КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интимизация
- философская теория процесса восприятия информации,которая представляет получателя и источник информации каксовершенно различные по образу мыслей и чувств сознания.Концепция И. родилась под влиянием культурологических идей Ю.М. Лотмана и М. М. Бахтина. Знание о другом человеке интимизируется в том случае,когда другой в глазах получателя информации разусредняется, тоесть становится не просто безликим источником информации, но иее равноценным производителем (см. также диалогитескоеслово), когда другой становится не таким, как "другие",когда мы ценим не только свою оценку другого, но его оценкусебя и других вещей и объектов, которые в этом случае как быодушевляются, получают статус событийности. Автор этой концепции, петербургский философ Борис Шифринвот что пишет по этому поводу: "И. - это некое преображение мира, когда ставится подвопрос его одинаковость для всех. Так же как любая массаискривляет пространство и по-своему изменяет его геометрию, такналичие другого человека, который как-то относится к жизни,воспринимает свою явь, должно настолько преображать мир, чтовозникает чувство расширения, когда становится непонятным, ктосубъект постижения нового бытия, кто инструмент для этогопостижения, а кто - само это бытие" (подобно тому как этопроисходит в мифе (см.). Другими словами, как в квантовой философии ВернераГейзенберга (см. принцип дополннтелъности) присутствиеэкспериментатора в эксперименте влияет на результатэксперимента, так в жизни человека появление в его актуальном пространстве (см.) другого человека, "чужого сознания",расподобляет процесс потребления информации, который теперьбудет учитывать это новое появившееся сознание, активно влиятьна него и подвергаться его влиянию. В процессе И. участвуют всегда "трое": воспринимающеесознание, деобъективизированный объект восприятия и то, что онвоспринимает, нечто третье; это может быть созерцанием цветка,чтением книги, заглядыванием в окно, - в нечто другое, чем то,что видит первое сознание. То, что наблюдается этим другим, какправило, неизвестно, оно лишь подает некие мистические сигналытого, что с этим другим сознанием происходит нечто, возможно,чрезвычайно важное. Приобщение к этому важному другого и естьИ. В ее непостижимом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалось горе, Такая страсти глубина... (Ф. И. Тютчев) Какое именно горе и какая глубина, понять не дано, данолишь заглянуть на мгновение. И. превращает вещь (книгу, окно, дверь, зеркало, картину -все пространства-посредники-медиаторы) в событие (см.).Поэтому И. противоположна остранению (см. также формальная школа), которое, наоборот, превращает событиев вещь: во втором томе "Войны и мира" Л.Н. Толстого НаташаРостова смотрит в театре оперу, и все, что происходит на сцене,деинтимизируется для нее, приобретает статус конгломератанепонятвых и ненужных вещей. Противоположный пример - И. в фильмах Андрея Тарковского,особенно в "Зеркале", например в сцене, когда мальчик читаетподанную ему незнакомой дамой. которая потом исчезает, книгу.При этом важно, что часть зрителей знает, а часть не знает (каксам мальчик-герой), что это письмо Пушкина к Чаадаеву, вкотором идет речь о судьбе России, и зритель не понимает, какименно воспринимает мальчик этот текст, читающий егосбивающмся, ломким голосом подростка, едва ли не по слогам. Нов этот момент и зрители, и герой понимают, что происходит нечточрезвычайно значительное. Человек не может все время жить в ситуации И., иначе онсойдет с ума. Это хорошо понимал Толстой, который былполновластным хозяином своих героев и, как хороший хозяин,хотел, чтобы его герои жили нормальной здоровой жизнью. Такойжизнью совершенно не в состоянии жить герои Достоевского,которые находятся в состоянии тотальной взаимной И., поэтому имвсе время плохо, так как нельзя жить с содранной кожей. И. и противоположный ей механизм - объектизация суть двамеханизма, регулирующих ценностную шкалу в человеческойэкзистенции и в культурном самопознании. Лит.: Шифрин Б. Интимизация в культуре // Даугава. - Рига,1989. - No 8. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр.статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |