Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая жизнь общества




Политическая жизнь общества - это совокупность повседнев­ных взаимодействий и взаимоотношений людей (индивидов, группировок, партий) по поводу активного или пассивного уча­стия в политической системе общества. Кто-то организуется в партии, сколачивает блоки, агитирует с трибуны или через СМИ, кто-то выдвигает себя в депутаты или в президенты, добиваясь поддержки электората, кто-то пассивно наблюдает за событиями по телевизору, изредка или никогда не посещая избирательные участки. Нашими голосами может кто-то воспользоваться, наше неучастие может оказаться кому-то на руку. Недовольные, мы пассивно молчим, отдавая инициативу не тем, кому нужно, или восстаем против власть имущих, хотя они оказались наверху бла­годаря нам, неважно голосовали мы или молчали в тот момент. Итак, политическая жизнь касается всех нас. Но все ли мы о ней знаем?

Возможность активного участия в политической жизни общества для граждан зависит от множества условий. Формы правления страной - только одни из них. Немаловажную роль играет «политический режим - система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и сво­бод личности, отношение власти к правовым основам собствен­ной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существует два главных типа политических режимов - демократические и неде­мократические, каждый из который внутри себя подразделяется на несколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парла­мент - коллективный законодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических режимов выступает термин пар­ламентский режим. Республика - яркий пример. К недемократиче­ским режимам надо относить такие формы правления, основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. Поэтому другим наименованием для них слу­жит термин авторитарные (единоличные) формы правления.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя она и является формой единоличного правления, за­нимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть короля ограничивалась парламентом. Всем авторитарным режи­мам присущи такие черты, как отсутствие политической оппози­ции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных про­блем. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропа­ганды идей правящей партии, а школы и университеты - в средст­во политической социализации в духе правящей идеологии. Про­изведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует также и экономику. Эти харак­теристики вполне приложимы к диктатуре, при которой власть в государстве осуществляется недемократическими методами. Она - крайняя форма авторитарного политического режима. Закон го­сударства принимается без согласия народа и против его интере­сов. Массовые репрессии, которые практиковались и практику­ются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена про­тив интересов народа.

Формы авторитарного правления, при которых государство контролирует все стороны жизни граждан, описываются терми­ном тоталитаризм. Впервые тоталитарные формы правления поя­вились после первой мировой войны. Они имеют две современные разновидности - социалистическое государство и фашистское. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, политиче­ские права человека не соблюдаются, закон устанавливается про­извольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюда­ется равенство всех граждан перед законом. Тоталитарное госу­дарство характеризуют следующие черты: аппарат подавления, преследование инакомыслящих, жесткая цензура и отмена свобо­ды слова, диктатура одной политической партии, монополия го­сударственной собственности, геноцид против собственного на­рода, подавление личности, отчуждение от государства.

Гораздо больше возможностей для участия в политической жизни предоставляют гражданам демократические режимы. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституци­ей системе и выполняет законодательные функции. Истинно де­мократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обяза­тельное голосование у народа. Демократия предполагает наличие в обществе двух явлений: публичного соревнования за голоса избирателей и «включенности» в политический процесс широких групп населения.

Как правило, система голосования очень сложная. В большин­стве таких обществ выбрана система, которая называется предста­вительной демократией. Мнение народа выражают люди, побе­дившие в своих избирательных округах. Граждане в демократиче­ском обществе обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, соб­раний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллек­тивные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, по­тенциально является активным субъектом политического процесса.

Идеалы демократического устройства общества воплощены в двух понятиях - «гражданское общество» и «правовое государст­во». Понятие «гражданское общество» многозначно. В науке вы­деляют два главных значения - гражданское общество как отра­жение реальности, существующей независимо от нашего созна­ния, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установле­нию которого на земле стремились многие поколения прогрес­сивно мыслящих людей. Идеал гражданского общества предпола­гает сообщество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, ак­тивно участвующих в управлении государством, свободно выра­жающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разно­образные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономиче­ском плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном -идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Право­вым называется такое государство, где соблюдаются следующие признаки: а) господство закона во всех сферах общественной жизни; б) связанность законом государства и его органов; в) су­дебная защита прав граждан и взаимная ответственность государ­ства и личности. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенное ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество.

Принимать участие в политической жизни имеют право только граждане этой страны. В современных демократических государствах, как правило, нет дискриминации по признаку пола, расы, профессии, вероисповедания, национальности. Но остается одно -наличие или отсутствие гражданства, получить которое, оказыва­ется, не во всех странах просто. Вот как это происходит в США, куда эмигрируют со всего света миллионы людей.

