров такого самоустранения много. Один из них - правление Людовика XV во Франции.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |