Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты политической жизни




Помимо рядовых граждан, формы участия которых в полити­ческой жизни мы уже рассмотрели, важными субъектами полити­ческой жизни страны являются политические группы. Ниже будут рассмотрены четыре ведущие группы, а именно группы давления, группы интересов, лобби и элита.

В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями: голосованием на выбо­рах; созданием организованных общественных групп. Такие группы называются общественными потому, что участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не проходят специального обучения, не регистрируются в качестве обычной организации, скажем института или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные помощники чаще все­го работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп:

а) группы, защищающие собственные интересы (например, профсоюзы, союз предпринимателей);

б) группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (например, феминистское движение).

Первый тип называется группами давления, второй группами интересов.

Наименование двух групп достаточно условное и часто вводит в заблуждение. К примеру, куда отнести общество по защите па­мятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их на­звании встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая собственные ин­тересы, постоянно выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собственные или других людей. Очевидно, что совет ветера­нов относится к группе давления, а Красный Крест и Армия Спа­сения - к группе интересов.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декла­ративных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов озвучивают (ученые говорят: артикулируют) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям дела­ют их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движения. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные ис­парения, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и коснулись жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последо­вательно била в одну точку - привлекала внимание обществен­ности к проблеме. В результате в 90-е годы вопросы защиты ок­ружающей среды стали одними из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, на радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.

Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакму­совой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные пробле­мы. К примеру, долгое время в армии процветала дедовщина и в мирное время гибли сотни молодых солдат. И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движение солдатских матерей, которое заставляет обратить на себя внимание самого консерва­тивного в мире властного органа - армейского командования. Кстати сказать, к какому из двух типов групп относится указан­ное движение?

Через названные движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем мини­стерства или крупные чиновники.

Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подго­тавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уров­не смертности в армии, надо обращаться в Совет солдатских ма­терей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окру­жающей среде, то лучших специалистов, чем в экологическом движении, вам не найти и т. д. Часто министерства и парламент­ские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.


Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в полити­ческие партии.

Характер осуществления функций группами давления зависит прежде всего от того, законны или незаконны способы их дея­тельности.

Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции следующим образом:

- взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами ис­полнительных и представительных органов (в виде советов, реко­мендаций, убеждения);

- участвуют в финансировании законопроектов, экспертиз, за­ключений правительственных органов;

- контролируют соблюдение принятых решений (законов),
вплоть до обращения в суд;

- наблюдают за деятельностью правительства в отдельных отраслях­ управления, расходованием финансовых средств и т. д.

Таковы законные (или легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и подкуп чиновни­ков, финансовая поддержка нелегальных объединений,, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т. д. Яркий пример - кризис августа-сентября 1998 г. Некоторые спе­циалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован наме­ренно теми группами, которые хотели лишить оппозиционные партии и часть населения, не поддерживающие правящий режим, возможности на очередных президентских выборах (в 2000 г.) или на досрочных перевыборах финансировать оппозиционные пар­тии. Результат оказался прямо противоположным: у населения были подорваны остатки доверия к правительству и стоящей у власти политической элите.

Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражда­нами, надо отличать группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур или лобби. В отличие от групп интере­сов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например, сформиро­вав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в дове­рие к родным и близким правителя, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигрывал­ся во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аграриев пу­гает парламент развалом сельского хозяйства, военные - недоволь­ством армии и ее готовностью свергнуть правительство в случае не­выделения нужной суммы из госбюджета. Когда деньги выделяют­ся, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, осе­дая в карманах начальства. Массы аграриев и военных, не получив средств к существованию, выражают недовольство. Их лобби, круп­но представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так до бесконечности.

Мощные лоббистские группировки всегда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологического, стоят очень далеко от коридоров власти - на самом низу социальной пирамиды. Им гораздо труд­нее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс.

Лобби потому и сильны, что контролируют какие-то стратеги­ческие ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - про­дукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоббистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно контролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировавшее жизненно важ­ные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.

Если лоббистам все время потакать, они монополизируют всю власть в государстве, заставят ее работать только на решение соб­ственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX в., по­этому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борьбе. С тех пор было замечено, как только деятельность лобби предается публич­ной огласке, желание обходить закон усмиряется.

Элементы лоббистской тактики - тактики силового проталки­вания через властные структуры нужных решений - используют не только сами лобби, но и другие группы и общественные организа­ции. Нефтяные компании России в 1998 г., как они сами говорили, не являлись лобби. Они представлялись дойными коровами, кото­рые дают государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, проедаемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям «поплакаться в жилетку», рассказать о своей важности для страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти нена­вязчиво. Слушание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на подготовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, Президента, правитель­ство и рядовых граждан было оказано мощное.

Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на поли­тическую жизнь страны, является элита общества. Термин «элита» в конце XIX в. ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозначения высших приви­легированных слоев общества используется слово «элита», а в США - «истеблишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду лю­дей, занимающих в США позиции на верху иерархических пира­мид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, нау­ке и технике, рекламе и информации, культуре и «массовой куль­туре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример многие американцы.

Элита - небольшая группа людей, которые отличаются от дру­гих не"'лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Это узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, находящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финан­совых кругов, специалистов в области внешней политики и обо­роны: правительственную верхушку и политических лидеров, крупнейших ученых, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных музыкантов, балетмейстеров и мо­дельеров. В США она составляет 0,5% населения, которые владе­ют 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.

Различают столько видов элиты, сколько видов власти сущест­вует в обществе. Есть элита экономическая, политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ве­дущие политики, крупнейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме, них, в элиту могут также входить армейское руководство, руководители спецслужб.

К американской элите относятся представители так называе­мой «четвертой власти» - телекомментаторы Т. Коппел и Д. Разер, публицисты Дж. Уилл, У. Сэфайр, Б. Вудворд, политический карикатурист Г. Трюдо, основатель всемирной кабельной теле­службы новостей Т. Тэрнер. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые различают официальную элиту, состоя­щую из политической верхушки, и неофициальную - властью знаменитостей.

Как правило, элита составляет ядро господствующей партии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта, заражая массы людей своей активностью и целеустремленностью. Благодаря мощным капиталам они помогают покупать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикующих рекламные политические статьи, либо скупают на корню всю газету. Когда Россия перешла от социализма к капитализму, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались част­ные капиталы. Их-то и предоставили наиболее богатые люди страны, которых причисляли к олигархам. Сегодня их фамилии у всех на слуху. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бескорыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи финансировали аппарат Президента и членов правительства, благодаря чему добивались нужных себе назначений на высшие государственные посты. Их выдвиженцы, пользуясь служебным положением, предоставляли им огромные льготы и выгодные международные контракты, укрепляя и без того сильное экономическое и политическое влияние олигархов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.