Проживание на территории данного государства не делает человека авто­матически его гражданином. В США, как мы знаем, каждый год приезжает более миллиона иммигрантов. Им предоставляют вначале вид на жительство, и они пользуются почти всеми правами, какими пользуются граждане-американцы: и медицинской страховкой, и пособием по безработице, и раз­личными социальными дотациями, могут получить лицензию и устроиться работать и т.д. Но они лишены одного - избирательного права и права быть избранными на государственные посты. Их называют просто резидентами.

В США иммигранту после получения вида на жительства надо прожить еще несколько лет, чтобы получить право голосовать. Лишь после этого он считает­ся гражданином США. Процесс обретения таких прав именуется натурализаци­ей - принятием лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства (например, в случае долголетнего проживания). Стало быть, до этого момента человек не считается гражданином страны. С момента обретения гражданства человек начинает пользовать полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Их защищают права, гарантированные конституцией стра­ны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и быть избираемы в органы власти.

Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты в 70-80-е годы, уехавшие из страны), гражданства могут лишить помимо желания человека (так поступали с советскими политза­ключенными, попавшими в 30-е годы в сталинские лагеря). США, Канада и Австралия находились в числе тех стран, которые на протяжении XX столетия охотно предоставляли иммигрантам права гражданства, увеличивая тем самым рабочую силу, расши­ряя сферу производства и услуг, наращивая экономическую мощь. В конце столетия они начали ограничивать выдачу виз, сдерживая нарастающий приток желающих поселиться в процветающей стране. В посольствах ужесточились требования на въезд. Если в период существования СССР американцы принимали к себе всех политических иммигрантов, помятуя о том, что демократическая страна должна предоставлять политическое убежище так назы­ваемым узникам совести, то в период его распада и образования Российской Федерации, признавшей главенство демократических принципов, политические критерии перестали действовать. Но остались квалификационно-профессиональные. Это означает, что указанные страны могут принять к себе высококвалифицирован­ных специалистов, в том числе выдающихся художников, арти­стов, ученых, но не работников малоквалифицированного труда. В результате десятки тысяч специалистов, на обучение которых Россия затратила огромные деньги, бесплатно достались другой стране. Массовый отток ученых назвали «утечкой мозгов».

В политологии и юридической науке под гражданством пони­мается также постоянная политико-правовая связь лица и госу­дарства, которая выражается в их взаимных правах и обязанно­стях. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г., меж­дународным пактам о правах человека, никто не может быть ли­шен гражданства или права на его изменение. Каждому гражда­нину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни на­ходился. В России закон о гражданстве принят в 1991 г.

В государствах с монархической формой правления для обо­значения принадлежности лица к данному государству вместо термина «гражданство» употребляют слово «подданство».

Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает. Кроме формаль­ного права участвовать в избирательной кампании в понятие «гражданство», видимо, следует включить какие-то содержатель­ные признаки, скажем, политическую активность людей. В одних странах политическая активность граждан высока и они с удо­вольствием участвуют во всевозможных органах власти, учрежде­ниях, фондах, движениях и т. д., а в других она чрезвычайно низ­ка. В таком случае говорят, что между властью и народом воз­никло отчуждение. Население не верит своему государству, по­скольку оно много раз его обманывало. В первом случае люди чувствуют себя настоящими гражданами и патриотами, во втором многие из них готовы покинуть родину.

Стало быть, в гражданской пассивности виновато в первую очередь государство, ничего не сделавшее для своих граждан. Но и на самих гражданах лежит не меньшая вина, так как они допус­тили, чтобы с ними обращались подобным образом. В Древней Греции и в США жители активно требовали от государства по­ложенных им прав, свергали зарвавшихся правителей и в конеч­ном итоге добивались демократического порядка, который позже защищали, не щадя своей жизни.

Таким образом, поведение граждан и обращение с ними госу­дарства - взаимосвязанные вещи. Каждое из них выступает при­чиной и следствием другого. В тоталитарном государстве нет или очень низка правовая защита граждан, которые отвечают поли­тической пассивностью. Конечно, они могут приходить к избира­тельным урнам, выполнять множество общественных нагрузок, но делается все это неискренне, из боязни не принести себе вред отказом. Такую активность следует назвать внешней, показуш­ной. В большинстве же случаев в тоталитарных или полутотали­тарных государствах активность граждан низка. Это и понятно, поскольку от них мало что зависит в государстве. Их отстранили от управления и стало быть требовать активного участия в приня­тии управленческих решений также нельзя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.