Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сколько возрастов у человека?




Главных возрастов у человека четыре - детство, юность, зре­лость и старость. Но их может быть гораздо больше. А сколько именно?

Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно отве­тить не может. В науке не существует единой точки зрения, разде­ляемой всеми учеными, относительно того, сколько на самом деле возрастов у человека. Причина заключается в том, что границы между возрастами весьма условные. Объективные процессы, со­провождающие переход в другой возраст, растягиваются или проявляются у разных людей по-разному. К примеру, старческий склероз у одних возникает в 80 лет, а у других уже в 50.

Известный американский психиатр Салливан выделял шесть фаз в развитии человеческой личности:

младенчество, заканчивающееся с появлением членораздель­ной речи, пусть даже бессмысленной;

детство, с потребностью во взрослых товарищах по играм;

малолетний возраст, с его потребностью в настоящих товари­щах по играм, похожих на самого себя;

подростковый период, с потребностью в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола;

юность, с потребностью в близком партнере противоположно­го пола;

зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость, или взросление, встречается гораздо реже, чем нам ка­жется).

Человеческую жизнь можно подразделять не только на возрас­ты, т. е. биологически оформленные периоды созревания и взрос­ления организма, но также на фазы жизненного цикла. Жизнен­ный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособленные этапы (фазы) жизни человека. Каждый цикл характе­ризуется особым набором статусов и ролей, развитием эмоцио­нальной и интеллектуальной сфер человека, постановкой целей, стилем и образом жизни. Ученые предлагают самые разные классификации стадий жизненного цикла. В частности, амери­канский ученый Ш. Бюлер выделила пять главных фаз жизнен­ного цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характер­но отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умст­венных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, спо­собности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для не­го характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укрепле­нием собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и сво­им свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно про­водя время, спокойно проживая последние годы жизни.

Ж. Годфруа и другие психологи разделяют жизненный цикл на четыре больших периода: внутриутробный период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). В свою очередь, каж­дый из них делится на несколько стадий. Так, например, детство включает три стадии: а) первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года; б) второе детство с 3 до 6 лет; в) третье детство с 6 до 12 лет. Свои подпериоды имеют также отрочество и зрелость. Но о них речь впереди.

Согласно данным этнографии, каждое племя по-своему уста­навливает возрастные периоды в жизни человека. В племени квома они таковы: младенчество - до 2-4 лет; переходный пери­од - от 2-4 до 4-5 лет; детство - от 4-6 до 6-9 лет; отрочество -от 6-9 до 16-17 лет; после этого - взрослое состояние. В племе­ни ороколо различаются следующие возрастные ступени для мальчиков: акоре хекам - ходит голый; акоре икуа - носит пояс с небольшой кисточкой спереди; ерекаи хекаи (лет с 12) - носит пояс с большим прикрытием спереди; миро-акоре - живет в изо­ляции, готовится к обрядам посвящения; хоахо - молодой холо­стяк; аре-бина - новый человек (после прохождения обрядов по­священия); хаера-еапапо - большой человек; оапау - старик.

Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных стра­нах и на разных континентах, пришли к выводу, что возрастные границы младенчества, детства, отрочества и юности колеблют­ся в следующих пределах: младенчество длится до 2-3 лет, дет­ство - с 2-3 до 6-7, отрочество - с 6-7 до 13-15 лет, и юность -с 13-15 до 18-25 лет2. Младенчество начинается с появления на свет, заканчивается отнятием от груди. Встречается и другой признак, знаменующий окончание младенчества,- ребенок на­чинает ходить.

Возрастные периоды выражены у мальчиков гораздо ярче, чем у девочек. Объясняется это тем, что мальчик из члена семьи (младенчество, детство) станет полноправным членом общины, а девочке предстоит лишь переход из одной семьи (где ее мать и отец) в другую семью (где ее будущий муж и их будущие дети). Переход мальчика из семьи в общину связан с прохождением сложных и длительных обрядов инициации, а переход девочек из одной общины в другую, после брака, сопровождается неслож­ным свадебным обрядом.

Человеческое общество устроено достаточно мудро - на каж­дом этапе жизни оно открывает человеку доступные его возрасту виды труда, искусств и ролей, но не открывает другие, которыестанут доступными в старшем возрасте. Например, в школу нель­зя поступить раньше 6 и остаться после 19 лет. Раньше наступле­ния определенного возраста нельзя получить паспорт, принимать участие в голосовании, занимать государственные должности, призываться в армию и делать многое другое. По достижении оп­ределенного возраста вы не можете учиться в вузе или поступить в аспирантуру, занять ответственную должность.

Люди разных возрастов различаются между собой набором доступных ролей и функций, 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему; ему приходится ос­ваивать достаточно много социальных ролей, переходить из од­ного круга общения в другой.

Таким образом, процесс социализации распределен на времен­ные этапы, последовательность которых задана системой возрас­тного разделения труда в обществе. Основой этой системы служат психофизиологические особенности организма: 12-летний маль­чик не способен выполнять ту же работу, что и 30-летний мужчи­на. Возраст выступает основанием профессиональной и трудовой карьеры, приобретения или оставления социальных статусов на протяжении жизненного цикла.

Возрастное разделение труда, будучи составной частью дру­гой, более широкой категории, а именно общественного разделе­ния труда, так же, как и оно, определяет структуру возрастных статусов.

Возрастной статус - совокупность прав и обязанностей, припи­сываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего че­ловека гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: он мо­жет голосовать и быть избранным, он может занимать любой го­сударственный пост, даже стать президентом, покупать алкоголь и сигареты, водить машину. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.

Возраст, как социальный статус, обладает двумя качествами. С одной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, он является транзи­тивным, т. е. переходным статусом, так как мы постоянно перехо­дим из одного возраста в другой.

Возрастной статус, как система прав и обязанностей, предос­тавляет человеку своеобразный путеводитель по жизни: он сооб­щает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Пе­реход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации. Он осуществляет после специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуала­ми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.