Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и теории государства




Государство - важнейшая составная часть политической систе­мы общества. Политическая система общества представляет собой совокупность социальных институтов, осуществляющих опреде­ленные политические функции. С давних времен мыслители заду­мывались над сущностью и механизмами действия государства, его ролью в обществе и политической системе. Созданные ими концепции изучают сегодня в учебных заведениях всего мира. Ниже приведены наиболее известные.

Первых теоретиков античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта - Платон (427-347 ДО н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).

Платон. Первым в истории трудом по общей социологии считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию социального расслоения, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но постоянно злоупотреб­ляет властью. Чтобы этого не происходило, необходимо лишить знать част­ной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высо­кообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

Аристотель. Опорой порядка, согласно учению Аристотеля, выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управля­ется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравни­тельным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нра­вам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управ­ляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С дру­гой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство лю­дей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Но­вого времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не па структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, став науками о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они нако­пили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обе­щания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязатель­но их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зави­симость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие.

Третий закон гласит: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Награ­дами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раз­дражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. На­казание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти - причин мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сби­вает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди вовсе не преследуют общественное благо, а стремятся либо извлечь себе выгоду, либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со време­нем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вы­нуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство - наилучший спо­соб удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние догражданского общества - война всех против всех или социальная борьба за выживание. Иное дело гражданское общество -высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридиче­ских законах. В гражданском обществе три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собст­венность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, пра­вительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война против всех.

Признавая за королем верховную власть, Гоббс одновременно отрицал ее божественное происхождение. Человек постоянно стремится к самосохране­нию и к власти, а это неизбежно должно привести к «войне всех против всех». Поэтому людям необходим правитель, которому они передали бы свои права, а тот, в свою очередь, на основании общественного договора обеспечил бы процветание общества.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) является теоретиком кон­ституционной монархии и правового государства. В книге «Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна подразделяться на законодательную, исполнительную (включая су­дебную) и федеративную (внешних сношений). В правильно устроенном госу­дарстве эти ветви власти находятся в состоянии динамического равновесия. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В отличие от Гоббса, трактовавшего есте­ственное состояние общества как войну всех против всех, Локк считал тако­вым свободу и равенство людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникнове­ние конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответствен­ное перед народом. Локк обосновал фундаментальные права человека: свобо­да, равенство, неприкосновенность личности и собственности.

Он одним из первых четко сформулировал принцип разделения властей. Его идеи подготовили «славную революцию» в Англии (1689) и легли в осно­ву американской и французской революций. Джон Локк считается одним из крупнейших мыслителей эпохи Просвещения.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство тождественно стране и политиче­ски организованному народу, проживающему на данной террито­рии. В этом значении говорят, например, о российском, американ­ском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «коро­левство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские про­светители XVIII в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство - для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (преступников).

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной вла­стью на определенной территории. Оно существует наряду с дру­гими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п. Иными словами, государство - это центральный, но не един­ственный институт политической системы общества.

Государства как политическая организация общества разли­чаются не только формой правления (монархия, республика), но и формой территориального устройства.

Территориальная организация государства описывает взаимо­действие областей регионов, штатов, кантонов и т. д. Иными сло­вами, много или мало автономии, прав и возможностей центр со­хранил за местными властями или он полностью растворил все в едином политическом пространстве.

С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образова­ние); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союз­ных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство. Решения, принятые централь­ным правительством и общим парламентом, обладают силой для всей территории государства.

Унитарная форма государства больше подходит для однона­циональных стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны). Федера­ция - это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и су­дебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Такое устройство больше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчи­няются разным нормам, исповедуют разные религии, скажем ис­лам и православие, а самое главное - не собираются жертвовать своей самобытностью и готовы ее отстаивать с оружием в руках. Здесь федеративное устройство - разумный компромисс и чуть ли не единственный выход из ситуации.

В федеративном государстве все территориальные субъекты, например штаты, собираются и принимают общую конституцию, которая разграничивает полномочия центра и полномочия мест. В дальнейшем любые изменения в союзную конституцию вносятся только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть во­просов является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов. За соблюдением разграничения прав центра и мест следит независимый суд, а также обычно двухпалатный пар­ламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих самых субъектов.

В США и России происходит именно так. Но есть множество различий. Штаты наделены большими правами, чем субъекты Федерации в России. Если вспомнить историю, то США форми­ровались снизу, штаты долго были самостоятельными, на объе­динение шли осторожно, каждый раз выкраивая себе максимум самостоятельности. Время от времени то в одном, то в другом по­являлась кучка радикалов, которые прямо заявляли о выходе штата из общего союза.

Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций со­держится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

И федеративное, и унитарное государства доказали свою жиз­неспособность и приняты большинством стран мира. А вот о конфедерациитакого не скажешь. Их мало, они нестабильны и быстро распадаются. В 1695 г., после победы народа ашанти над соседними племенами, Осаи Туту основал на Золотом Берегу Аф­рики государство, получившее название Конфедерация Ашанти. Подчинив себе соседние территории, Конфедерация Ашанти ста­ла мощным политическим союзом. Во главе государства стояли верховный вождь (ашантихене), его соправительница, часто на­правляемая королевой-матерью, и совет старейшин. Конфедера­ция была, построена по иерархическому принципу, отдельные должности наследовались. Исключение составляла сфера управ­ления завоеванными территориями, которое осуществляли мест­ные вожди (ашантийские короли).

Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815-1867) и некоторых других странах, но распались. На их основе формировались либо федерации, либо унитарные государства.

Знакомый нам пример - СНГ (Содружество Независимых Го­сударств) - союз суверенных государств, координирующих свою деятельность только по общим вопросам. Это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных со­вместных целей. Его члены полностью сохраняют государствен­ный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Сколько Россия не старается сохранить СНГ, мало что получает­ся. Искусственность такой конфедерации чувствуется всеми, и все готовы к новым переменам, но только не знают, какими они должны быть. СНГ образовался из союзных республик бывшего СССР, которые в 20-е годы, до возникновения СССР, пытались получить государственный суверенитет, быть независимыми. Но такие попытки быстро придавили, а потом в течение 70 лет рес­публики отучали даже думать о суверенитете. Понятно, что как только принуждение исчезло, а произошло это в памятную «горбачевскую перестройку», начался «парад суверенитетов». В нем было много взаимных отвержений и обид, перегибов и ребя­чества. Но через это всегда проходят молодые демократии.

Совершенно новый тип конфедерации - Европейский Союз. Он образован в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бель­гию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Фран­цию. В 1994 г. подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (так называемая «Европа без границ»), завер­шение формирования единого внутреннего рынка - устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, ка­питалов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, внутренней эконо­мической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 г. введена единая валюта - евро.

Новой конфедерации еще очень мало лет. Это даже еще не подросток, и говорить о том, какое будущее ее ожидает, еще рано.

Возможно, ее не постигнет судьба всех других конфедераций, а возможно, она лишь повторит ее, утвердив еще раз мнение о не­прочности подобных образований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.